Социальные отношения.
Социальные отношения (в узком значении термина) - это отношения между различными общностями и социальными группами, сложившиеся и развивающиеся в данном обществе.
В конституциях либеральных стран обычно ничего не говорится о классовой структуре общества, это характерно лишь для тоталитарных государств.
Социальные отношения это - известная целостность, обусловленная тем, что неизбежно существующие в обществе социальные противоречия проявляются в рамках определенного равновесия. Если оно нарушено, имеет место социальный конфликт, который может приобрести различную степень остроты и в результате разрешения которого возможно более или менее резкое изменение социальной системы.
Конституционные принципы правового регулирования социальных отношений:
- правовое определение отношений между работниками и работодателями (между трудом и капиталом);
- равноправие независимо от пола, расы, национальности, языка, религии;
- признание и гарантирование коллективных прав национальных (и иных) меньшинств;
|
|
- признание права на самоопределение народов (наций);
- поощрение и охрана брака и семьи;
- запрет нарушения свободы брака;
- гарантированная защита прав и интересов детей;
- обязанность государства обеспечивать сохранность и улучшение окружающей среды, а физических и юридических лиц - соблюдать требования экологии в своей производственной и иной деятельности;
- рациональное природопользование;
- охрана жизни и здоровья человека, организация медицинской помощи;
- защита социально слабых общественных групп (в двух формах: социальное страхование и социальная помощь);
- защита потребителей и пользователей и т.д.;
Духовно-культурные отношения в обществе - это отношения между людьми, между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ.
Эта сфера регулируется в наименьшей мере. Только тоталитарные режимы претендуют на полный контроль над этой сферой жизни общества, в демократическом же обществе человек самоценен и автономен и его внутренний мир принадлежит ему одному. Задача государства и права сводится к тому, чтобы обеспечить наилучшие условия для духовно-культурного развития личности человека.
Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явления - науку, искусство, образование, религию, прочие области общественного сознания.
Конституционные принципы правового регулирования духовно-культурных отношений:
- право на образование (основное обучение обязательно и бесплатно);
- возможность родителям давать своим детям религиозное и моральное воспитание в соответствии с собственными убеждениями;
- свобода создавать физическими и юридическими лицами учебные заведения;
- свобода творчества и преподавания;
- содействие развитию культуры, научных и технических исследований;
- запрет идеологического контроля за творческим процессом и цензуры в отношении произведений литературы, искусства и науки;
- охрана исторического и художественного наследия народов;
- гарантирование свободы совести и вероисповедания.