Этиология речевых нарушений
Артикуляторный аппарат
Выполняет функцию артикуляции и включает активные (подвижные – губы, язык, мягкое небо, нижняя челюсть) и пассивные (не подвижные – верхняя челюсть, зубы, твердое небо) органы.
Артикуляция заключается в образовании смычек и щелей между различными частями спинки языка (кончиком, передней части, средней части и задней части или корня языка) с различными участками твердого нёба, а так же между верхней и нижней губой, и верхними зубами. Ведущее значение имеет язык, в котором условно выделяют: кончик, переднюю, среднюю и заднюю части спинки языка, боковые края языка, подъязычную связку (уздечку).
Из центрального аппарата речи поступают импульсы, что приводит в движение органы речи. Однако существует и обратная связь в механизме речеобразования, реализуемая по двум каналам: слуховому и кинестетическому. Причем второй из них является более действующим, так как позволяет внести поправку в программу до того, как слово произнесено. Слуховой же срабатывает после его произнесения.
|
|
Этиология – это учение о причинности. В философии сложились 2 направления о причинах различных нарушений:
1. Монокаузализм (моно - одна, causalis - причина).
Сторонники данного направления, происхождение тех или иных нарушений, связывали с действием только одни ведущей причины, игнорируя при этом условия способствующие, или ограничивающие действия данной причины. Таким образом причина приравнивались к необходимости. (Ошибочная концепция).
2. Кондиционализм (от лат. conditio — «условие»)
Сторонники этого направлений указывали на множество разнообразных условий приводивших к тому ли иному нарушений, однако не видели причины расстройства. Высказывалась идея о непознаваемости причины.
Этиология речевых нарушений исходит из представления о том, что происхождение речевого расстройства обусловлено как действием ведущей причины, так и наличием условий благоприятствующих ее действию или ограничивающих её.
Например: заикание происходит в следствии предполагаемых условий (почва) и производящих причин (толчки) + невротические особенности ребенка (различные фобии, страхи и т. д.) + кратковременная психическая травма (испуг).
Под причиной речевого нарушения понимается воздействие внешнего или внутреннего вредоносного фактора или совокупности факторов на организм, которое определяет специфику речевого расстройства и без чего оно не может возникнуть. Под условием понимаются внутренние или внешние факторы, способствующие или препятствующие возникновению речевого расстройства. В настоящее время причины речевых нарушений подразделяет на:
|
|
А. Внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) причины.
Внешние причины связаны с воздействием повреждающих факторов внешнего мира на речевой аппарат (черепно-мозговые травмы, опухоль и т. д.)
К внутренним причинам относят, как правило, действие наследственных факторов (заикания, дислексия, механическая дислалия.
Б. Органические и функциональные причины
Действия органических причин приводят к изменению анатомического строения речевого аппарата, в зависимости от того какой отдела речевого аппарата оказался поврежденным эти причины подразделяются на:
- центральные органический (опухоль головного мозга, асфиксия и т. д.)
- периферические органические (врожденная расщелина губы и неба)
Действия функциональных причин не приводят к нарушению строения органов речи, а нарушают только их работу:
- центральные функциональные причины (психогенный фактор -> психогенная афония, т. е. потеря голоса при сохранном смехе и плаче)
- периферические функциональные причины (не точность движения органов артикуляции при отсутствии парезов и параличей -> функциональная моторная дислалия)
О функциональных нарушения мозговой клетки, речь может идти тогда (по Павлову И. П.), когда она повреждена не глубоко и еще способна выйти из тормозного состояния, т. е. когда изменения носят обратимый характер (стрессовая ситуация, неправильное отношение к развитию речи ребенка и т. д.)
Повреждающие факторы могут оказывать воздействие в различные периоды развития:
1. Перинатальный период (внутриутробный)
- токсикоз беременности
- хронические заболевания матери (сердечнососудистой системы, почек, печени)
- инфекционные заболевания матери перенесенные в период беременности
- прием лекарственных препаратов
- избыток или недостаток витаминов
- химические вредности
- резус конфликтная ситуация
- повышенный радиационный фон обличения
- психические и физические травмы матери
2. Натальный период развития
- роды не в срок
- быстрые стремительные или затяжные обезвоженные роды
- асфиксия (белая или синяя)
- неудачное применение средств родовспоможения
- черепно-мозговые травмы
- кесарево сечение
3. Постнатальный период развития
- менингит, энцефалит, менингоэнцефалит
- черепно-мозговая травма
- опухоль головного мозга
- действие социально-психологических причин (подражание не правильной речи окружающих и т. д.)
К условиям способствующим возникновению речевых расстройств относят:
социально-психологические условия:
- не внимание взрослых к развивающейся речи ребенка
- дефицит речевого общения взрослого с ребенком
- вредные привычки взрослых общаться с ребенком детской лепетной речью
- двуязычие в семье (противоречивость языковых систем)
- неправильная речь окружающих
- поощрение и наказание за неправильную речь ребенка
биологические условия
- соматическая ослабленность ребенка
- критические периоды развития речи
А. до 1 года складываются предпосылки развития речи
Б. 3 года – бурное развитие связной речи, что требует интеграции лексических, грамматических, фонетико-фонематических способностей
В. 6-7 лет – поступление в школу, овладения письменной речью.
В эти периоды речевая функция особенно чувствительна к действиям повреждающих факторов.