Даосизм

Буддизм

Центром учения являются четыре благородные истины:

1. Существование человека неразрывно связано со страданием.

2. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь.

3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды.

4. Путь, ведущий к устранению страданий - восьмеричный путь:

• Правильное суждение - правильное понимание жизни как сосредоточения скорби и страданий.

• Правильное решение - решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам.

• Правильная речь - бесхитростная, правдивая, дружественная и точная.

• Правильная жизнь - соблюдение предписаний нравственности - знаменитых пяты заповедей (Панчащила), которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы: не вредить живым существам; не брать чужого; воздерживаться от запрещенных половых актов; не вести праздных и лживых речей; не употреблять опьяняющие напитки.

• Правильное стремление.

• Правильное внимание.

• Правильное сосредоточение.

• Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь самоистязания.

Существуют несколько способов очистить карму:

1. Стать аскетом-отшельником: «Пересекая потоки существования, откажись от того, что между ними. Если ум освобожден, то, что бы ни случилось, ты не придешь снова к разрушению и старости».

2. Занятия йогой (соединение, связь). Ее отдельные ступени:

• самообладание;

• овладение дыханием при определенных положениях тела;

• изоляция чувств от внешних влияний;

• концентрация мысли;

• медитация;

• отторжение - освобождение от телесной оболочки. (Проверка плана-конспекта и подведение итогов работы по первому вопросу.)

Таким образом, древние индийцы верили в живую Вселенную, человека считали неотделимой частью этого организма, так как жизнь для них не сводилась лишь к биологической ее форме, они имели право стремиться к бессмертию в других мирах и свято верили в бессмертную душу, стараясь не засорять ее злом и безобразными поступками.

3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»

Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Существует множество философских школ. Познакомимся с некоторыми из них.

           
     
 


Природы Космос Человек

Человек занимает срединное положение в мире.

Он должен преодолеть расколотость мира на два начала: ян (свет) и инь (тьма).

Дао - путь (все в мире находится в пути, в движении, в изменении, все непостоянно и конечно).

Следовательно, человек должен жить по принципу: «Передаю, но не творю». Человек - не царь Вселенной, не покоритель природы. Даосизм отвергает какое-либо усилие не только индивида, но и всего общества. Усилия общества, порожденные цивилизацией, ведут к противоречию человека и мира, к дисгармонии, ибо «если кто-либо захочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет присвоить его, потеряет его».

Человек должен следовать естественному ходу вещей, т. е. соблюдать «меру вещей». Недеяние, или, скорее, деятельность без нарушения иной меры, является не поощрением к деструктивной пассивности, но объяснением сообщества человека и мира на единой основе, которой является дао.

Человек может быть бессмертным как телом, так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений (духовное созерцание, дыхательные упражнения, половая гигиена), чем-то напоминающих йогу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: