Тема 2. Учет денежных средств организаций 3 страница

При выбытии основных средств накопленные по ним за весь период эксплуатации суммы амортизации отражаются по Д-ту счета 02 и К-ту счета 01.

Чтобы поддерживать действующие основные средства в рабочем состоянии в течение всего периода их эксплуатации проводят их ремонт. Различают следующие виды ремонтов:

- капитальный - замена несущих конструкций важных деталей, полная разборка;

- средний ремонт - замена некоторых важных деталей, частичная разборка.

Эти два вида ремонта требуют значительных финансовых вложений и проводятся раз в несколько лет, либо если основные средства побывали в аварии;

- текущий ремонт - направлен на поддержание основных средств в соответствующем техническом состоянии, а также замена мелких деталей, текущее техническое обслуживание основных средств.

Необходимо по указанной литературе изучить порядок отражения затрат по ремонту основных средств на счетах бухгалтерского учета при подрядном и хозяйственном способе его проведения; а также учет затрат на модернизацию и реконструкцию основных средств.

Также необходимо изучить порядок проведения инвентаризации основных средств, оформление и отражение ее ре­зультатов в учете.

Инвентаризация основных средств проводится не менее 1 раза в год комиссией, назначаемой руководителем ор­ганизации.

Во время инвентаризации комиссия уточняет данные бухгалтерского учета основных средств, проверяет их хранение и эксплуатацию, выявляет излишки или недостачи.

Результаты инвентаризации оформляются инвентаризационными описями в 2-х экземплярах. В конце описей мате­риально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку ко­миссией ценностей в их присутствии, об отсутствии каких-либо претензий к членам комиссии и принятии перечисленных в описи ценностей на ответ­ственное хранение.

При инвентаризации могут быть выявлены излишки или недостачи объектов основных средств.

Объекты, не числящиеся в учете, оцениваются комиссией по восстанови­тельной стоимости. Величину их износа комиссия определяет по действую­щему техническому состоянию объектов.

По данным инвентаризационных описей по выявленным расхождениям (излишкам или недостачам) составляются сличительные ведомости. К ним прилагаются объяснения материально-ответственных лиц. На основании этих объяснений комиссией принимается решение о поряд­ке регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета.

Выявленные при инвентаризации излишки основных средств приходу­ются за счет увеличения финансовых результатов:

Д-т сч. 01 К-т сч. 91 — на стои­мость указанных основных средств.

Недостачи или порча основных средств возмещаются за счет виновных лиц. В случае, когда виновные не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостач или порчи относятся на прочие дохо­ды и расходы.

Недостачи основных средств, выявленные при инвентаризации, отража­ются в учете следующими записями:

- Д-т сч. 94 К-т сч. 01 — на остаточную стоимость недостающих объектов основных средств;

- Д-т сч. 02 К-т сч. 01 — на сумму начисленной амортизации.

При наличии виновников недостачи или порчи объектов основных средств и решения о взыскании остаточная стоимость списывается со счета 94 записью:

- Д-т сч. 73-2 К-т сч. 94.

При погашении суммы недостачи (порчи) виновными в добровольном по­рядке составляются записи:

Д-т сч. 50 (51, 52) К-т сч. 73-2.

В случае удержания из заработной платы в принудительном порядке де­лаются бухгалтерские записи:

Д-т сч. 70 К-т сч. 73-2.

Если виновники недостачи или порчи основных средств не установлены или суд отказал во взыскании с них стоимости недостающих объектов, то убытки относятся на финансовые результаты: Д-т сч. 91 К-т сч. 94.

Все указанные записи на счетах бухгалтерского учета производятся на основании протокола инвентаризационной комиссии, утвержденного руко­водителем организации. Удержания с виновных лиц производятся на основании приказа руково­дителя организации.

Далее следует ознакомиться с порядком проведения переоценки основных средств и отраже­нием ее в учете.

Переоценка основных средств по восстановительной стоимости проводится в соответствии с указаниями финан­совых органов о переоценке основных средств.

Одновре­менно с изменением первоначальной стоимости пересчиты­вается и сумма износа по основным средствам. Пересчет суммы износа произ­водится для того, чтобы после переоценки величина износа составляла такой же процент от восстановительной стоимо­сти, как и до переоценки.

Переоценка осуществляется двумя методами:

- на основании коэффициентов пересчета (индек­сации) их первоначальной стоимости;

- путем прямого пересчета первоначальной стоимости применительно к стоимости аналогичного объекта основных средств в мо­мент переоценки.

После переоценки основные средства от­ражают в учете по восстановительной стоимости.

Дооценка первоначальной стоимости основных средств отражается по Д-ту счета 01 или 03 и К-ту счета 83 "Добавочный фонд".

Уценка первоначальной стоимости основных средств отражается записью методом "красное сторно" по Д-ту счета 01 или 03 и К-ту счета 83.

Увеличение суммы накопленной амортизации при переоценке основных средств отражается по Д-ту счета 83 и К-ту счета 02.

Уменьшение суммы накопленной амортизации отражается записью методом "красное сторно" по Д-ту сч. 83 и К-ту сч. 02.

Также необходимо по указанной литературе ознакомиться с понятиями «аренда основных средств», «лизинг основных средств», видами аренды и лизинга; изучить учет основных средств, сданных на условиях текущей (краткосрочной) аренды, учет операций по долгосрочной аренде основных средств у арендодателя и арендатора, учет лизинговых операций у лизингодателя и лизингополучателя.

Тема 6. Учет нематериальных активов

При изучении данной темы в первую очередь необходимо усвоить экономическую сущность понятия «нематериальные активы».

Под нематериальными активами понимают объекты долгосрочного пользования, а также долгосрочные затраты, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку.

Далее следует усвоить критерии отнесения имущества к нематериальным активам.

Нематериальными активами признаются активы:

- имеющие признаки, отличающие данный объект от других, в том числе аналогичных и не имеющие материально-вещественной (физической) формы;

- используемые в деятельности организации;

- способные приносить организации будущие экономические выгоды;

- срок полезного использования которых превышает 12 месяцев;

- стоимость которых может быть измерена с достаточной надежностью, то есть имеется документальное подтверждение стоимости, а также затрат, связанных с их приобретением (созданием);

- при наличии документов, подтверждающих права правообладателя.

При отсутствии любого из указанных критериев произведенные затраты не признаются нематериальными активами и являются расходами организации.

К нематериальным активам относятся: патенты на изо­бретения, лицензии, торговые марки, товарные знаки, права по использованию научной и производственной информа­ции, земли и природные ресурсы, программные продукты для ЭВМ, созданные на предприятии, ноу-хау и др.

В состав нематериальных активов включаются научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, результаты которых используются для производственных либо управленческих нужд.

Особое внимание следует уделить вопросу оценки нематериальных активов.

Нематериальные активы оцениваются в учете по первоначальной стоимости, а в балансе - по остаточной.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату у других организаций и физических лиц, определяется исходя из фактически произведенных расходов по приобретению.

Оценка нематериальных активов, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета инвалюты по курсу НБ РБ на дату совершения хозяйственной операции.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных от других организаций безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости, в случае невозможности оценки по рыночной стоимости - по соглашению сторон, но не ниже балансовой стоимости, по которой данный нематериальный актив числится у передающей стороны.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется в сумме фактических расходов на их создание, которые включают в себя расходы на материальные ценности, оплату труда, услуги сторонних организаций, патентные пошлины и другие расходы.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный фонд организации, устанавливается в денежной оценке, согласованной учредителями на день подписания договора о создании организации и / или утверждения устава.

В случаях, предусмотренных законодательством, нематериальные активы, вносимые в виде не денежного вклада в уставный фонд юридического лица, подлежат экспертизе достоверности их оценки.

Также следует знать, что учет операций, связанных с движением нематериальных активов, осуществляется на основании первичных учетных документов, которые содержат основание ее совершения (документы, подтверждающие права правообладателя, договоры об уступке прав, лицензионные или авторские договоры, договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ).

Для осуществления учета и контроля за движением нематериальных активов каждому инвентарному объекту бухгалтерией присваивается инвентарный номер.

Аналитический учет нематериальных активов ведется в инвентарной карточке учета нематериальных активов, которая заполняется в одном экземпляре на основании акта о приеме-передаче нематериальных активов и других документов.

Кроме того, необходимо усвоить учет поступления и выбытия нематериальных активов; порядок расчета амортизации по объектам нематериальных активов.

Нематериальные активы могут поступать в результате: приобретения за плату у сторонних организаций и лиц; получения безвозмездно от других организаций и лиц; поступления в счет вклада в уставный фонд; производства собственными силами организаций; оприходования излишков, выявленных при инвентаризации и др.

Для синтетического учета нематериальных активов предназначен активный счет 04 "Нематериальные активы". По дебету счета 04 отражают поступление нематериальных активов, а по кредиту — их выбытие. К это­му счету могут открываться субсчета по видам нематериальных активов.

Синтетический учет по счету 04 ведется в журнале-ордере №13, аналитический – в ведомости №17.

Приобретение нематериальных активов в учете отражается следующими записями:

- Д-т сч. 08 К-т сч. 60, 75, 98 и др. — на стоимость нематериальных активов в зависимости от источника поступления,

- Д-т сч. 18 К-т сч. 60 – на сумму НДС,

- Д-т сч. 08 К-т сч. 51 (50, 52, 55, 66, 43, 60, 71, 70, 76, и др.) — на затра­ты, связанные с приобретением нематериальных активов (информационные и кон­сультационные услуги; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организа­ции; таможенные пошлины; регистрационные сборы; государственные пошлины и др.),

- Д-т сч. 04 Д-т сч. 08 — на ввод в эксплуатацию нематериальных активов по стоимости фактических затрат (первоначальная),

- Д-т сч. 60 К-т сч. 51 (52, 55) — при оплате за приобретенные немате­риальные активы и за оказанные услуги сторонними организациями по их доведе­нию к использованию.

Выявленные при инвентаризации неучтенные нематериальные активы оцениваются и принимаются к учету следующей записью:

- Д-т сч. 04 К-т сч.91.

Нематериальные активы выбывают в результате: списания; продажи другим юридическим и физическим лицам; безвозмездной передачи другим организациям; вклада в уставный фонд другой организации и в других случаях.

При выбытии нематериальных активов их остаточная стоимость отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 04 «Нематериальные активы».

В дебет счета 91 также относятся все расходы, связанные с вы­бытием нематериальных активов, а в кредит — доходы от выбытия.

При реализации (продаже) нематериальных активов другим организациям в учете де­лаются записи на счетах:

- Д-т сч. 62 К-т сч. 91 — на продажную стоимость нематериальных активов с учетом НДС,

- Д-т сч. 91 К-т сч. 68 — на сумму НДС, относимую на реализацию,

- Д-т сч. 51 К-т сч. 62— при пос­туплении выручки за реализованные нематериальные активы.

При передаче нематериальных активов в уставный фонд другой органи­зации делаются бухгалтерские записи:

- Д-т сч. 05 К-т сч. 04 — на сумму начисленной амортиза­ции за весь срок эксплуатации,

- Д-т сч. 06, 58 К-т сч. 04 — на остаточную стоимость,

- Д-т сч. 06, 58 К-т сч. 91 — разницу между договорной (экспертной) стоимостью передаваемых нематериальных активов и их балансовой стоимостью, если договорная (экспертная) выше балансовой. В случае если договорная (экспертная) стоимость передаваемых нематериальных активов окажется ниже их балансовой стоимости, то на эту разницу делается аналогичная проводка красным сторно (Д-т сч. 06, 58 К-т сч. 91 — красным).

В течение расчетного срока действия нематериальные активы должны постепенно переносить свою стоимость в виде амортизации на выпускаемую продукцию, выполненные работы или оказываемые услуги.

Величина амортизации по нематериальным активам начисляется ежемесячно и рассчитывается исходя из амортизируемой стоимости нематериальных активов и срока полезного их ис­пользования. Если данный срок определить невозможно, то он устанавливается в расчете 10 лет. По окончании срока полезного использования начисление амортизации по ним прекращается.

К амортизируемым нематериальным активам относятся принадлежащие обладателю имущественные права:

- на объекты права промышленной собственности;

- на объекты авторского и смежных прав;

- на результаты научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;

- на использование объектов интеллектуальной собственности в соответствии с заключенными договорами;

- пользования природными ресурсами, землей;

- доверительного управления имуществом.

Способы начисления амортизации и методика расчета амортизации нематериальных активов аналогичны основным средствам.

Однако, следует знать, что стоимость некоторых нематериальных активов погаша­ется без начисления амортизации. Так, положительную де­ловую репутацию фирмы (гуд-вилл) погашают путем умень­шения стоимости нематериальных активов по кредиту сче­та 04 в дебет счетов по учету затрат (ежемесячно): 20; 23; 26; 29. Сальдо конечное по данному аналитическому счету по­казывает остаточную, а не первоначальную стоимость объ­екта. Этот способ целесообразно применять к неотчуждае­мым объектам нематериальных активов.

Стоимость отдельных видов нематериальных активов может не погашаться. Как правило, это активы, стоимость которых со временем не уменьшается либо использование которых приносит постоянную прибыль, - товарные знаки, ноу-хау.

По нематериальным активам, стоимость которых не превышает одной среднемесячной базовой величины зара­ботной платы, износ разрешается начислять в размере 100% в момент приобретения.

Для учета амортизации нематериальных активов пред­назначен пассивный счет 05 «Амортизация нематериаль­ных активов». По его кредиту отражается начисление изно­са, а по дебету - списание износа при выбытии нематериальных активов. Начисление износа производится ежемесячно с включением в затраты производства в зависимости от направления использования объектов и отражается записью по Д-ту счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 и К-ту счета 05.

Тема 7. Учет вложений во внеоборотные активы

Изучение материала данной темы необходимо начать с определения понятия «капитальные вложения (инвестиции)», их состава.

Одним из источников средств расширения и увеличения объемов производства, внедрения новых высокоэффективных технологий и как следствие повышения качества и конкурентоспособности продукции являются собственные и привлеченные инвестиции.

В соответствии с Инвестиционным Кодексом РБ от 22.06.2001 г. № 37-З (в ред. От 09.11.2009 г. № 553) под инвестициями понимается любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной собственности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. При этом объектами инвестиционной деятельности являются: движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги и интеллектуальная собственность.

Таким образом, инвестиции – это вложения капитала во всех его формах в различные объекты хозяйственной деятельности с целью получения дохода (прибыли) или достижения иного желаемого для организации результата (социального, экологического, эстетического).

В зависимости от объектов вложения капитала выделяют реальные и финансовые инвестиции.

Реальные инвестиции – это вложения капитала в создание оборотных, внеоборотных и нематериальных активов.

Финансовые инвестиции – это вложения капитала в различные финансовые инструменты, главным образом в ценные бумаги, а также представление другим организациям краткосрочных и долгосрочных займов.

Наиболее значимы для организаций долгосрочные реальные инвестиции, так как они являются основой структурной перестройки производства. Осуществляются они в форме вложений (инвестиций) во внеоборотные активы.

Вложения во внеоборотные активы – это затраты организации на приобретение, создание новых и воспроизводство существующих объектов основных средств, нематериальных активов и прочих внеоборотных активов.

Капитальные вложения – это совокупность затрат организации, направленных на воспроизводство, приобретение и строительство основных средств.

В зависимости от объекта вложений выделяют:

- вложения в основные средства (капитальные вложения),

- вложения в нематериальные активы,

- вложения в прочие внеоборотные активы.

Далее необходимо изучить способы осуществления и учет капитальных вложений.

На практике применяются два способа осуществления капитальных вложений: подрядный; хозяйственный.

Подрядный способ – это проектирование и сдача объектов «под ключ», когда подрядная организация занимается подбором оборудования, заказывает и монтирует его, приглашает субподрядчиков для выполнения всех необходимых строительных работ. При подрядном способе заказчик не ведет учет затрат на строительно-монтажные работы в разрезе статей, т.к. его осуществляет подрядная организация на счете 20.

Взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком регулируются договором строительного подряда. При этом способе строительства заказчик в учете отражает сметную стоимость выполненных и принятых к оплате строительно-монтажных работ, а также затраты, возмещаемые подрядчикам сверх сметной стоимости.

Капитальные вложения, производимые подрядным способом в бухгалтерском учете отражаются следующими записями:

Корреспонденция Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
    на сметную стоимость строительно-монтажных работ (без НДС)
    на сумму НДС по строительно-монтажным работам
    на стоимость недостач и порчи ценностей при строительстве объектов
    на стоимость произведенного страхования материальных ценностей, относящихся к капитальным вложениям
    на сумму платежного требования (с НДС) оплаченного подрядчику
    на стоимость фактичес­ких затрат по возведению объектов основных средств

Хозяйственный способ отличается тем, что предприятие-заказчик организует самостоятельное строительно-монтажное производство, объединяя в одном юридическом лице заказчика и подрядчика.

При хозяйственном способе строительства организация отражает на счете 08 расходы, которые она производит в процессе осуществления капитальных работ. Учет затрат на производство строительно-монтажных работ ведется по объектам на основании первичных документов.

Законченные строительные объекты подлежат приемке специальной приемочной комиссией и зачислению в основные средства на основании акта о приеме-передаче основных средств.

Капитальные вложения, производимые хозяйственным способом, отражаются в учете следующими записями:

Корреспонденция Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
  02, 07, 10, 23, 68, 69, 70, … на сумму затрат по возведению объектов основных средств (в зависимости от вида расходов); отражают затраты нарастающим итогом с начала строительства до полного его окончания и сдачи в эксплуатацию
    на стоимость фактичес­ких затрат по возведению объектов основных средств
    начислена сумма НДС на фактическую стоимость введенных в эксплуатацию основных средств

Зачастую подрядный и хозяйственный способы сочетаются.

Для отражения информации о вложениях организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, нематериальных активов, инвестиционной недвижимости, иных долгосрочных активов предназначен счет 08 «Вложения в долгосрочные активы».

К счету 08 могут быть открыты субсчета: 08-1 «Приобретение и создание основных средств»; 08-2 «Приобретение и создание инвестиционной недвижимости»; 08-3 «Приобретение предметов финансовой аренды (лизинга)»; 08-4 «Приобретение и создание нематериальных активов»; 08-5 «Приобретение и создание иных долгосрочных активов».

По дебету счета 08 отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость внеоборотных активов.

Сформированная первоначальная стоимость основных средств, инвестиционной недвижимости, предметов финансовой аренды (лизинга), нематериальных активов отражается по дебету счетов 01, 03, 04 и кредиту счета 08.

При выбытии вложений, учитываемых на счете 08, их стоимость отражается по дебету счета 91 и кредиту счета 08.

Сальдо по счету 08 отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции по приобретению или созданию основных средств, инвестиционной недвижимости, предметов финансовой аренды (лизинга), нематериальных активов.

Аналитический учет по счету 08 ведется:

- по затратам, связанным с приобретением и созданием основных средств, инвестиционной недвижимости, нематериальных активов, - по каждому приобретаемому или создаваемому объекту;

- по затратам, связанным с приобретением предметов финансовой аренды (лизинга), - по каждому приобретаемому предмету финансовой аренды (лизинга).

Далее следует усвоить по­рядок учета затрат на приобретение обору­дования, требующего и не требующего монтажа.

В стоимость работ по монтажу оборудования включают затраты связанные с проведение монтажных работ, а также затраты, связанные с управлением и производством работ по монтажу оборудования и другие работы и затраты, предусмотренные в ценниках на монтаж оборудования.

Приобретение основных средств требующих монтажа, отражается следующим образом:

Корреспонденция Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
  60, 76, при согласии на оплату счетов поставщиков на стоимость без НДС
  60, 76, на сумму НДС по приобретенным основным средствам
  51, 52,.. по мере оплаты счетов поставщи­ков с учетом НДС
  60, 10,16, 70, 69, … на сумму расходов по приобретению и доставке объекта
  60, 76 на сумму НДС предъявленного поставщиками при доставке и приобретении объекта
    при передаче оборудования в мон­таж
  10, 70, 69, 20, 02, … в зависимости от вида расходов на сумму затрат, свя­занных с монтажом оборудования
    при вводе основных средств в эксплуатацию
    на сумму зачитываемого НДС

Приобретение основных средств, не требующих монтажа за плату у других организаций и лиц в учете отражается следующим образом.

Корреспонденция Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
  60, 76, при согласии на оплату счетов поставщиков на стоимость без НДС
  60, 76, на сумму НДС по приобретенным основным средствам
  51, 52, 55, 50 по мере оплаты счетов поставщи­ков с учетом НДС
  60, 76,10,16, 70, 69,.. на сумму расходов по приобретению и доставке объекта
  60, 76 на сумму НДС предъявленного поставщиками при доставке и приобретении объекта
    при вводе основных средств в эксплуатацию
    на сумму зачитываемого НДС

Также по указанной литературе следует изучить учет затрат на строительные работы; учет законченных строительством объектов основных средств и порядок определения их инвентарной стоимости; учет незавершенного строительного производства.

Тема 8. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг

При изучении материала по данной теме важно усвоить, что такое затраты на производство продукции; ознакомиться с понятием «расходы организа­ции»; усвоить классифика­цию затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Известно, что производство продукции (работ, услуг) требует определенных затрат, ко­торые составляют ее себестоимость. Вместе с тем организации несут ряд рас­ходов, возмещаемых за счет других источников (прибыли, различных фондов, целевого финансирования и целевых поступлений, госу­дарственного бюджета и т.д.). Однако основная доля затрат включается в се­бестоимость продукции (работ, услуг). Они должны возмещаться из стоимос­ти произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) и приносить до­ход (прибыль).

В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 затраты – это стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах.

Таким образом, важным для включения расходов понесенных организацией в состав затрат, является их связь с производством и реализацией продукции, товаров, работ, услуг.

Расходы - уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода путем уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала организации, не связанному с его передачей собственнику имущества, распределением между учредителями (участниками).

Организация в зависимости от характера, условий осуществления и направлений своей деятельности подразделяет понесенные расходы на:

- расходы по текущей деятельности;

- расходы по инвестиционной деятельности;

- расходы по финансовой деятельности;

- иные расходы.

Состав расходов организации изучите по Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102.

При определении того, включаются ли те или иные расходы в себестоимость продукции (работ, услуг) необходимо:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: