Тема. Буквы а, о на конце наречий

Урок 78-79

Тема. Буквы о, е после шипящих на конце наречий

Урок 77

Цели: закрепить навыки правописания о и е после шипящих в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в наречиях.

Методические приемы: объяснительный диктант, лингвистический разбор, работа с таблицей, самостоятельная работа.

Ход урока

I. Чтение и анализ нескольких сочинений - описаний

действий

II. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Мальчонка, шёпот, задачей, чёлка, бельчонок, врачом, шоколад, шорох, лучом, с товарищем, свечой, бочонок, сверчок, малышом, большой, меньшего, грачом, дачей, медвежонок, на плечо, алычой, лучшего, ежовый.

III. Изучение темы «Буквы о и е после шипящих на конце

наречий»

Ученики самостоятельно изучают теоретический материал учебника (§ 40, с. 111).

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 241: комментированное письмо, конструирование предложений.

Вопросы:

- От каких слов образованы данные наречия? (От прилагательных и причастий.)

- Какой частью слова являются буквы о и е на конце наречий? (Суффиксами.)

2. Упражнение 242: работа с таблицей (выполняется на доске

и в тетрадях).

V. Занимательная лингвистика «Знаете ли вы?»

Слово «табу» - одно из немногих, пришедших к нам из полинезийского языка. Оно означает «строгий запрет». По верованиям полинезийцев, запрещается произносить вслух имена духов, что- бы они не принесли вреда. Русский язык освоил это несклоняемое слово, произведя от него глагол «табуировать», причастие «табуированный», существительное «табуирование». Значение этих слов ограниченно. Они не являются абсолютными синонимами слов «запретить», «запретный», «запрет», а употребляются, когда речь идет!' о запрете не принятых в обществе слов или действий. Например, вместо слова «черт» часто говорится «лукавый».

Интересно, что всем известное слово «медведь» тоже связано с табуированием. Это животное, пожалуй, единственное, не имеющее собственного имени в русском языке. В других языках оно не только названо: «bear» по-английски, «ber» по-немецки, УТОЧНИТЬ! Но и закреплено в названиях городов: Берлин, Берн.

По-русски же это «тот, кто ведает мёд», название окольное, не прямое. Вспомним, что и в русских народных сказках к медведю отношение особое. Его называют уважительно «хозяином», а часто - по имени, отчеству и фамилии: «Михайло Потапыч», «Топтыгин». Недаром этот зверь изображен на гербах многих старинных городов, и наших, и зарубежных.

Домашнее задание

1. §40.

2. Упражнение 243.

Цели: показать условия выбора правописания о и а на конце наречий; повторить способы образования слов.

Методические приемы: лингвистический разбор, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, написанного на доске; объяснить правописание наречий.

Завещ...я собра(н, нн)ую им ко(л, лл)екцию к...ртинру(с, сс)ких художников Москве Павел Михайлович Третьяков писал Для меня ист...(н, нн)о и плам...(н, нн)о люб...щего ж...вописъ (не, ни) может бытълу...шегож...лания как пол...жить нач...ло обществе(н, нн)ого всем доступного хранилищ... изящ...ных иску(с, сс)тв при-носящ...го многим пользу, всем уд...вольствие.

Дополнительное задание: сделать морфологический разбор слова лучшего.

Наречие

(Завещая собранную им коллекцию картин русских художников Москве, Павел Михайлович Третьяков писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».)

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о правописании о и е после шипящих на конце наречий.

2. Упражнение 243: проверка по цепочке.

III. Изучение темы «Буквы о и а на конце наречий»

1. Работа с теоретическим материалом учебника (§41,

с. 112-113): рассмотреть таблицу, ответить на вопросы, дополнить

таблицу своими примерами.

2. Комментарий: надо учитывать, что приставка из- имеет вариант с глухой согласной - ис-.

- В каких случаях возможна такая приставка? (Когда после приставки следует глухая согласная: искоса, исчерна.)

- Почему в словах исправно, доходчиво, современно на конце пишется о? (Эти слова образованы от прилагательных с приставками: исправный, доходчивый, современный.)

IV. Тренировочные упражнения

1. Упражнения 245, 246: комментированное письмо.

2. Упражнение 247: самостоятельная работа; морфологический разбор слова расположиться выполняется на доске и в тетрадях.

3. Упражнение 248: подготовка к изложению.

Комментарий. Слова, с помощью которых выражается отношение к персонажам и их действиям:

яростно (собака), маленький, взъерошенный, жалобно (котенок), поспешно, сердито, гневно (женщина).

- Как называются эти слова с точки зрения художественной выразительности? (Эпитеты.)

- Почему эпитеты отсутствуют в описании мальчиков? (Мальчики бездействуют, равнодушно ждут, что произойдет. Поэтому автор не наделил этих героев эпитетами.)

V. Изложение с творческим заданием

Домашнее задание

1. Прочитать § 41.

  1. Упражнение 249: подготовка к описанию картины

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: