Тема 2. Учет денежных средств организаций 5 страница

Если в качестве учётной цены используют плановую себестоимость (свободные отпускные или розничные цены), то фактическая себестоимость готовой продукции формируется на основании учётной цены с учётом отклонений (отклонения учитываются по однородным группам). В конце месяца учетная цена доводится до фактической себестоимости. Сумма отклонений рассчитывается на основании процента отклонений фактической себестоимости продукции от учётной цены, который определяется по формуле:

Х= (О + О1) * 100 / (П + П1),

где О – сумма отклонений на остаток готовой продукции на складе на начало месяца;

О1 – сумма отклонений по продукции, поступившей на склад в течение месяца;

П – остаток готовой продукции на складе на начало месяца по учётным ценам (Сн по сч.43);

П1 – поступление на склад из производства готовой продукции в течение месяца по учётным ценам (Обд по сч.43).

Положительные или отрицательные отклонения показывают соответственно перерасход или экономию, допущенную организацией в процессе изготовления продукции. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция: перерасход отражается дополнительной проводкой, а экономия – красным сторно.

Готовые изделия, на которые цена в течение года снизилась, если они морально устарели или частично потеряли своё первоначальное качество, оцениваются в учёте и отчётности на конец отчётного года по цене возможной реализации с отнесением разницы в ценах на убытки.

Далее необходимо изучить порядок документального оформления и учет поступления готовой продукции из производства на склад.

Сдача готовой продукции из производства на склад оформляется приёмо-сдаточными накладными (разовыми или накопительными).

Оказанные услуги и выполненные работы фиксируются приёмо-сдаточными актами.

В бухгалтерии на основании сдаточных накладных ведут накопительные ведомости выпуска готовой продукции за месяц, которые заполняются по видам изделий или услуг, работ. В конце месяца в ведомости подсчитывают количество выпущенной продукции по ее видам и оценивают по плановой себестоимости (или иной учётной цене). По этой оценке ведётся аналитический учёт готовой продукции.

Для учёта продукции, изготовленной для продажи, в том числе и продукции, предназначенной для собственных нужд организации, применяется активный счёт 43 «Готовая продукция». Сальдо показывает фактическую себестоимость остатка готовой продукции на складах организации на начало или конец месяца.

Стоимость готовой продукции, изготовленной для реализации или предназначенной для собственных нужд организации, отражается по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счетов учета затрат на производство (20, 21, 23, 29).

Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на счете 43 «Готовая продукция» не отражается, а фактические затраты на их выполнение и оказание при отражении в бухгалтерском учете выручки от их реализации списываются с кредита счетов учета затрат на производство в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

Стоимость реализованной продукции при отражении в бухгалтерском учете выручки от ее реализации отражается по дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 43 «Готовая продукция».

Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от ее стоимости по учетным ценам, относящиеся к реализованной продукции, отражаются по дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 43 «Готовая продукция» дополнительной или сторнировочной записью.

Аналитический учет по счету 43 «Готовая продукция» ведется по местам хранения и отдельным видам готовой продукции.

При изучении вопросов организации складского учета и учета готовой продукции в бухгалтерии следует помнить, что учет готовой продукции на складе ведётся в натуральном выражении – аналогично учёту материальных ценностей с помощью карточек складского учёта. В карточке кладовщик на основании первичных документов записывает приход, расход и выводит остаток готовой продукции. Затем данные остатков переносит в сальдовую ведомость, или готовая продукция может учитываться в книгах количественно-сортового учета аналогично учету материалов.

Ежемесячно на основании карточек складского учета заполняется ведомость остатков готовой продукции (сальдовая ведомость) по учетным ценам в разрезе номеров, единиц измерения, количества, которая передается в бухгалтерию, где проводится таксировка данных по книге остатков по учетным ценам и сверяется с данными ведомости № 16 «Движение готовых изделий, реализация продукции и материальных ценностей».

Вместо ведомости остатков готовой продукции на складе может составляться отчёт материально-ответственного лица о движении готовой продукции на складе за месяц. В бухгалтерии отчёт таксируется и по его данным составляется сортовая оборотная ведомость.

В бухгалтерии учет готовой продукции ведется в денежном выражении в ведомости № 16 «Движение готовых изделий, реализация продукции и материальных ценностей» или № 16/1 «Учёт реализации продукции, работ, услуг по отгрузке»; а также в журнале-ордере № 11 (кредитовые обороты по сч. 43).

Следует также изучить порядок документального оформления и учёт отгрузки и реализации готовой продукции, работ, услуг; состав расходов на реализацию продукции, их учет и распределение.

Отгрузка (отпуск) готовой продукции со склада производится на основании договоров поставок. На основе договоров поставок и планов отгрузки отдел сбыта (маркетинга) выписывает приказ-накладную складу готовой продукции.

Основным документом по отгрузке продукции является ТТН-1. К ТТН прилагаются спецификации, технические паспорта на изделия, сертификаты качества и другие документы, указанные в договоре поставки. При отгрузке по железной дороге выписывается железнодорожная накладная.

В случае реализации готовой продукции работникам данной организации должно быть их заявление на реализацию, накладная на отпуск со склада и приходный кассовый ордер. При отпуске готовой продукции в счёт зарплаты сумма, на которую отпускается продукция, записывается в расчётно-платёжную ведомость.

Все документы на отгруженную продукцию, работы, услуги передаются в бухгалтерию для выписки расчётно-платёжных документов (счетов-фактур, платёжных требований, требований-поручений). Последовательность выписки документов зависит от условий оплаты – предварительной либо последующей.

Для учёта отгрузки и реализации продукции, товаров, работ и услуг используются следующие счета:

- 45 «Товары отгруженные»;

- 44 «Расходы на реализацию»;

- 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

Счет 45 «Товары отгруженные» предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции, товаров, выручка от реализации которых определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете. Счет 45 – активный. Сальдо отражает остаток товаров отгруженных, но не оплаченных покупателями на начало (конец) отчетного периода.

Стоимость отгруженной продукции, товаров отражается по дебету счета 45 и кредиту счетов 43, 41.

При отражении выручки от реализации отгруженной продукции, товаров суммы, учтенные на счете 45, списываются с этого счета в дебет счета 90.

Аналитический учет по счету 45 ведется по местам нахождения и отдельным видам отгруженной продукции, товаров.

Счет 44 «Расходы на реализацию» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с реализацией продукции, товаров, работ, услуг.

В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 отражаются расходы на упаковку изделий на складах готовой продукции, на доставку продукции к месту отправления, погрузки в транспортные средства, на содержание помещений для хранения продукции в местах ее реализации, на рекламу, другие аналогичные по назначению расходы.

В организациях, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность, на счете 44 отражаются расходы, связанные с реализацией товаров, на транспортировку товаров, на оплату труда, на содержание зданий, сооружений, инвентаря, на хранение, подработку и упаковку товаров, на рекламу, другие аналогичные по назначению расходы.

Произведенные организацией расходы, связанные с реализацией продукции, товаров, выполнением работ, оказанием услуг, отражаются по дебету счета 44 и кредиту счетов 10, 70, 69, 71, 76 и др.. Суммы, учтенные на счете 44, списываются с этого счета в дебет счета 90 в соответствии с законодательством.

Расходы на реализацию продукции списываются ежемесячно полностью или частично и распределяются между отдельными видами отгруженной продукции (в соответствии со способом, предусмотренным в учётной политике организации.Например, исходя из производственной себестоимости продукции, объёма выполненных работ или других соответствующих показателей.

Аналитический учет по счету 44 ведется по статьям расходов и (или) в ином порядке, установленном учетной политикой организации.

Счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с текущей деятельностью организации, а также для определения финансового результата по ней.

К счету 90 могут быть открыты субсчета (Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета).

По кредиту счета 90 отражается выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (Д-т сч. 50, 51, 52, 55, 62 и др. К-т сч. 90-1), а по дебету - налоги и сборы, исчисляемые из выручки (Д-т сч. 90-2, 90-3 К-т сч. 68), себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг (Д-т сч. 90-4 К-т сч. 20, 41, 43 и др.), управленческие расходы (Д-т сч. 90-5 К-т сч. 25, 26), расходы на реализацию (Д-т сч. 90-6 К-т сч. 44), прочие доходы и расходы по текущей деятельности.

Для выявления финансового результата (прибыли или убытка) от текущей деятельности за отчетный периодпредназначен субсчет 90-9 «Прибыль (убыток) от текущей деятельности».

Записи по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3, 90-4, 90-5, 90-6, 90-7, 90-8 производятся накопительно в течение отчетного года.

Сопоставлением дебетового оборота и кредитового оборота по счету 90 определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от текущей деятельности за отчетный период, который отражается по дебету (кредиту) счета 99 и кредиту (дебету) субсчета 90-9 «Прибыль (убыток) от текущей деятельности». Счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 (кроме субсчета 90-9), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9.

Аналитический учет по счету 90 ведется по видам реализованных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг и (или) в ином порядке, установленном учетной политикой организации.

Особое внимание следует уделить изучению способов (методов) реализации продукции и порядку отраже­ния операций по реализации продукции.

В зависимости от того в какой момент выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг признается в бухгалтерском учете существует два метода отражения на счетах бухгалтерского учета операций по реализации продукции:

- метод начисления (отгрузки) – отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они фактически совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним;

- метод оплаты – выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг признаются в бухгалтерском учете по мере оплаты отгруженной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Если фактом реализации является момент отгрузки покупателю продукции и передача расчётных документов на реализуемую продукцию (товары, работы, услуги), то последовательность отражения операций по реализации продукции у продавца следующая:

Д-т 90-4 К-т 43, 41, 20 – списание производственной себестоимости реализуемой продукции (выполненных работ или оказанных услуг);

Д-т 90-5 К-т 25,26 – списание управленческих расходов

Д-т 90-6 К-т 44 – списание расходов на реализацию, связанных с передачей продукции (товаров, работ, услуг) покупателю;

Д-т 62 К-т 90-1 – передача покупателю продукции по отпускной цене;

Д-т 90-2, 90-3 К-т 68 – начисление налогов от выручки в бюджет;

Д-т 90-9 К-т 99 – отражение прибыли от реализации продукции, товаров, работ или услуг;

Д-т 99 К-т 90-9 – списание убытков от реализации продукции, товаров, работ или услуг;

Д-т 51, 52, 55 К-т 62 – поступление от покупателя денежных средств (в порядке погашения дебиторской задолженности за переданную продукцию).

При таком отражении реализации налоги из выручки (налог на добавленную стоимость и акцизы (для подакцизных товаров)) и отражение финансового результата производятся в момент отгрузки продукции независимо от того, когда организация получит деньги от покупателя. Применение метода реализации по моменту отгрузки выгодно в случаях, когда покупатель производит предоплату или перечисляет частичный аванс поставщику за продукцию.

Если фактом реализации продукции считается поступление денег на расчётный счёт от покупателя, то для завершения операции реализации необходимо также наличие факта передачи продукции покупателю, тогда для продавца данная продукция считается реализованной.

Продукция, отгруженная покупателю, за которую деньги не поступили, до момента оплаты не может быть признана реализованной. Она учитывается по дебету активного счёта 45 «Товары отгруженные» по себестоимости до поступления денежных средств от покупателя.

Последовательность отражения операций по реализации продукции по методу оплаты у продавца следующая:

Д-т 45 К-т 43 – списание со склада продукции по производственной себестоимости при отгрузке покупателю до поступления денежных средств за неё;

Д-т 51, 52, 55 К-т 62 – поступление денежных средств от покупателя за переданную продукцию;

Д-т 62 К-т 90-1 – списание продукции, переданной покупателю по отпускной цене (цене реализации);

Д-т 904-2 К-т 45 – списание себестоимости продукции при признании в учёте выручки от реализации продукции;

Д-т 90-5 К-т 25,26 – списание управленческих расходов

Д-т 90-6 К-т 44 – списание расходов на реализацию, связанных с передачей продукции (товаров, работ, услуг) покупателю;

Д-т 90-2, 90-3 К-т 68 – начисление налогов от выручки в бюджет;

Д-т 90-9 К-т 99 – отражение прибыли от реализации;

Д-т 99 К-т 90-9 – списание убытков от реализации.

При таком отражении реализации налоги из выручки и отражение финансового результата производятся после поступления денег от покупателя.

Также следует изучить порядок отражения в учетных регистрах операций по реализации продукции. Такими учетными регистрами являются:

- ведомость № В-16 «Движение готовых изделий, реализация продукции и материальных ценностей» - предназначена для накопления и группировки данных первичных документов на отгруженные (отпущенные) продукцию, материальные ценности (в организациях, где учетной политикой определен вариант учета реализованной продукции «по оплате»);

- ведомость № В-16а «Отгрузка и реализация продукции и материальных ценностей» - применяется в организациях, где учетной политикой определен вариант учета реализованной продукции «по отгрузке»,;

- журнал-ордер № Ж-11 - предназначен для отраже­ния оборотов по кредиту счетов 41 «Товары», 42 «Тор­говая наценка», 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на реализацию», 45 «Товары отгруженные», 62 «Рас­четы с покупателями и заказчиками», 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» в разрезе корреспондирующих счетов.

Тема 10. Учет расчетных и кредитных операций

Изучение данной темы необходимо начать с ознакомления с основными принципами учета расчетных и кредитных операций; изучить формы безналичных расчетов; кредитовые и дебетовые банковские переводы, аккредитивную форму расчетов, расчеты банковскими пластиковыми карточка­ми.

В процессе хозяйственной деятельности между отдельными организациями, а также между отдельными организациями и финансовой системой в целом возникают расчетные взаимоотношения по поводу купли-продажи товарно-материальных ценностей, внеоборотных активов, готовой продукции, выполненных работ и услуг, по перечислению налогов и сборов и др.

В зависимости от содержания операций расчеты производятся по товарным операциям (реализация готовой продукции, заготовка товарно-материальных ценностей) и по нетоварным операциям, связанным только с движением денежных средств (расчеты с бюджетом, банком, органами социальной защиты населения, рабочими и служащими и пр.).

Расчеты могут проводиться в безналичной или наличной форме. Между организациями, как правило, применяется безналичный расчет.

Под формой расчётов понимают совокупность способов осуществления платежей, порядок документооборота и оборота денежных средств между участниками расчётов и учреждениями банков.

В соответствии с законодательством РБ безналичные расчеты осуществляются через НБ РБ, банки и небанковские финансовые организации, имеющие лицензии НБ РБ на совершение банковских операций.Организация имеет право изменить или отменить выданные банку платежные инструкции до момента совершения банком фактических действий по их исполнению.При приеме расчетных документов от организаций работники банков проверяют полноту заполнения реквизитов, соответствие подписей и оттиска печати на расчетных документах согласно заявленным организацией в банкобразцам подписей и оттиска печати. Средства со счетов организаций списываются по распоряжениям владельцев счетов либо с их согласия.Списание средств со счетов плательщиков без их согласия производится в случаях: - когда законодательством установлен бесспорный порядок взыскания средств;- на основании исполнительных документов. Платежи производятся за счет собственных средств организаций, а в отдельных случаях - за счет заемных средств. Операция по списанию средств со счета плательщика должна быть подтверждена первым экземпляром расчетного документа, заверенного подписями и оттиском печати оформившей его организации, или электронным расчетным документом, заверенным электронной цифровой подписью (если иное не предусмотрено нормативными актами НБ РБ). На всех экземплярах оплаченных расчетных документов проставляются: дата оплаты, подпись ответственного исполнителя, на экземплярах, подлежащих приложению к выпискам из лицевых счетов плательщиков и получателей, - штамп банка. Должностные лица организации, подписавшие расчетные документы, содержащие данные, не соответствующие фактически совершенной хозяйственной операции, привлекаются к дисциплинарной, уголовной, материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Расчеты в безналичной форме проводятся в виде банковского перевода, аккредитива, инкассо.

Согласно статье 231 Банковского кодекса РБ безна­личные расчеты проводятся посредством: банковского перевода, инкассо, аккредитива. В то же время Инструкцией о банковском переводе регламентированы две формы банковского перевода: кредитовый и дебетовый.

Кредитовый перевод – банковский перевод, инициатором которого является плательщик.

Дебетовый перевод – банковский перевод, инициатором которого является бенефициар (получатель).

Расчеты в виде банковского перевода проводятся на основании платежных инструкций.

Платежные инструкции могут быть выданы посредством:

- представления расчетных документов (платежного поручения, платежного требования, платежного требования-поручения);

- использования платежных инструментов при осуществлении соответствующих операций (чека, банковской пластиковой карточки, других инструментов);

- представления и использования иных документов и инструментов в случаях, предусмотренных Национальным банком.

Платежные инструкции могут быть выданы в письменной форме или в форме электронного документа.

Платежная инструкция организации, выданная в письменной форме, должна содержать подписи (подпись) лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, а также оттиск печати владельца счета. По этим и иным признакам платежная инструкция считается подлинной.

Платежные инструкции подлежат исполнению банком не позднее банковского дня, следующего за днем их поступления в банк, если иное не предусмотрено законодательством РБ или договором.

Электронный документ представляет собой электронный образ расчетного документа, утвержденного НБ РБ, и содержит все реквизиты первичного расчетного документа на бумажном носителе.

Под инкассо понимается осуществление банками операций с документами на основании полученных инструкций клиента (принципала), в результате которых плательщику передаются финансовые документы, не сопровождаемые коммерческими документами (чистое инкассо), либо финансовые документы, сопровождаемые коммерческими документами, либо только коммерческие документы (документарное инкассо) в целях получения платежа и (или) акцепта платежа или на других условиях.

Под финансовыми документами понимаются векселя, чеки и иные используемые для получения платежа документы, выписанные в целях исполнения обязательств в денежной форме.

Под коммерческими документами понимаются транспортные документы, счета, товарораспорядительные и иные документы, не являющиеся финансовыми.

Списание средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке (безакцептная форма инкассо) производится инкассовыми распоряжениями принципала, составленными на бланке платежного требования. В заголовке бланка вместо слов "платежное требование" указываются слова "инкассовое распоряжение".

Аккредитив - обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива.

Аккредитив может быть отзывным, безотзывным, подтвержденным, переводным, резервным.

Под отзывным аккредитивом понимается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления бенефициара.

Под безотзывным аккредитивом понимается аккредитив, который не может быть отменен или изменен без согласия бенефициара.

Под переводным аккредитивом понимается аккредитив, по которому по заявлению бенефициара банк-эмитент (исполняющий банк) может дать согласие иному лицу (иному бенефициару) на полное либо частичное исполнение аккредитива, если это допускается обязательством, с условием представления этим бенефициаром документов, указанных в аккредитиве.

Под резервным аккредитивом понимается аккредитив, по которому банк выдает независимое обязательство выплатить определенную сумму денежных средств бенефициару по его требованию (заявлению) или по требованию с представлением соответствующих условиям аккредитива документов, указывающих, что платеж причитается вследствие неисполнения приказодателем какого-либо обязательства или наступления какого-либо обстоятельства (события).

Для открытия аккредитива приказодатель представляет в банк-эмитент заявление в 4-х экземплярах, заверенное подписями лиц и оттиском печати приказодателя согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.

Заявление на аккредитив – письменное распоряжение владельца счёта (плательщика) банку открыть специальный счёт и произвести депонирование указанной в заявлении суммы на этом счёте.

Основанием для проведения банком расчетов в безналичной форме является заключенный между ним и организацией договор (договор банковского вклада (депозита), договор текущего (расчетного) банковского счета или иной договор).

Кроме того, безналичные расчеты могут осуществляться при помощи банковских пластиковых карточек.

Банковская пластиковая карточка – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету и проведение расчетов в безналичной форме за товары (работы, услуги), получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством РБ.

Банк, выпустивший пластиковую карточку, носит название банк-эмитент; юридическое или физическое лицо, заключившее с банком-эмитентом договор об использовании карточки в качестве платежного средства – держатель карточки; физическое лицо, получающее право на осуществление расчетных и других операций при помощи карточки на основании доверенности или заявления держателя – пользователь карточки. Для совершения операций с карточками их держателю открывается в банке-эмитенте карт-счет.Операции с карточкой производятся только при наличии на карт-счете необходимой суммы средств, которую юридические лица перечисляют со своего расчетного счета, физические лица – с вкладного счета или вносят наличными (через кассу банка). При необходимости карт-счет пополняется.Платеж по карточке фиксируется в карт-чеке. Карт-чеки представляются предприятием торговли (сервиса) вместе с реестром в обслуживающее учреждение банка для зачисления выручки на его расчетный счет.

Далее необходимо изучить учет расчетов: с поставщиками и покупателями; по авансам вы­данным и полученным; с персо­налом по прочим операциям; с бюджетом; с учредителями; с разными дебиторами и кредиторами; внутрихозяйственных.

Для учета расчетов с поставщиками, подрядчиками, исполнителями за приобретенное имущество, выполненные работы, оказанные услуги и др., а также расчетов с использованием аккредитивовпредназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Стоимость приобретенного имущества, выполненных работ и оказанных услуг отражается по дебету счетов 08, 10, 20, 41 и других и кредиту счета 60.

Погашение обязательств перед поставщиками, подрядчиками, исполнителями, включая авансы и предварительную оплату, отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов 51, 52, 55 и других. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Погашение обязательства, учтенного на счете 60, зачетом взаимных требований отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов 62, 76.

Обязательства перед поставщиками, подрядчиками, исполнителями, обеспеченные выданными организацией векселями, учитываются в аналитическом учете обособленно.

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому поставщику, подрядчику, исполнителю.

Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчикамипредназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Возникшая дебиторская задолженность покупателей и заказчиков отражается по дебету счета 62 и кредиту счетов 90, 91 и других.

Погашение дебиторской задолженности покупателями и заказчиками, включая полученные авансы и предварительную оплату, отражается по дебету счетов 51, 52, 55 и других и кредиту счета 62. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, обеспеченная полученными организацией векселями, учитывается в аналитическом учете обособленно.

Если по полученному векселю, обеспечивающему дебиторскую задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности сумма погашения отражается по дебету счетов 51, 52, 55 и других и кредиту счета 62, сумма процентов - по дебету счетов 51, 52, 55 и других и кредиту счета 91.

Поступившие от покупателей и заказчиков денежные средства в погашение дебиторской задолженности, ранее списанной как безнадежной к получению, отражается по дебету счетов 51, 52, 55 и кредиту счета 90.

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому покупателю и заказчику.

Для учета расчетов с работниками (кроме расчетов по оплате труда, расчетов по выплате работникам дивидендов и других доходов от участия в уставном фонде организации, расчетов с подотчетными лицами) предназначен счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

К счету 73 могут быть открыты субсчета:

- 73-1 «Расчеты по предоставленным займам»;

- 73-2 «Расчеты по возмещению ущерба».

Суммы предоставленных работникам займов отражаются по дебету субсчета 73-1 и кредиту счетов 50, 51 и других.

Поступившие от работников-заемщиков платежи отражаются по дебету счетов 50, 51, 70 и кредиту субсчета 73-1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: