Феномены культурной жизни

Типология культур

Субкультура – система норм и ценностей, отличающих некую социальную группу от большинства общества; культура отдельных групп, отличающихся особенностями речи, манерой поведения и стилем в одежде.

Массовая культура – вид культуры, которая предлагает индивиду набор стереотипных моделей поведения и ценностных предпочтений. Масса – объединение индивидов по несущественным признакам, которое характеризуется размытостью границ и неопределенностью состава. Х. Ортега-и-Гассет проводит деление общества на "избранное меньшинство" и "массы". Ф.Ницше заявлял, что народ – "бесформенный материал, который нуждается в резчике". В современном, постиндустриальном обществе масса формируется с помощью коммуникативных технологий.

Элитарная культура – вид культуры, противоположный массовой культуре, характеризующийся производством культурных ценностей, доступных в основном узкому кругу людей (элите).

Поп-культура – типичное образование глобального коммуникационного поля современного общества, характеризуемое поверхностно-нигилистическим отношением к классическому искусству и мировому культурному наследию.

Маргинальная культура – культура индивидов, не интегрированных полностью ни в одну культурную систему, находящихся на границе двух или нескольких культур и не идентифицируемых полностью ни с одной из них.

Ценность – положительная значимость тех или иных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности по отношению к вещам (материальные ценности), людям и идеям (духовные ценности). Впервые термин "ценность" в философском смысле употребил И.Кант.

Эстетизм (греч. aisthetes – воспринимающий) – способность человека видеть прекрасное во всех проявлениях жизни и искусстве; отношение к искусству как к предмету утонченного наслаждения, доступного только "избранным", которые независимо от внешнего утилитарного интереса переживают глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства.

Совесть – способность человека к нравственному самоопределению, т.е. способность личности осуществлять нравственный самоконтроль.

Насилие – противозаконное и аморальное применение силы, кроме тех случаев когда оно имеет социальное оправдание; насилие – неотъемлемый элемент развития человеческого общества (войны, конфликты, революции и т.п.). Оправдание насилия характерно для взглядов Ницше, Дюринга, Сореля, Маркса, Ленина, анархистов и др. Другие философы обосновывали этику ненасилия, основанную на принципе человеколюбия (Иисус Христос, Л.Н. Толстой, М. Ганди, М.Л. Кинг).

Тема 21. Смысл жизни человека

Смысл жизни – наиболее ценное в жизни, выступающее как высшая цель человеческого бытия. Вопрос о смысле жизни связан с осознанием человеком смертности, конечности своего существования.

Трактовки смысла жизни. Согласно различным позициям в философии, смысл жизни определялся как: нирвана, отсутствие желаний (буддизм); отречение от мира и его соблазнов (аскетизм); отказ от всех общественных обязанностей, простота и естественность, минимум потребностей (киники); наслаждение жизнью (гедонизм, эпикурейцы); достижение счастья, блаженства, свободы от страданий (эвдемонизм); душевный покой, умение мужественно и достойно подчиняться судьбе (стоики); успех в жизни, извлечение пользы (утилитаризм, прагматизм); личное самосовершенствование (перфекционизм); служение Богу и спасение души в потустороннем мире (религиозная философия); служение обществу, государству (конфуцианство, Платон, Гегель, марксисты); служение людям, преобразование себя, общества и самой жизни (светская философия); жизнь во благо других людей, всего человечества (альтруизм, отечественная религиозная философия) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: