К занятию 50 (альбом 3, с. 10).
Связь звука с буквой.
Развитие фонематического слуха.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Губы в улыбке; зубы сближены; кончик языка упирается в нижние резцы; передняя часть спинки языка выгибается и образует смычку с альвеолами. Под давлением воздушной струи смычка разрывается.
Воздушная струя сильная, отрывистая, холодная; голосовые складки не работают.
Звук Ц — согласный, всегда твердый, глухой.
Когда услышите звук Ц, поднимите синюю фишку, на остальные звуки — красную фишку.
Буква Ц — такая цаца! Мастерица наряжаться, Цепи ценные носить, Как царица в них ходить!
5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Произнесение слоговых рядов: ац-оц-уц-иц, ыц-ац-оц-уц и т.д.
— Звуковой анализ и синтез слогов АЦ и ЦА. Составление схем.
— Проговаривание названий картинок, выставленных на доске.
— Слоговой анализ слова цветок: деление на слоги, выделение ударного слога. Запись графической схемы.
— Составление предложений с заданными словами: «цветовод» и «цветок». Запись графической схемы.
|
|
IV. Физкультминутка. Движения по тексту.
Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок. (С. Маршак)
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
— Чтение текста.
Дождались мы светлого мая. На лугу расцвели разноцветные цветы. Цветовод пошел на луг и перенес цветы в цветник. В природе цветы быстро отцветают, а в цветнике долго будут цвести и радовать глаз своим цветением. Один цветочек отцветает, а другой ярким цветом зацветает.
— Выделение из текста родственных слов и слов- действий (цветы, цветочек, цветут, отцветают, цветовод, расцвели, цветник, зацвели, цветение, отцвели, цветок зацветает).
— «Посадка» цветов на лесную поляну (выставляется сюжетная картинка «Лесная поляна» и в прорези вставляют бумажные цветы при произнесении родственных слов и слов-глаголов).
Логопед: Какая теперь поляна? (Цветущая.)
VI. Итог занятия и оценка работы детей. Над каким звуком мы сегодня работали? Какими словами «украшали» цветочную поляну?
VII. Домашнее задание.
VIII. Материал для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 10; март, 4 неделя).
— Игра «Найди общий звук». Ольга, лента, лекарство, пыль; лампа, лук, бал, палка; цыпленок, абзац, цып-цып, палец и т.д.
— Игра «Подумай, не торопись». Подобрать слова на последний звук в словах палец и пыль и первый звук в слове лампа.
— Звуковой анализ слов типа цапля, лампа.
— Составление предложений со словами из предыдущего задания. Анализ, составление схемы.
— Работа в тетрадях с буквами и словами.