Звукопроизношение

L. Фонетическая сторона речи

Характеристика речевой функциональной системы

Ll. Нарушение применения средств общения

L. Нарушение средств общения

1. ФНР – фонетическое нарушение речи - нарушение произносительной стороны речи.

2. ФФНР – фонетико-фонематическое нарушение речи - нарушение произносительной стороны речи и фонематических функций -> восприятие, анализ, синтез, представление

3. ОНР – общее недоразвитие рези – это расстройство всех компонентов речевой функциональной системы -> фонетического, фонематического, лексического, грамматического

Левина Р. Е. охарактеризовала 3и уровня речевого развития при общем недоразвитии речи. Фомина Т. Б. охарактеризовала 4й уровень развития речи

1. Заикание

Левина Р. Е. отмечает, что заикание часто сочетается с общим недоразвитием речи.

В данной классификации не выделено расстройство письменной речи. Левина Р. Е. считала, что они отмечаются в школьном возрасте, как следствие недоразвития устной речи.

2. Звуко-слоговая структура слова – количество слогов в слове и место словесного ударения составляют ритмический рисунок лова. В зависимости от структуры различают следующие типы слогов:

- прямой – согласный + гласный – в прямом слоге звуки отличаются высокой степенью артикуляторной слитности

- обратный – гласный + согласный

- закрытый – согласный + гласный + согласный

- слог со стечением согласных – согласный + согласный + гласный или гласный + согласный + согласный

Для диагностики восприятия звукo-слоговой структуры слова предлагаются для повторения, или самостоятельного называния по картинкам, слова разной структуры, отличающиеся как количеством слогов так и их структурой.

13 классов слов по А.К. Марковой

1 кл. двусложные слова с открытыми слогами (МУКА)

2 кл трехсложные слова с открытыми слогами (МОЛОКО)

3 кл. односложные слова (ДОМ, КОТ, ДУБ)

4 кл. двусложные слова из открытого и закрытого слога (ПЕНАЛ)

5 кл. двусложные слова со стечением согласных в середине (МЫШКА)

6 кл. двусложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (КОМПОТ)

7 кл. трехсложные слова с закрытым слогом (ТЕЛЕФОН)

8 кл. трехсложные слова со стечением согласных (КОНФЕТЫ)

9 кл. трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ПАМЯТНИК)

10 кл. трехсложные слова с двумя стечениями согласных (МОРКОВКА)

11 кл. односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (ХЛЕБ, ВОЛК)

12 кл. двусложные слова с двумя стечениями согласных (КЛЕТКА)

13 кл. четырехсложные слова из открытых слогов (ЧЕРЕПАХА)

При повторении слов могут допускаться ошибки:

- пропуск слога (велосипед – весипед)

- перестановка слогов (пакетик – капетик)

- добавление слога (панама – пананама)

- уподобления слова (работа – бабота)

- упрощение стечения согласных (стол – тол)

Звук субститут – звук заменитель – когда звук позднего онтогенеза заменяется звуком более раннего онтогенеза (р -> л)

В литературе описаны 2е различные стратегии усвоения звуко-слоговой структуры слова

а. аналитическая – так называемые «звуковые дети»

б. холистическая – так называемые «слоговые дети» (кирпичеки - титикики)

3. Просодика – это комплекс средств включающих:

- мелодику (основной компонент интонации)

- темп речи – скорость произнесения речевых единиц. Нормальный темп 5-6 слов в секунду, 10-12 звуков в секунду, 20-30 звуков - тахелалия

- паузацию

- длительность и интенсивность (реализуется по средством словесного и логического ударения)

- тембр индивидуальная окраска голоса

К расстройствам произносительной (фонетической) стороны речи относят: дислалию, дизартрию, ринолалию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: