Сказка о мягком знаке

На двери висит замок

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Решение проблемной ситуации: Ученики школы 23 выполнили Д/з давайте проверим правильно ли они его выполнили.

-запишите слова, исправляя ошибки.

-каким правило вы применяли в своей работе для того, чтобы правильно записать слова?

Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?(да, действительно сегодня мы с вами будем закреплять ранее изученную тему «ь» знак после шипящих на конце существительных).

3.Откроем учебнике на странице «??» и выполним упражнение 325.

-прочитайте диалог в парах т подготовьтесь к чтению по ролям.

Постарайтесь передать интонацию, выразить в голосе чувства.

А теперь поменяйтесь ролями и прочитайте диалог в пол - голоса в парах.

-удалось ли вашим товарищам передать интонацию?

-понимают ли участники диалога друг друга? (докажите)

-часто ли вы помогаете людям, когда вас просят?

4.Работа на доске

-выпишите слова, оканчивающиеся на «ь» знак т обозначьте орфограммы.

-почему в них написан «ь» знак?

5.Физминутка

На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (Пытаются разъединить руки)
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.

6.Работа в тетрадях с одним примером на доске.

-прочитайте упражнение 326.

-выпишите первое слово, обозначая звук буквой и объясняя орфограммы.

-продолжите задание самостоятельно в тетради.

7.Проверка

8.Составление схемы на основе изученного материала.

9.Итог урока:

-Какое правило мы сегодня усвоили?

10.Рефлексия:

Ребята, какое правило вы сегодня усвоили?

Какие задания вам показались сложными? Почему?

Сможете ли вы после нашего урока выполнить такие задания самостоятельно?

В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь «Имя существительное». Ему принадлежали все живые и неживые предметы. Кто?- человек, девочка, еж; что?- дворец, окно, камень.

Царь любил своих подданных и ласково говорил: «Вот она, моя дочь, ласточка, вода. А вот он, мой сын, труд, малыш, город».

Была в стране Грамматика буква - мягкий знак. Одни существительные жить без нее не могли: соль, кость, путь. А другие ссорились и шипели друг на друга: шалаш и рожь, печь и грач, луч и дочь. Они спорили между собой, где же должен жить мягкий знак.

И вот в один солнечный денек захотелось мягкому знаку найти себе друзей. Вышел он за ворота города и пошел по дороге. Вскоре мягкий знак дошел до реки и увидел прекрасный цветок. Он потянулся к нему, но вдруг из воды вынырнула страшная рыба. Это был ерш. Ерш открыл свою огромную пасть и чуть не утащил мягкий знак на дно.

Бедняга еле успел отскочить от воды. Испуганный, наш путешественник побрел дальше от реки.

Вдруг на небо набежала черная туча, и дождь полил как из ведра. Мягкий знак увидел шалаш и стрижа, летавшего рядом. Но стриж даже не поздоровался с мягким знаком,

улетев к своему берегу. Наш путник забежал в шалаш, но тот был такой ветхий, да к тому же в нем зияла огромная дыра. Кое-как мягкий знак переждал дождь, но совсем промок и продрог. Ему нужно было идти дальше. Вскоре он заметил под елью ежа и предложил ему дружбу. Мягкий знак залез под ель и прижался к ежу, чтобы согреться, но еж сильно уколол его своими иголками. Наш герой обиделся и ушел. Вскоре он забрел на ржаное поле. Рожь не прогнала его, угостила своими зернами. Мягкому знаку стало немного лучше. Он поблагодарил рожь. И тут, откуда ни возьмись, появилась полевая мышь.

Она обрадовалась гостю, пригласила его к себе в нору, напоила, отогрела, приютила, уложила спать на теплую печь на ночь. Утром мягкий знак, отдохнувший и довольный, пошел домой.

Он не нашел себе друзей среди ерша, стрижа, шалаша и ежа, зато навсегда подружился с рожью, мышью и печью. С тех пор мягкий знак пишется на конце после шипящих только у существительных женского рода.


2. – Так с кем не удалось подружиться мягкому знаку? С кем он подружился? Сейчас мы это проверим, в своих тетрадях запишите слова с учетом орфограммы.

ерш рожь

стриж мышь

шалаш печь

ключ нож

ночь

9.Итог урока:

-Какое правило мы сегодня усвоили?

10.Рефлексия:

Ребята, какое правило вы сегодня усвоили?

Какие задания вам показались сложными? Почему?

Сможете ли вы после нашего урока выполнить такие задания самостоятельно?

Д/з: № 326(последнее задание; подобрать примеры)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: