Морфологический разбор причастий

Урок 37

Тема. Р.Р. Выборочное изложение. Описание внешности человека

Урок 36

Цели: закрепить навыки правописания причастий; закрепить пунктуационные навыки; развивать навыки письменного изложения текста.

Методические приемы: выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа.

Ход уроков

I. Чтение и анализ нескольких творческих работ

II. Работа с текстом

1. Пояснения учителя.

Выборочное изложение предполагает пересказ не всего текста, а лишь той его части, которая касается избранной вами темы. Пересказ должен идти от третьего лица. Поэтому выберем для изложения только описания героев рассказа Шолохова, их портреты. Вспомните, как вы описывали портрет известного вам человека.

Чтобы облегчить работу, при чтении текста постарайтесь мысленно представить себе героев, нарисовать их в своем воображении. Тогда вам останется лишь перенести то, что стоит перед вашим мысленным взором, на бумагу.

2. Выразительное чтение полного текста.

3. Беседа по вопросам.

- О чем, по-вашему, говорят портреты героев фрагмента? По каким признакам вы это установили? (Учитель кратко знакомит учеников с содержанием рассказа «Судьба человека», называет имена героев: Андрей Соколов, Ваня.)

- Определите тип речи текста. (Повествование с описанием.)

- Определите стиль текста. (Художественный с элементами разговорного — в диалогах.)

; - Какова композиция текста?

- Какими художественными приемами пользуется автор? (Эпитеты: устало, сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской и др., сравнения: светлыми, как небушко глазами; глаза, словно присыпанные пеплом; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: небушко, баском, сынок, ручонку; риторические вопросы: Видали вы когда-нибудь глаза...;

диалоги, авторские вводные слова: на мой взгляд и т. д.)

4. Выборочный пересказ на одну из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец». «Сын».

5. Обсуждение заглавия выборочного изложения.

6. Обсуждение планов (в обсуждении участвуют все, независимо от выбранной темы).

7. Задание: найти во фрагменте рассказа М.А. Шолохова причастия, дать их характеристику.

III. Выборочное изложение

Домашнее задание

Повторить § 9-22.

Цели: обобщить знания учеников о причастиях; развивать навыки морфологического разбора причастий; закрепить пунктуационные навыки.

Методические приемы: работа с учебником, пояснения учителя, лингвистический разбор, элементы анализа текста, словарная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Повторение темы «Вводные слова».

Записать предложения, определить значения и синтаксическую роль одинаковых слов. Объяснить орфограммы. Дать характеристику причастиям:

1) Казалось, конца не будет этой затянувшейся зиме. Эта затянувшаяся зима казалась бесконечной.

2) Этот деревянный дом, пожалуй, построен лет двести назад. Открывший мне дверь незнакомец пригласил: «Пожалуйте

в гостиную, вас ждут».

Комментарий. В первых предложениях каждой пары есть вводные слова (казалось, пожалуй), они не являются членами предложений.

Во вторых предложениях каждой пары эти слова - члены предложений: казалась бесконечной - часть сказуемого; пожалуйте -глагол-сказуемое в повелительном наклонении.

Причастия: затянувшейся, затянувшаяся, построен, открывший.

II. Чтение и анализ нескольких выборочных изложений

III. Изучение темы «Морфологический разбор причастия»

1. Слово учителя.

Мы знаем, как делается морфологический разбор самостоятельных частей речи: именных (существительного, прилагательного, числительного, местоимения), глагола и наречия. Порядок разбора причастий тот же: определение части речи, морфологических признаков и синтаксической роли слова. Поэтому попробуйте самостоятельно изучить порядок разбора причастия с помощью учебника,

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника (§ 23).

IV. Практические задания

1. Записать предложение под диктовку (один ученик у доски остальные - в тетрадях). Сделать устный морфологический разбор

причастий.

Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болельщиками.

2. Записать текст под диктовку, сделать письменный морфологический разбор причастий.

Лес, влажный от стаявшего инея, как от росы, ржавел осиновым и кленовым листом, краснел папоротниковыми ягодами, кис прелью умерших растений, каких-то разлагающихся трав, сгнивших, растекшихся грибов. Только мшистые кочки были сухо и свеже зелены. Зеленым было и болото, широкой полосой прорезавшее лес. (Ю. Нагибин.) Дополнительное задание:

- Определить художественные приемы, придающие тексту выразительность. (Отметим обилие определений, выраженных в основном причастиями и причастными оборотами; сравнение; ряды однородных членов (сказуемых, определений). Важную роль играет звукопись: богатые аллитерации (сочетания согласных) с шипящими ш,ж,щи свистящими з, с, которые передают звуки осеннего леса: шорох, шуршание листвы, травы.)

IV. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамке на с. 64; составить с ними предложения. По словарю иностранных слов узнать о происхождении этих слов, найти общее значение. Акварель, аквариум, акваланг.

Домашнее задание

1. §23.

2. Упражнение 131.

3. Подготовиться к контрольному диктанту с грамматическим заданием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: