Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) представляет собой один из видов преступных посягательств, создающих состояние неконтролируемого использования транспортных средств, являющихся источником повышенной опасности. Угон осуществляется, как правило, в экстремальных условиях: виновный вынужден действовать поспешно, нередко ему приходится скрываться от преследования, двигаться с нарушением Правил дорожного движения, не убедившись предварительно в технической исправности данного транспорта, что в большинстве своем создает аварийную ситуацию на дорогах, приводящую к преступным последствиям (сбивают людей, другой транспорт и т. д.).
Определяющей в специфике транспортных преступлений является оценка их родового объекта. Однако в юридической литературе данная характеристика отличается значительным разнообразием мнений. Б. А. Куринов считает родовым объектом данных преступлений нормальную, безопасную работу различных видов транспорта в сфере его движения1. В. К. Глистин же рассматривает в качестве родового объекта безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей в процессе эксплуатации транспорта2. А. В. Арендаренко сформулировала родовой объект как «состояние общественной безопасности в сфере использования транспорта, представляющее собой материальный признак, качественную характеристику общественных отношений, возникающих по поводу использования транспорта как источника повышенной опасности, обеспечиваемых соблюдением юридических норм, регулирующих и охраняющих эти отношения»3.
|
|
Высказанные мнения ученых-юристов, занимающихся данной проблемой, характеризуются выработкой, если не единой, то, по крайней мере, устоявшейся в юридической литературе позиции о сути объекта как разновидности преступлений против общественной безопасности. В отличие от прежнего законодательства, в котором настоящее деяние признавалось транспортным преступлением (ст. 221 УК КазССР), в УК РК оно рассматривается как преступление против собственности. Поэтому объектом анализируемого деяния является собственность. Законодатель придал решающее значение нарушению права владельцев транспортных средств, реализуя тем самым идею приоритетной охраны личностных интересов, провозглашенную Конституцией РК.
Конструктивным признаком состава угона является предмет преступления. Таковым законодатель признает автомобиль и иные транспортные средства. Законодательное определение в ст. ст. 295 и 296 УК РК получили следующие понятия: «транспорт» и «другие механические транспортные средства». Под транспортом понимаются все виды железнодорожных, морских, речных и воздушных транспортных средств, в том числе морские и речные маломерные суда. Под другими механическими транспортными средствами понимаются тракторы, мотоциклы и иные самоходные машины.
|
|
В связи с изложенным можно считать приемлемой классификацию механических транспортных средств, предложенную Н. М. СвидловымиА. С. Сенцовым:
а) колесные (автомобили, троллейбусы, мотоциклы и другие);
б) гусеничные (тракторы, комбайны, вездеходы и т.д.);
в) рельсовые (трамваи);
г) транспортные средства на воздушной подушке;
д.) транспортные средства на лыжах и санях (аэросани)1. Таким образом, предметом преступления является любая наземная самодвижущаяся машина2.,
Объективную сторону неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством образует совершение двух групп активных действий: 1 — самовольное, незаконное завладение (захват) транспортным средством; 2 - увод транспортного средства с места стоянки не управомоченным на то субъектом3.
Состав угона образует завладение (захват) транспортным средством с последующей поездкой на нем. Первое действие, осуществляемое вопреки воле владельца или управомоченного на то лица, предполагает завладение (захват) чужим транспортным средством, то есть таким, которое не принадлежит субъекту на праве собственности и не находится в его правомерном владении, не закреплено за ним по службе, и он не имеет права им распоряжаться. Способы завладения (захвата) могут быть самыми различными: тайным, открытым, путем обмана или злоупотребления доверием, с применением насилия или угрозы его применения1.
Приведем следующий пример. Так, было возбуждено уголовное дело по п. «б» ч. 3 ст. 175 УК РК, как хищение чужого имущества, повлекшее причинение крупного ущерба, в отношении Э., который, работая охранником в АО «Восток-Транзит», размещенном на территории «Теплоэнергетики», остался работать в ночь, после употребления спиртных напитков вышел на улицу и решил доехать домой на не принадлежащем ему микроавтобусе «Тойота». Учитывая то, что виновный Э. не совершал хищения чужого имущества, в судебном заседании данное уголовное дело было переквалифицировано на ч. 1 ст. 185 УК РК как неправомерное завладение автомобилем без цели хищения2.
Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством относится к числу преступлений с формальным составом, то есть сам факт движения на транспортном средстве, вне зависимости от наступивших последствий, образует состав оконченного преступления. Продолжительность поездки на квалификацию не влияет. Угон может быть осуществлен как с помощью двигателя, так и путем перемещения транспортного средства вручную, буксировки его с помощью другого транспортного средства и т.д.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РК субъектом основного состава угона признается физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, а при отягчающих обстоятельствах, т.е. деяний, предусмотренных ч.ч. 2—4 ст. 185 УК РК — лицо, достигшее 14 лет.
С субъективной стороны неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством может быть совершено только с прямым умыслом. Виновный сознает, что самовольно завладевает чужим автомобилем или иным транспортным средством с целью поездки на нем, и желает этого. Мотивами угона чаще всего бывают желание покататься, доехать домой, проехать в другой населенный пункт, хулиганские побуждения, стремление использовать транспортное средство для облегчения совершения другого преступления и т. п. Однако во всех случаях угона необходимо установить, что у виновного отсутствовала корыстная цель. При совершении угона виновный не стремится обратить транспортное средство в свою собственность, незаконно обогатиться таким путем, распорядиться транспортным средством как имуществом по своему усмотрению1.
|
|
Неправомерность означает, что виновный сознает, что у него нет ни действительного, ни предполагаемого права на поездку на этом транспортном средстве. По этим основаниям нет состава угона в самовольных поездках членов семьи владельца автомобиля или лиц, систематически с разрешения владельца использующих транспортное средство.
Отсутствие цели хищения — обязательная характеристика субъективной стороны состава неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством. В противном случае будет иметь место хищение, а не угон.
В части 2 ст. 185 УК РК законодатель предусмотрел следующие признаки:
а) группой лиц по предварительному сговору (рассмотрен при анализе кражи (п. «а» ч. 2 ст. 175 УК РК);
б) неоднократно (закреплен в ч. 1 ст. 11УКРК);
в) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.
Признаки, предусмотренные п.п. «а»и«б»ч. 2 ст. 185УКРК нами были рассмотрены при анализе кражи, отраженные в ст. 175 УК РК. По п. «в» ч. 2 ст. 185 УК следует квалифицировать случаи, когда виновный угоняет какой-либо транспорт и при его задержании последний применяет насилие, не опасное для жизни или здоровья в отношении потерпевшего или других лиц, либо угрожает немедленно применить такое насилие. Понятие «насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего», нами рассмотрено при анализе п. «а» ч. 2 ст. 178 УК РК «Грабеж».
В части 3 ст. 185 УК РК ответственность наступает за деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо причинившие крупный ущерб.
Данные признаки также нашли отражение при анализе кражи, предусмотренной п. «а» и «б» ч. 3 ст. 175 УК РК
Ответственность по ч. 4 ст. 185 УК РК наступает в случаях совершения деяний, предусмотренных ч. 1,2 или 3 настоящей статьи, с применением насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия.
|
|
Следует отметить, что понятие «насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия» рассмотрено при анализе разбоя, предусмотренного ч. 1 ст. 179 УК РК. Для лиц, пытающихся задержать виновного за угон какого-либо транспорта, последний применяет насилие, опасное для жизни или здоровья, либо угрожает применить такое насилие к этим лицам.
На основании Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан» от 21 декабря 2002 г. в санкцию ч. 1 ст. 185 УК РК помимо ранее предусмотренных наказаний, введен новый вид наказания — штраф в размере от 500 до 2000 месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев. Кроме этого, с учетом изменений санкций ч 2 ст. 185 УК РК преступление, предусмотренное данной уголовно-правовой нормой, относится к категории средней тяжести, поскольку срок лишения свободы снижен с 6 лет до 5 лет1.