Имущества, приобретенного незаконным путем

Статья 193. Легализация денежных средств или иного

Ответственность за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, наступает по ст. 193УКРК.

Легализация денег или иного имущества, добытых незакон­ным путем, — это так называемое «отмывание денег». При «от­мывании денег» происходит профессиональное использование имеющихся социально-экономических институтов и условий для придания видимости законности своей преступной деятель­ности. Легальный бизнес зачастую используется лишь для при­крытия крупномасштабных противоправных сделок, незакон­ных переводов громадных денежных средств за границу, дру­гих форм отмывания денег, нажитых незаконным путем. Про­тиводействие легализации преступных доходов является одним из важных условий борьбы с организованной преступностью. И хотя легализация денег осуществляется также отдельными лицами, не входящими в преступные группы, именно органи­зованная преступность использует наиболее социально опас­ные способы получения прибыли' торговля наркотиками, ору­жием, вымогательство, фальшивомонетничество, игорный и порнобизнес. С экономической точки зрения, задача «отмыв­ки» состоит в том, чтобы внедрить нелегальные фонды и капи­талы в легальную экономику.

Криминогенная ситуация в республике в последнее время осложняется ростом организованной преступности. Особенно ощутимо ее функционирование в сфере экономики. В своих наиболее опасных формах она связана с наркобизнесом, вымо­гательством, подпольной торговлей оружием и т. д. Получая от такого бизнеса огромные суммы, преступники, стремясь к тому, чтобы не быть разоблаченными, стараются легализовать, то есть «отмыть» эти деньги.

Эта проблема существовала и ныне существует во всех ре­гионах земного шара. Поэтому в этой области невозможно обой­тись без международного сотрудничества и координации зако­нодательства. Так, например, 8 ноября 1990 г. государствами-членами Совета Европы была принята европейская Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. Согласно этой Конвенции эти госу­дарства обязаны принять законодательные меры, чтобы квали­фицировать как преступления следующие действия, направлен­ные против «отмывания денег»:

а) конверсия или передача материальных ценностей, о ко­торых тот, кто этим занимается, знает, что эти материальные ценности составляют доход от преступления, с целью скрыть незаконное происхождение данных материальных ценностей или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного правонарушения, избежать юридических последствий этих деяний;

б) утаивание или искажение природы происхождения, мес­тонахождения, размещения, движения или действительной при­надлежности материальных ценностей или соотносимых с ними прав, когда нарушителю известно, что эти материальные цен­ности представляют собой доход, полученный преступным пу­тем;

в) приобретение, владение или использование материальных ценностей, о которых тот, кто их приобретает либо владеет, либо пользуется ими, знает в момент их получения, что они являют­ся доходами, добытыми преступным путем.

В соответствии с вышеназванной Конвенцией термин «до­ходы» обозначает любую материальную выгоду, полученную в результате совершения преступления. Термин «имущество» охватывает имущество любого вида, вещественное или невеще­ственное, движимое или недвижимое, а также юридические документы или бумаги, свидетельствующие о праве на такое имущество или долю о нем1.

Рассматриваемое преступление относится к числу преступ­лений в сфере экономической деятельности, посягающих на родовой объект в виде общественного отношения, обеспечива­ющего законную экономическую деятельность в сферах про­изводства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Вред, который причиняется общественным отношениям, обеспечивающим легальную экономическую деятельность, за­ключается в нарушении принципа равноправия субъектов эко­номической деятельности, в подрыве основ честного предпри­нимательства, основанного на законах, в нарушении функции денег как средства поддержания баланса между мерой труда и мерой потребления, в создании неконтролируемых денежных и иных имущественных фондов, которые потенциально могут быть использованы во вред обществу.

К непосредственному объекту относятся финансово-кредит­ные отношения, обеспечивающие легальный оборот имущества и денежное обращение.

Предметам преступления являются денежные средства (день­ги), к которым, исходя из смысла ст. ст. 115 и 127 ГК РК, отно­сятся национальная валюта (тенге) и иностранная валюта, а так­же иное имущество, приобретенное заведомо незаконным пу­тем.

К иному имуществу относятся: ценные бумаги, земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, воздуш­ные и морские суда внутреннего плавания, космические и иные объекты, отнесенные гражданским законодательством к недви­жимым вещам; движимые вещи (ч. 3 ст. 117 ГК РК); имущественные права (ст. 474 ГК РК); право плательщика на выкуп постоянной ренты (ст. 526 ГК РК); право на арендную плату (ст. 546 ГК РК); право на возмещение вреда (ст. 917ГКРК).

Не являются предметом рассматриваемого преступления предметы, изъятые из гражданского оборота (оружие, нарко­тики и т. д.).

Понятие «имущество» содержится в ст. 115 ГК РК. К нему относятся не только вещи, деньги, ценные бумаги, но и имуще­ственные права1.

В отличие от ст. 165-5 УК Каз. ССР 1959 г., которая устанав­ливала ответственность только за использование денежных средств и иного имущества, приобретенных или добытых пре­ступным путем, для занятия предпринимательской или иной не запрещенной законом деятельностью, объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 193 УК РК, слагается из следующих действий, каждое из которых образует состав этого преступления:

1) совершение финансовых операций и других сделок с де­нежными средствами, приобретенными заведомо незаконным путем;

2) совершение финансовых операций и других сделок с иму­ществом, приобретенным заведомо незаконным путем;

3) использование денежных средств, приобретенных заведо­мо незаконным путем для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности;

4) использование имущества, приобретенного заведомо не­законным путем для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

В сравнении с прежним УК КазССР (ст. 165-5) законода­тель сделал большой шаг вперед. Разработан и введен в действие ряд Законов РК, предусматривающих ответственность предпри­нимателей и банков РК за их незаконную деятельность. Так, согласно Закону РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г., индивидуальное предпринимательство осуще­ствляется на основе и за счет имущества, принадлежащего граж­данам на праве собственности или иных прав, допускающих пользование и (или) распоряжение имуществом для занятия предпринимательством.

Под предусмотренной в ст. 193 УК РК легализацией денеж­ных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, следует понимать любую форму выпуска в обращение полученных заведомо незаконным путем неподдельных денег или иного в действительности существующего имущества с официальным приданием им статуса имущества, законно нахо­дящегося в обороте.

Полагаю, что одна из наиболее удачных попыток определить понятие «отмывания» денег была предпринята Венской конвен­цией ООН от 19 декабря 1988 г. Под «отмыванием» денег в ней понимаются различные виды манипуляций с имуществом, по­лученным в результате правонарушений. «Грязные» деньги и незаконные доходы тем самым идентифицируются с имуще­ством, приобретенным на законном основании. Сегодня «гряз­ные» деньги из Казахстана и других стран СНГ проходят через счета компаний в ряде европейских банков, в том числе в Швей­царии. Часть денег «оседает» на счетах банков в оффшорных зонах. «Грязные» деньги получаются от незаконного оборота наркотиков, похищения людей и укрывательства от налогов предприятий металлургической отрасли и нефтяного бизнеса. Анализ способов совершения легализации незаконных доходов и ухищрений, применяемых при этом, ставит вопрос об изме­нении подходов к организации и тактике выявления таких пре­ступлений. Кроме того, практика свидетельствует о том, что для повышения эффективности данной работы необходимо посто­янное и тесное взаимодействие не только между правоохрани­тельными органами, призванными осуществлять уголовное пре­следование по данной категории преступлений, но и между раз­личными финансовыми и банковскими учреждениями, через которые происходит «отмывание» «грязных» денег1.

В соответствии с Указом Президента РК, имеющим силу Закона, «О банках и банковской деятельности» от 31 августа 1995 г. под совершением финансовых операций с денежными средствами понимается совершение любых указанных в ст. 30 операций, связанных с движением денег: прием депозитов, кас­совые, переводные, ссудные, трастовые, сейфовые, обменные и тому подобные операции.

Сделками, в соответствии со ст. 147 ГК РК, признаются дей­ствия граждан и юридических лиц, направленные на установ­ление, изменение или прекращение гражданских прав и обя­занностей.

Совершение сделок с имуществом предполагает заключение любых гражданско-правовых договоров: купли-продажи, обме­на, дарения, наследования и т. д.

Использование денежных средств или иного имущества для осу­ществления предпринимательской или иной экономической деятель­ности выражается в задействовании указанных средств в каче­стве первоначального, текущего капитала в процессе занятия предпринимательской или иной экономической деятельностью1.

Деяния, предусмотренные ст. 193 УК РК, следует считать оконченными не только при завершении операций с денежны­ми средствами для решения определенной экономической за­дачи, но и при любом перемещении указанных средств, в том числе в ходе осуществления сделки, если целью перемещения является отмывание незаконного приобретения имущества.

Верховный Суд РК в вышеназванном нормативном поста­новлении от 18 июня 2004 г. отмечает, что основанием наступ­ления уголовной ответственности по ст. 193 УК РК является факт легализации денежных средств или иного имущества, по­лученных только от запрещенных видов деятельности (контра­банда, незаконная торговля оружием, наркотическими средства­ми, хищением, уклонением от уплаты налога и др.). В случае установления факта легализации денежных средств или иного имущества, полученных заведомо незаконным путем, виновное лицо должно нести уголовную ответственность по совокупнос­ти преступлений: по ст. 193 УК РК и соответствующей норме уголовного закона, предусматривающей ответственность за не­законное приобретение этих средств или имущества (п. 10 нор­мативного постановления от 18 июня 2004 г.).

Субъектом преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Ответствен­ность несут лица, в чьем фактическом распоряжении находят­ся денежные средства или иное имущество, приобретенное не­законным путем. Лица же, умышленно оказывающие помощь в легализации, например, нотариусы, работники ломбарда, являются пособниками либо членами преступной группы (в зависи­мости от формы соучастия). К числу субъектов преступления следует отнести и тех лиц, которые непосредственно использу­ют приобретенное незаконным путем имущество, совершают с ним сделки, финансовые операции, то есть в чьем фактическом распоряжении находятся указанные денежные средства1.

С субъективной стороны анализируемое преступление ха­рактеризуется виной в форме прямого умысла, то есть винов­ный сознает, что «отмывает», легализует указанные средства, приобретенные незаконным путем, предвидит, что в результате совершения им финансовых операций или иных сделок приоб­ретенные заведомо незаконным путем имущество или денеж­ные средства будут легализованы, и желает такой легализации. Недопустимо освобождение от уголовной ответственности лиц, главной целью которых является получение прибыли. Безраз­личное отношение к происхождению используемых ими денеж­ных средств, о незаконности которых они осведомлены, явля­ется проявлением косвенного умысла. Мотивы и цели для ква­лификации значения не имеют.

Квалифицирующими признаками в рассматриваемом преступ­лении являются следующие:

а) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору;

б) неоднократно;

в) лицом с использованием своего служебного положения.

При совершении финансовой операции или другой сделки, в которой принимают участие два и более лица, по п. «а» ч. 2 ст. 193 УК РК следует квалифицировать действия виновных лиц, заранее (то есть до начала) договорившихся о совместном ее совершении, осознававших незаконность приобретения в такой операции (сделке) денежных средств или иного имущества.

В случае, когда лишь один из участников рассматриваемой финансовой операции (или иной сделки) осведомлен о незакон­ном характере приобретения в такой операции денежных средств или иного имущества, ответственность должна наступать по ч. 1 ст. 193 УК РК. Исходя из определения предварительного сго­вора группы лиц, содержащегося в ч. 2 ст. 31У К РК, такой сго­вор обязательно должен возникнуть до момента совершения соответствующей операции или до заключения иной сделки.

Сговор, возникший между участниками финансовых опера­ций или иной сделки в процессе их совершения, надлежит ква­лифицировать по ч. 1 ст. 193 УК РК.

Сговор, возникший между участниками финансовой опера­ции или иной сделки, одним из которых является приобрета­тель имущества, до момента незаконного приобретения послед­ним предмета этой операции (сделки), при условии, что такое приобретение является результатом преступления (кражи, мо­шенничества, присвоения вверенного имущества), одновремен­но служит признаком соучастия в таком преступлении. Подоб­ные действия следует квалифицировать не только по ч. 2 ст. 193 УК РК, но и как пособничество в преступлении, в результате которого было приобретено соответствующее имущество1.

Неоднократной легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, будет призна­ваться в случаях совершения одним лицом как минимум двух финансовых операций (в том числе одной финансовой опера­ции и одной сделки). В соответствии с ч. 3 ст. 11 УК РК рас­сматриваемое преступление не может быть признано совершен­ным неоднократно, если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном порядке освобождено от уголов­ной ответственности, либо судимость за ранее совершенное лицом преступление была погашена или снята или истекли сро­ки давности привлечения за такое преступление к уголовной ответственности.

Третий квалифицирующий признак выражается в соверше­нии настоящего преступления лицом с использованием своего слу­жебного положения. К лицу, которое использует свое служеб­ное положение для совершения любого из деяний, предусмот­ренных ч. 1 ст. 193 УК РК, следует относить лиц, указанных в примечании к ст. 307 УК РК «Злоупотребление должностными полномочиями», и лиц, выполняющих управленческие функ­ции в коммерческой или иной организации, указанных в при­мечании к ст. 228 УК РК «Злоупотребление полномочиями», ко­торые кроме общих признаков субъекта преступления наделе­ны служебными полномочиями по отношению к совершаемой финансовой операции или иной сделке (п. «в» ч. 2 ст. 193 УК РК). Предоставленные служебные полномочия облегчают этим лицам процесс легализации.

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в неко­торые законодательные акты РК по вопросам борьбы с корруп­цией» от 25 сентября 2003 г. ч. 3 ст. 193 УК РК дополнена но­вым пунктом «а» в следующей редакции:

«3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные:

а) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения;

б) организованной группой;

в) преступным сообществом (преступной организацией) или в крупных размерах».

Согласно примечанию к ст. 307 УК РК:

1. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся должностные лица, депутаты Парламента и маслихатов, судьи и все государственные служащие в соответствии с законодательством РК о государственной службе.

2. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются:

1) лица, избранные в органы местного самоуправления;

2) граждане, зарегистрированные в установленном законом в порядке в качестве кандидатов в Президенты РК, депутаты Парламента РК и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления;

3) служащие, постоянно или временно работающие в орга­нах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета РК;

4) лица, исполняющие управленческие функции в государст­венных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 35 %.

Таким образом, в п. «а» ч. З ст. 193 УК РК законодатель пред­усмотрел еще две категории специального субъекта: 1) лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций и 2) приравненное к нему лицо.

Обобщение вышеназванного Закона РК от 25 сентября 2003 г. показало, что его отдельные положения не соответству­ют действующему уголовному законодательству РК. Так, на­пример, казахстанскими учеными-юристами, занимающимися исследованием данной проблемы. (И. Ш. Борчашвили, С. С. Акьшбековым, X. Болен, Д. В. Курбатовым), выявлен ряд коллизий, внесенных законодателем в нормы УК РК, предусматриваю­щим ответственность за совершение коррупционных преступ­лений, куда вошли два преступления в сфере экономической деятельности: п. «а» ч. 3 ст. 193 и п. «а» ч. 3 ст. 209 УК РК. На основе анализа изучения теории уголовного права, правопри­менительной деятельности правоохранительных органов и законодательства отмеченными авторами выдвигаются предложе­ния по совершенствованию уголовного законодательства РК в части, касающейся исключения из примечания к ст. 307 УК РК «Злоупотребление должностными полномочиями» п.п. 1 и 2, име­ющих противоречие с понятием должностного лица. Следует согласиться с позицией данных авторов в связи с тем, что еди­нообразное применение уголовного закона поможет исключить ошибки в правоприменительной деятельности судебно-следственных органов. Рассмотрение следующего особо квалифицирующего при­знака означает, что в соответствии с ч. 3 ст. 31 УК РК преступ­ление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединив­шихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Особенностью этой формы соучастия является то, что взаимо­связь между участниками такой группы должна носить устой­чивый характер. Вторым обязательным признаком данной фор­мы соучастия является цель объединения участников этой устойчивой группы для совершения одного или нескольких пре­ступлений. Под устойчивостью следует понимать нахождение в группе не случайных людей, а тех, кто намерен совместно с другими совершать одно или несколько преступлений. Каждо­му из них участники этой группы доверяют, состав группы стабилен, имеется лидер, которому подчиняются участники группы.

Криминогенная ситуация в Казахстане осложняется ростом организованной преступности. Особенно ощутимо ее функци­онирование в сфере экономики. В своих наиболее опасных фор­мах она, прежде всего, связана с наркобизнесом, а также игор­ным бизнесом, вымогательством, фальшивомонетничеством, подпольной торговлей оружием. Получая от этого бизнеса аст­рономические суммы, преступники, стремясь к тому, чтобы не быть разоблаченными, стараются легализовать, то есть «отмыть» их. Старший оперуполномоченный по особо важным делам УКП УВД Карагандинской области Ж. и исполняющий обязанности заместителя начальника отдела УБН УВД Караган­динской области М. отмечают, что в республике под контролем «теневых» структур находится более 40 % хозяйствующих субъектов, 25 % всех банков контролируется организованной преступностью, 42 % товарооборота на потребительском рын­ке приходится на долю незарегистрированных хозяйствующих субъектов1.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 УК РК преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной органи­зацией), если оно совершено сплоченной организованной груп­пой (организацией), созданной для совершения тяжких или осо­бо тяжких преступлений, либо объединением нескольких орга­низованных групп, созданных в тех же целях. Сплоченность группы означает не только стабильность ее состава, наличие руководителя, которому подчиняются все другие соучастники, но и длительная связь между соучастниками, взаимная поддерж­ка друг друга, взаимозаменяемость, взаимовыручка. Сплочен­ность означает высокую степень организованности, соблюде­ние всеми правил поведения, установленных в преступной орга­низации.

Разъяснение крупного размера дается законодателем в при­мечании к ст. 193 УК РК, под которым признается совершение сделки или использование денежных средств либо другого иму­щества на сумму, превышающую десять тысяч месячных рас­четных показателей, установленных законодательством РК на момент совершения преступления.

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в неко­торые законодательные акты РК по вопросам борьбы с органи­зованной преступностью и коррупцией» от 16 марта 2001 г. при­мечание к ст. 193 УК РК дополнено п. 2, предусматривающим освобождение от уголовной ответственности лиц, добровольно заявивших о готовящейся либо совершенной легализации де­нежных средств или иного имущества, приобретенного неза­конным путем, если в действиях данных лиц не содержится со­ставов преступлений, предусмотренных чч. 2 и 3 ст. 193УКРК, или иного преступления.

Введение данного обстоятельства, полагаю, является свое­временным и целесообразным. Так, 2 апреля 2001 г. был принят Закон РК «Об амнистии граждан РК в связи с легализацией ими денег». Положение данного Закона РК не распространяет­ся на случаи легализации денег, полученных в результате кор­рупционных преступлений, преступлений против личности, мира и безопасности человечества, основ конституционного строя и безопасности государства, собственности, коррупци­онных и иных преступлений, против интересов государствен­ной службы и государственного управления, общественной бе­зопасности и общественного порядка, здоровья населения и нравственности, а также денег, принадлежащих другим лицам или полученных в качестве кредитов'.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: