Современное направление

Этиология речевых нарушений

Артикуляторный аппарат

Выполняет функцию артикуляции и включает активные (подвижные – губы, язык, мягкое небо, нижняя челюсть) и пассивные (не подвижные – верхняя челюсть, зубы, твердое небо) органы.

Артикуляция заключается в образовании смычек и щелей между различными частями спинки языка (кончиком, передней части, средней части и задней части или корня языка) с различными участками твердого нёба, а так же между верхней и нижней губой, и верхними зубами. Ведущее значение имеет язык, в котором условно выделяют: кончик, переднюю, среднюю и заднюю части спинки языка, боковые края языка, подъязычную связку (уздечку).

Из центрального аппарата речи поступают импульсы, что приводит в движение органы речи. Однако существует и обратная связь в механизме речеобразования, реализуемая по двум каналам: слуховому и кинестетическому. Причем второй из них является более действующим, так как позволяет внести поправку в программу до того, как слово произнесено. Слуховой же срабатывает после его произнесения.

Этиология – это учение о причинности. В философии сложились 2 направления о причинах различных нарушений:

1. Монокаузализм (моно - одна, causalis - причина).

Сторонники данного направления, происхождение тех или иных нарушений, связывали с действием только одни ведущей причины, игнорируя при этом условия способствующие, или ограничивающие действия данной причины. Таким образом причина приравнивались к необходимости. (Ошибочная концепция).

2. Кондиционализм (от лат. conditio — «условие»)

Сторонники этого направлений указывали на множество разнообразных условий приводивших к тому ли иному нарушений, однако не видели причины расстройства. Высказывалась идея о непознаваемости причины.

Этиология речевых нарушений исходит из представления о том, что происхождение речевого расстройства обусловлено как действием ведущей причины, так и наличием условий благоприятствующих ее действию или ограничивающих её.

Например: заикание происходит в следствии предполагаемых условий (почва) и производящих причин (толчки) + невротические особенности ребенка (различные фобии, страхи и т. д.) + кратковременная психическая травма (испуг).

Под причиной речевого нарушения понимается воздействие внешнего или внутреннего вредоносного фактора или совокупности факторов на организм, которое определяет специфику речевого расстройства и без чего оно не может возникнуть. Под условием понимаются внутренние или внешние факторы, способствующие или препятствующие возникновению речевого расстройства. В настоящее время причины речевых нарушений подразделяет на:

А. Внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) причины.

Внешние причины связаны с воздействием повреждающих факторов внешнего мира на речевой аппарат (черепно-мозговые травмы, опухоль и т. д.)

К внутренним причинам относят, как правило, действие наследственных факторов (заикания, дислексия, механическая дислалия.

Б. Органические и функциональные причины

Действия органических причин приводят к изменению анатомического строения речевого аппарата, в зависимости от того какой отдела речевого аппарата оказался поврежденным эти причины подразделяются на:

- центральные органический (опухоль головного мозга, асфиксия и т. д.)

- периферические органические (врожденная расщелина губы и неба)

Действия функциональных причин не приводят к нарушению строения органов речи, а нарушают только их работу:

- центральные функциональные причины (психогенный фактор -> психогенная афония, т. е. потеря голоса при сохранном смехе и плаче)

- периферические функциональные причины (не точность движения органов артикуляции при отсутствии парезов и параличей -> функциональная моторная дислалия)

О функциональных нарушения мозговой клетки, речь может идти тогда (по Павлову И. П.), когда она повреждена не глубоко и еще способна выйти из тормозного состояния, т. е. когда изменения носят обратимый характер (стрессовая ситуация, неправильное отношение к развитию речи ребенка и т. д.)

Повреждающие факторы могут оказывать воздействие в различные периоды развития:

1. Перинатальный период (внутриутробный)

- токсикоз беременности

- хронические заболевания матери (сердечнососудистой системы, почек, печени)

- инфекционные заболевания матери перенесенные в период беременности

- прием лекарственных препаратов

- избыток или недостаток витаминов

- химические вредности

- резус конфликтная ситуация

- повышенный радиационный фон обличения

- психические и физические травмы матери

2. Натальный период развития

- роды не в срок

- быстрые стремительные или затяжные обезвоженные роды

- асфиксия (белая или синяя)

- неудачное применение средств родовспоможения

- черепно-мозговые травмы

- кесарево сечение

3. Постнатальный период развития

- менингит, энцефалит, менингоэнцефалит

- черепно-мозговая травма

- опухоль головного мозга

- действие социально-психологических причин (подражание не правильной речи окружающих и т. д.)

К условиям способствующим возникновению речевых расстройств относят:

социально-психологические условия:

- не внимание взрослых к развивающейся речи ребенка

- дефицит речевого общения взрослого с ребенком

- вредные привычки взрослых общаться с ребенком детской лепетной речью

- двуязычие в семье (противоречивость языковых систем)

- неправильная речь окружающих

- поощрение и наказание за неправильную речь ребенка

биологические условия

- соматическая ослабленность ребенка

- критические периоды развития речи

А. до 1 года складываются предпосылки развития речи

Б. 3 года – бурное развитие связной речи, что требует интеграции лексических, грамматических, фонетико-фонематических способностей

В. 6-7 лет – поступление в школу, овладения письменной речью.

В эти периоды речевая функция особенно чувствительна к действиям повреждающих факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: