На двери висит замок
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Решение проблемной ситуации: Ученики школы 23 выполнили Д/з давайте проверим правильно ли они его выполнили.
-запишите слова, исправляя ошибки.
-каким правило вы применяли в своей работе для того, чтобы правильно записать слова?
Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?(да, действительно сегодня мы с вами будем закреплять ранее изученную тему «ь» знак после шипящих на конце существительных).
3.Откроем учебнике на странице «??» и выполним упражнение 325.
-прочитайте диалог в парах т подготовьтесь к чтению по ролям.
Постарайтесь передать интонацию, выразить в голосе чувства.
А теперь поменяйтесь ролями и прочитайте диалог в пол - голоса в парах.
-удалось ли вашим товарищам передать интонацию?
-понимают ли участники диалога друг друга? (докажите)
-часто ли вы помогаете людям, когда вас просят?
4.Работа на доске
-выпишите слова, оканчивающиеся на «ь» знак т обозначьте орфограммы.
|
|
-почему в них написан «ь» знак?
5.Физминутка
На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (Пытаются разъединить руки)
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.
6.Работа в тетрадях с одним примером на доске.
-прочитайте упражнение 326.
-выпишите первое слово, обозначая звук буквой и объясняя орфограммы.
-продолжите задание самостоятельно в тетради.
7.Проверка
8.Составление схемы на основе изученного материала.
9.Итог урока:
-Какое правило мы сегодня усвоили?
10.Рефлексия:
Ребята, какое правило вы сегодня усвоили?
Какие задания вам показались сложными? Почему?
Сможете ли вы после нашего урока выполнить такие задания самостоятельно?
В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь «Имя существительное». Ему принадлежали все живые и неживые предметы. Кто?- человек, девочка, еж; что?- дворец, окно, камень.
Царь любил своих подданных и ласково говорил: «Вот она, моя дочь, ласточка, вода. А вот он, мой сын, труд, малыш, город».
Была в стране Грамматика буква - мягкий знак. Одни существительные жить без нее не могли: соль, кость, путь. А другие ссорились и шипели друг на друга: шалаш и рожь, печь и грач, луч и дочь. Они спорили между собой, где же должен жить мягкий знак.
И вот в один солнечный денек захотелось мягкому знаку найти себе друзей. Вышел он за ворота города и пошел по дороге. Вскоре мягкий знак дошел до реки и увидел прекрасный цветок. Он потянулся к нему, но вдруг из воды вынырнула страшная рыба. Это был ерш. Ерш открыл свою огромную пасть и чуть не утащил мягкий знак на дно.
Бедняга еле успел отскочить от воды. Испуганный, наш путешественник побрел дальше от реки.
|
|
Вдруг на небо набежала черная туча, и дождь полил как из ведра. Мягкий знак увидел шалаш и стрижа, летавшего рядом. Но стриж даже не поздоровался с мягким знаком,
улетев к своему берегу. Наш путник забежал в шалаш, но тот был такой ветхий, да к тому же в нем зияла огромная дыра. Кое-как мягкий знак переждал дождь, но совсем промок и продрог. Ему нужно было идти дальше. Вскоре он заметил под елью ежа и предложил ему дружбу. Мягкий знак залез под ель и прижался к ежу, чтобы согреться, но еж сильно уколол его своими иголками. Наш герой обиделся и ушел. Вскоре он забрел на ржаное поле. Рожь не прогнала его, угостила своими зернами. Мягкому знаку стало немного лучше. Он поблагодарил рожь. И тут, откуда ни возьмись, появилась полевая мышь.
Она обрадовалась гостю, пригласила его к себе в нору, напоила, отогрела, приютила, уложила спать на теплую печь на ночь. Утром мягкий знак, отдохнувший и довольный, пошел домой.
Он не нашел себе друзей среди ерша, стрижа, шалаша и ежа, зато навсегда подружился с рожью, мышью и печью. С тех пор мягкий знак пишется на конце после шипящих только у существительных женского рода.
2. – Так с кем не удалось подружиться мягкому знаку? С кем он подружился? Сейчас мы это проверим, в своих тетрадях запишите слова с учетом орфограммы.
ерш рожь
стриж мышь
шалаш печь
ключ нож
ночь
9.Итог урока:
-Какое правило мы сегодня усвоили?
10.Рефлексия:
Ребята, какое правило вы сегодня усвоили?
Какие задания вам показались сложными? Почему?
Сможете ли вы после нашего урока выполнить такие задания самостоятельно?
Д/з: № 326(последнее задание; подобрать примеры)