Конспект 4
Профессия психолог появилась в XX в. Процесс формирования профессии психолога неодинаково протекал в разных странах и в разных сферах социальной жизни. Постепенно формировалась система профессионального образования и подготовки психологов, создавались профессиональные общества психологов, формулировались требования к профессиональной квалификации и опыту специалистов-психологов. Профессия психолога становится необходимой только тогда, когда в его знаниях появляется потребность. В настоящее время наиболее признана деятельность психологов в сфере педагогической, медицинской, социальной.
Педагог – психолог должен быть рассудительным, проницательным, свободомыслящим, вдумчивым аналитиком, экспериментатором. Он должен иметь высокие умственные способности, должен любить работу с людьми, радоваться социальному признанию (одобрению), великодушным к людям, хорошо запоминать имена, любезен, тактичен, дипломатичен в общении, совестливый, добросовестный, с чувством долга и ответственности, энергичный, должен уметь подчинять себе людей, уметь быстро решать практические вопросы. Педагог – психолог должен быть эмоциональгн устойчив, выдержан, спокоен, устойчив к стрессу, должен уметь реальн взвешивать обстановку. Он не должен давать клиентам таких обещаний, которые не может выполнить. Психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о детях которых обследует.
К средствам труда педагога - психолога относя приборы, компьютерную технику, знаковые средства, системы правил логического мышления, моральной и этической оценки. Для нормальной работы психологу необходим отдельный кабинет и помещение для групповых занятий с клиентами. Кабинет оборудуется автоматизированным рабочим местом психолога, включающим как минимум – компьютер с программным обеспечением, аудио- и видеоаппаратуру, фонд психодиагностических методик, телефон доверия, закрытые шкафы для хранения психологической информации и документов конфиденциального характера. Кабинет педагога – психолога должен содержать в себе мягкий ковер, мягкий диван, стол, 2 – 3 стула(школьных стандартов),1 – 2 подушки неправильной формы, либо мягкие плоские игрушки (черепахи, змейки и пр.), СР проигрыватель, магнитофон, компакт- диски, либо кассеты с разнородными музыкальными произведениями, вводными вербальными установками для релаксационной и игровой деятельности, оптимальный материал (набор методик и тестов), технический материал (цветная бумага, ножницы, карандаши, краски, бумага для рисования и т. п.), вспомогательный материал (геометрические формы, мозаики, конструкторы, маски оппозиционных героев (заяц – волк, царевна – Баба-Яга), яркие игрушки соответственно половых различий (кукла, машина), детские книги, журналы, книги-раскраски и т. д.), анкетные бланки, опросники, вспомогательная литература с информацией о смежных специальностях (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, поликлиники). Также в кабинете должен находиться рабочий стол, сейфовый шкаф, компьютерный комплекс, писчая бумага, средства для обеспечения компьютера, нормативная и специальная документация. Литература и периодические издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности, программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности.
Продолжительность рабочего дня при шестидневной рабочей неделе и недельной норме 36 часов не может превышать 6 часов. При пятидневной рабочей недели она определяется правилами внутреннего распорядка или графиком сменности, которые утверждаются администрацией по согласованию с профсоюзным органом, с учетом мнения трудового коллектива, специфики работы и соблюдения установленной продолжительности рабочего времени. Время начала и окончания ежедневной работы определяются правилами внутреннего трудового распорядка и графиком сменности. Законодательство не содержит запрета на установления индивидуального графика работы.
Также педагог-психолог должен обладать педагогическими умениями – обучать других умение помогать людям, прикладным умением и навыкам, повседневным жизненным навыкам, умению воздействовать на подопечного, либо группу средствами педагогической техники, уметь доступно, логично, образно, выразительно излагать материал.
Педагог – психолог имеет статус независимого эксперта – консультанта по психологическим проблемам обучения и воспитания.
Педагог – психолог должен знать: Закон РФ «Об образовании», Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о правах ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков, основы законодательства в области охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты.
Наименование должности «педагог-психолог» появилось не сразу. Первоначально (на основании письма Гособразования СССР от 27.04.1989 № 16, продублированного письмом Минобразования РСФСР от 30.05.1989 № 542/13т) было разрешено в пределах общего фонда заработной платы работников учреждений народного образования вводить в штаты детских садов, школ, школ-интернатов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений должность «психолог» при наличии специалистов, получивших квалификационное свидетельство факультетов переподготовки учителей по направлению «Психология», или специалистов, имеющих законченное высшее психологическое образование. Образовательные учреждения при реализации данного указания в отдельных случаях именовали психологов «практическими психологами». Следует отметить, что ни то, ни другое наименование должности впоследствии не оказалось приемлемым, поскольку при введении в декабре 1992 г. Единой тарифной сетки (далее – ЕТС) оплата труда по таким должностям предусматривалась лишь на уровне 6–11 разрядов даже при наличии высшего профессионального образования. Оплата труда самих учителей определялась в диапазоне 7–14 разрядов. С тем, чтобы не допускать ущемления прав отдельных категорий работников и оттока их из детских садов и школ при введении ЕТС, руководители образовательных учреждений (согласно приказу Минобразования России от 25.01.1993 № 21) должны были привести наименования ряда должностей в соответствие с наименованиями, предусмотренными тарифно-квалификационными характеристиками. Так, должности «психолог», «практический психолог» переименовывались в должность «педагог-психолог», для которой в дальнейшем были определены продолжительность рабочего времени, ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и некоторые другие преимущества, предусмотренные для педагогических работников.
Принадлежность педагогов-психологов к педагогическим работникам в настоящее время закреплена приказами Минздравсоцразвития России (от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”»).