Статья 185. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хи­щения

Неправомерное завладение автомобилем или иным транс­портным средством без цели хищения (угон) представляет со­бой один из видов преступных посягательств, создающих состояние неконтролируемого использования транспортных средств, являющихся источником повышенной опасности. Угон осуществляется, как правило, в экстремальных условиях: ви­новный вынужден действовать поспешно, нередко ему прихо­дится скрываться от преследования, двигаться с нарушением Правил дорожного движения, не убедившись предварительно в технической исправности данного транспорта, что в большин­стве своем создает аварийную ситуацию на дорогах, приводя­щую к преступным последствиям (сбивают людей, другой транс­порт и т. д.).

Определяющей в специфике транспортных преступлений является оценка их родового объекта. Однако в юридической литературе данная характеристика отличается значительным разнообразием мнений. Б. А. Куринов считает родовым объек­том данных преступлений нормальную, безопасную работу раз­личных видов транспорта в сфере его движения1. В. К. Глистин же рассматривает в качестве родового объекта безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценнос­тей в процессе эксплуатации транспорта2. А. В. Арендаренко сформулировала родовой объект как «состояние общественной безопасности в сфере использования транспорта, представля­ющее собой материальный признак, качественную характерис­тику общественных отношений, возникающих по поводу ис­пользования транспорта как источника повышенной опаснос­ти, обеспечиваемых соблюдением юридических норм, регули­рующих и охраняющих эти отношения»3.

Высказанные мнения ученых-юристов, занимающихся дан­ной проблемой, характеризуются выработкой, если не единой, то, по крайней мере, устоявшейся в юридической литературе позиции о сути объекта как разновидности преступлений про­тив общественной безопасности. В отличие от прежнего зако­нодательства, в котором настоящее деяние признавалось транс­портным преступлением (ст. 221 УК КазССР), в УК РК оно рассматривается как преступление против собственности. Поэтому объектом анализируемого деяния является собствен­ность. Законодатель придал решающее значение нарушению права владельцев транспортных средств, реализуя тем самым идею приоритетной охраны личностных интересов, провозгла­шенную Конституцией РК.

Конструктивным признаком состава угона является предмет преступления. Таковым законодатель признает автомобиль и иные транспортные средства. Законодательное определение в ст. ст. 295 и 296 УК РК получили следующие понятия: «транс­порт» и «другие механические транспортные средства». Под транспортом понимаются все виды железнодорожных, морских, речных и воздушных транспортных средств, в том числе морс­кие и речные маломерные суда. Под другими механическими транспортными средствами понимаются тракторы, мотоциклы и иные самоходные машины.

В связи с изложенным можно считать приемлемой класси­фикацию механических транспортных средств, предложенную Н. М. СвидловымиА. С. Сенцовым:

а) колесные (автомобили, троллейбусы, мотоциклы и дру­гие);

б) гусеничные (тракторы, комбайны, вездеходы и т.д.);

в) рельсовые (трамваи);

г) транспортные средства на воздушной подушке;

д.) транспортные средства на лыжах и санях (аэросани)1. Таким образом, предметом преступления является любая наземная самодвижущаяся машина2.,

Объективную сторону неправомерного завладения автомо­билем или иным транспортным средством образует соверше­ние двух групп активных действий: 1 — самовольное, незакон­ное завладение (захват) транспортным средством; 2 - увод транспортного средства с места стоянки не управомоченным на то субъектом3.

Состав угона образует завладение (захват) транспортным средством с последующей поездкой на нем. Первое действие, осуществляемое вопреки воле владельца или управомоченного на то лица, предполагает завладение (захват) чужим транспортным средством, то есть таким, которое не принадлежит субъек­ту на праве собственности и не находится в его правомерном владении, не закреплено за ним по службе, и он не имеет права им распоряжаться. Способы завладения (захвата) могут быть самыми различными: тайным, открытым, путем обмана или зло­употребления доверием, с применением насилия или угрозы его применения1.

Приведем следующий пример. Так, было возбуждено уго­ловное дело по п. «б» ч. 3 ст. 175 УК РК, как хищение чужого имущества, повлекшее причинение крупного ущерба, в отно­шении Э., который, работая охранником в АО «Восток-Тран­зит», размещенном на территории «Теплоэнергетики», остался работать в ночь, после употребления спиртных напитков вы­шел на улицу и решил доехать домой на не принадлежащем ему микроавтобусе «Тойота». Учитывая то, что виновный Э. не со­вершал хищения чужого имущества, в судебном заседании дан­ное уголовное дело было переквалифицировано на ч. 1 ст. 185 УК РК как неправомерное завладение автомобилем без цели хищения2.

Неправомерное завладение автомобилем или иным транс­портным средством относится к числу преступлений с формаль­ным составом, то есть сам факт движения на транспортном сред­стве, вне зависимости от наступивших последствий, образует состав оконченного преступления. Продолжительность поезд­ки на квалификацию не влияет. Угон может быть осуществлен как с помощью двигателя, так и путем перемещения транспорт­ного средства вручную, буксировки его с помощью другого транспортного средства и т.д.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РК субъектом основного со­става угона признается физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, а при отягчающих обстоятельствах, т.е. деяний, предус­мотренных ч.ч. 2—4 ст. 185 УК РК — лицо, достигшее 14 лет.

С субъективной стороны неправомерное завладение автомо­билем или иным транспортным средством может быть совер­шено только с прямым умыслом. Виновный сознает, что само­вольно завладевает чужим автомобилем или иным транспорт­ным средством с целью поездки на нем, и желает этого. Мотивами угона чаще всего бывают желание покататься, доехать до­мой, проехать в другой населенный пункт, хулиганские побуж­дения, стремление использовать транспортное средство для об­легчения совершения другого преступления и т. п. Однако во всех случаях угона необходимо установить, что у виновного от­сутствовала корыстная цель. При совершении угона виновный не стремится обратить транспортное средство в свою собствен­ность, незаконно обогатиться таким путем, распорядиться транспортным средством как имуществом по своему усмотре­нию1.

Неправомерность означает, что виновный сознает, что у него нет ни действительного, ни предполагаемого права на поездку на этом транспортном средстве. По этим основаниям нет со­става угона в самовольных поездках членов семьи владельца автомобиля или лиц, систематически с разрешения владельца использующих транспортное средство.

Отсутствие цели хищения — обязательная характеристика субъективной стороны состава неправомерного завладения ав­томобилем или иным транспортным средством. В противном случае будет иметь место хищение, а не угон.

В части 2 ст. 185 УК РК законодатель предусмотрел следую­щие признаки:

а) группой лиц по предварительному сговору (рассмотрен при анализе кражи (п. «а» ч. 2 ст. 175 УК РК);

б) неоднократно (закреплен в ч. 1 ст. 11УКРК);

в) с применением насилия, не опасного для жизни или здо­ровья, либо с угрозой применения такого насилия.

Признаки, предусмотренные п.п. «а»и«б»ч. 2 ст. 185УКРК нами были рассмотрены при анализе кражи, отраженные в ст. 175 УК РК. По п. «в» ч. 2 ст. 185 УК следует квалифицировать слу­чаи, когда виновный угоняет какой-либо транспорт и при его задержании последний применяет насилие, не опасное для жиз­ни или здоровья в отношении потерпевшего или других лиц, либо угрожает немедленно применить такое насилие. Понятие «насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего», нами рассмотрено при анализе п. «а» ч. 2 ст. 178 УК РК «Гра­беж».

В части 3 ст. 185 УК РК ответственность наступает за дея­ния, предусмотренные ч. 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо причинившие крупный ущерб.

Данные признаки также нашли отражение при анализе кра­жи, предусмотренной п. «а» и «б» ч. 3 ст. 175 УК РК

Ответственность по ч. 4 ст. 185 УК РК наступает в случаях совершения деяний, предусмотренных ч. 1,2 или 3 настоящей статьи, с применением насилия, опасного для жизни или здо­ровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого наси­лия.

Следует отметить, что понятие «насилия, опасного для жиз­ни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения та­кого насилия» рассмотрено при анализе разбоя, предусмотрен­ного ч. 1 ст. 179 УК РК. Для лиц, пытающихся задержать ви­новного за угон какого-либо транспорта, последний применя­ет насилие, опасное для жизни или здоровья, либо угрожает при­менить такое насилие к этим лицам.

На основании Закона РК «О внесении изменений и допол­нений в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан» от 21 декабря 2002 г. в санкцию ч. 1 ст. 185 УК РК помимо ранее предусмотренных наказаний, введен новый вид наказания — штраф в размере от 500 до 2000 месячных расчетных показате­лей или в размере заработной платы или иного дохода осуж­денного за период до трех месяцев. Кроме этого, с учетом из­менений санкций ч 2 ст. 185 УК РК преступление, предусмот­ренное данной уголовно-правовой нормой, относится к кате­гории средней тяжести, поскольку срок лишения свободы сни­жен с 6 лет до 5 лет1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: