Тема. Страдательные причастия прошедшего времени

Урок 30

Тема. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Урок 28-29

Цели: развивать самостоятельность учеников в обучении, их внимание; расширить знания о страдательных причастиях настоящего времени; показать способ выбора гласной в их суффиксах.

Методические приемы: беседа по вопросам, работа с таблицей, конструирование предложений, развитие речи (синтаксическая синонимия), словарная работа.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

На доске чертим таблицу (с. 48), которую заполняем (и в тетрадях), по мере ответов на вопросы. Примеры должны отличаться от примеров учебника.

Вопросы:

- Что такое страдательные причастия?

- От основ каких глаголов образуются страдательные причастия настоящего времени?

- Что такое переходные глаголы?

- Какие глаголы относятся к несовершенному виду?

- С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени?

- От чего зависит выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени?

Глаголы (переходные несовершенного вида)

Спряжения

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Примеры

- Выбор гласной в суффиксах каких причастий, кроме страдательных причастий настоящего времени, зависит от спряжения глагола, от которого образовано причастие? (Выбор гласной зависит от спряжения глагола также в суффиксах действительных причастий настоящего времени.)

II. Выполнение упражнений

1. Упражнение 101.

Комментарий. Дополнительный вопрос:

- Как мы выбираем гласные в окончаниях причастий? (По во­

просу, заданному от определяемого слова: о числе (каком?) -

множимом, снарядом (каким?) управляемым.)

Причастия, являющиеся специальными словами: намагничиваемый (из физики); множимом, вычитаемые (из математики).

2. Упражнение 102: по вариантам (1-й вариант- нечетные слова, 2-й - четные).

3. Упражнение 103: самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.

4. Развитие речи (синтаксическая синонимия).

Упражнения 104,105: устный разбор, письменное выполнение по

вариантам (1-й вариант - упражнение 104,2-й - упражнение 105).

III. Словарная и орфоэпическая работа

Записать слово движимый, помещенное в рамке (с. 50), в словарики, составить два предложения с этим словом.

Отметим, что встречается это слово преимущественно в письменной речи, в произведениях художественного стиля.

Домашнее задание

1.§ 18 (с. 48-49).

2. Упражнение 106: письменно.

3. Упражнение 107: устно (подготовка к диктанту); записать предложения с Прямой речью.

Цели: показать способы образования страдательных причастий прошедшего времени; повторить правописание -н- и -нн- в прилагательных; развивать монологическую речь учеников.

- С помощью какого суффикса образуются страдательные причастия прошедшего времени от основ глаголов на -ить-1

- Приведите примеры страдательных причастий прошедшего времени, образованные с помощью суффикса -т-. (Понятый, сжатый, увитый, сбитый, налитый и др.)

- Почему глаголы на -еть- и -ить- образуют страдательные причастия прошедшего времени одинаково, с помощью суффикса -енн-1 (Потому что гласная основы инфинитива отсекается, суффикс присоединяется к последней согласной основы.)

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 108: комментированное письмо.

Комментарий. Страдательное причастие прошедшего времени

не образуется от глагола приехать, потому что это непереходный глагол.

В некоторых страдательных причастиях прошедшего времени наблюдается чередование согласных: наградить - награжденный; победить - побежденный; возвратить - возвращенный; бросить -брошенный; вырастить - выращенный; взвесить - взвешенный; преобразить - преображенный; привести - приведенный; обидеть -обиженный; перевести - переведенный, а также добавление согласной «л»: углубить -углубленный; исправить - исправленный.

2. Упражнение 109: самостоятельная работа.

V. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамке (с. 52), в словарики; составить с ними предложения. Приведённый, переведённый.

VI. Повторение темы «Одна и дэе буквы -н-

в прилагательных»

Слово учителя.

В начале урока в объяснительном диктанте мы обрзначали условия выбор а одной и двух букв -н- в прилагательных. Потренируемся еще раз, подключая в задания страдательные причастия прошедшего времени.

Задание: записать слова под диктовку в три столбика:

1) прилагательные с суффиксом-к-;

2) прилагательные с другими суффиксами, содержащими -н-;

3) прилагательные с суффиксами, содержащими -нн-\

4) страдательные причастия прошедшего времени.

Кожаный, увешанный, скошенный, оловянный, туманный, гусиный, старинный, подклеенный, костяной, станционный, карманный,муравьиный, ветреный, дистанционный, смешанный, тыквенный, диванный, каменный, клюквенный, забранный.

туманный

Кожаный

оловянный

увешанный

старинный,

гусиный

станционный

скошенный

карманный

костяной

дистанционный

подклеенный

диванный

муравьиный

тыквенный

смешанный

каменный

ветреный

клюквенный

забранный

- Проверим правильность заполнения таблицы, читая слова в столбиках и объясняя их правописание.

Домашнее задание 1- § 19.

2. Упражнение ПО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: