Статья 193. Легализация денежных средств или иного
Ответственность за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, наступает по ст. 193УКРК.
Легализация денег или иного имущества, добытых незаконным путем, — это так называемое «отмывание денег». При «отмывании денег» происходит профессиональное использование имеющихся социально-экономических институтов и условий для придания видимости законности своей преступной деятельности. Легальный бизнес зачастую используется лишь для прикрытия крупномасштабных противоправных сделок, незаконных переводов громадных денежных средств за границу, других форм отмывания денег, нажитых незаконным путем. Противодействие легализации преступных доходов является одним из важных условий борьбы с организованной преступностью. И хотя легализация денег осуществляется также отдельными лицами, не входящими в преступные группы, именно организованная преступность использует наиболее социально опасные способы получения прибыли' торговля наркотиками, оружием, вымогательство, фальшивомонетничество, игорный и порнобизнес. С экономической точки зрения, задача «отмывки» состоит в том, чтобы внедрить нелегальные фонды и капиталы в легальную экономику.
Криминогенная ситуация в республике в последнее время осложняется ростом организованной преступности. Особенно ощутимо ее функционирование в сфере экономики. В своих наиболее опасных формах она связана с наркобизнесом, вымогательством, подпольной торговлей оружием и т. д. Получая от такого бизнеса огромные суммы, преступники, стремясь к тому, чтобы не быть разоблаченными, стараются легализовать, то есть «отмыть» эти деньги.
Эта проблема существовала и ныне существует во всех регионах земного шара. Поэтому в этой области невозможно обойтись без международного сотрудничества и координации законодательства. Так, например, 8 ноября 1990 г. государствами-членами Совета Европы была принята европейская Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. Согласно этой Конвенции эти государства обязаны принять законодательные меры, чтобы квалифицировать как преступления следующие действия, направленные против «отмывания денег»:
а) конверсия или передача материальных ценностей, о которых тот, кто этим занимается, знает, что эти материальные ценности составляют доход от преступления, с целью скрыть незаконное происхождение данных материальных ценностей или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного правонарушения, избежать юридических последствий этих деяний;
б) утаивание или искажение природы происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых с ними прав, когда нарушителю известно, что эти материальные ценности представляют собой доход, полученный преступным путем;
в) приобретение, владение или использование материальных ценностей, о которых тот, кто их приобретает либо владеет, либо пользуется ими, знает в момент их получения, что они являются доходами, добытыми преступным путем.
В соответствии с вышеназванной Конвенцией термин «доходы» обозначает любую материальную выгоду, полученную в результате совершения преступления. Термин «имущество» охватывает имущество любого вида, вещественное или невещественное, движимое или недвижимое, а также юридические документы или бумаги, свидетельствующие о праве на такое имущество или долю о нем1.
Рассматриваемое преступление относится к числу преступлений в сфере экономической деятельности, посягающих на родовой объект в виде общественного отношения, обеспечивающего законную экономическую деятельность в сферах производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.
Вред, который причиняется общественным отношениям, обеспечивающим легальную экономическую деятельность, заключается в нарушении принципа равноправия субъектов экономической деятельности, в подрыве основ честного предпринимательства, основанного на законах, в нарушении функции денег как средства поддержания баланса между мерой труда и мерой потребления, в создании неконтролируемых денежных и иных имущественных фондов, которые потенциально могут быть использованы во вред обществу.
К непосредственному объекту относятся финансово-кредитные отношения, обеспечивающие легальный оборот имущества и денежное обращение.
Предметам преступления являются денежные средства (деньги), к которым, исходя из смысла ст. ст. 115 и 127 ГК РК, относятся национальная валюта (тенге) и иностранная валюта, а также иное имущество, приобретенное заведомо незаконным путем.
К иному имуществу относятся: ценные бумаги, земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, воздушные и морские суда внутреннего плавания, космические и иные объекты, отнесенные гражданским законодательством к недвижимым вещам; движимые вещи (ч. 3 ст. 117 ГК РК); имущественные права (ст. 474 ГК РК); право плательщика на выкуп постоянной ренты (ст. 526 ГК РК); право на арендную плату (ст. 546 ГК РК); право на возмещение вреда (ст. 917ГКРК).
Не являются предметом рассматриваемого преступления предметы, изъятые из гражданского оборота (оружие, наркотики и т. д.).
Понятие «имущество» содержится в ст. 115 ГК РК. К нему относятся не только вещи, деньги, ценные бумаги, но и имущественные права1.
В отличие от ст. 165-5 УК Каз. ССР 1959 г., которая устанавливала ответственность только за использование денежных средств и иного имущества, приобретенных или добытых преступным путем, для занятия предпринимательской или иной не запрещенной законом деятельностью, объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 193 УК РК, слагается из следующих действий, каждое из которых образует состав этого преступления:
1) совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами, приобретенными заведомо незаконным путем;
2) совершение финансовых операций и других сделок с имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем;
3) использование денежных средств, приобретенных заведомо незаконным путем для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности;
4) использование имущества, приобретенного заведомо незаконным путем для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
В сравнении с прежним УК КазССР (ст. 165-5) законодатель сделал большой шаг вперед. Разработан и введен в действие ряд Законов РК, предусматривающих ответственность предпринимателей и банков РК за их незаконную деятельность. Так, согласно Закону РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г., индивидуальное предпринимательство осуществляется на основе и за счет имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности или иных прав, допускающих пользование и (или) распоряжение имуществом для занятия предпринимательством.
Под предусмотренной в ст. 193 УК РК легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, следует понимать любую форму выпуска в обращение полученных заведомо незаконным путем неподдельных денег или иного в действительности существующего имущества с официальным приданием им статуса имущества, законно находящегося в обороте.
Полагаю, что одна из наиболее удачных попыток определить понятие «отмывания» денег была предпринята Венской конвенцией ООН от 19 декабря 1988 г. Под «отмыванием» денег в ней понимаются различные виды манипуляций с имуществом, полученным в результате правонарушений. «Грязные» деньги и незаконные доходы тем самым идентифицируются с имуществом, приобретенным на законном основании. Сегодня «грязные» деньги из Казахстана и других стран СНГ проходят через счета компаний в ряде европейских банков, в том числе в Швейцарии. Часть денег «оседает» на счетах банков в оффшорных зонах. «Грязные» деньги получаются от незаконного оборота наркотиков, похищения людей и укрывательства от налогов предприятий металлургической отрасли и нефтяного бизнеса. Анализ способов совершения легализации незаконных доходов и ухищрений, применяемых при этом, ставит вопрос об изменении подходов к организации и тактике выявления таких преступлений. Кроме того, практика свидетельствует о том, что для повышения эффективности данной работы необходимо постоянное и тесное взаимодействие не только между правоохранительными органами, призванными осуществлять уголовное преследование по данной категории преступлений, но и между различными финансовыми и банковскими учреждениями, через которые происходит «отмывание» «грязных» денег1.
В соответствии с Указом Президента РК, имеющим силу Закона, «О банках и банковской деятельности» от 31 августа 1995 г. под совершением финансовых операций с денежными средствами понимается совершение любых указанных в ст. 30 операций, связанных с движением денег: прием депозитов, кассовые, переводные, ссудные, трастовые, сейфовые, обменные и тому подобные операции.
Сделками, в соответствии со ст. 147 ГК РК, признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Совершение сделок с имуществом предполагает заключение любых гражданско-правовых договоров: купли-продажи, обмена, дарения, наследования и т. д.
Использование денежных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности выражается в задействовании указанных средств в качестве первоначального, текущего капитала в процессе занятия предпринимательской или иной экономической деятельностью1.
Деяния, предусмотренные ст. 193 УК РК, следует считать оконченными не только при завершении операций с денежными средствами для решения определенной экономической задачи, но и при любом перемещении указанных средств, в том числе в ходе осуществления сделки, если целью перемещения является отмывание незаконного приобретения имущества.
Верховный Суд РК в вышеназванном нормативном постановлении от 18 июня 2004 г. отмечает, что основанием наступления уголовной ответственности по ст. 193 УК РК является факт легализации денежных средств или иного имущества, полученных только от запрещенных видов деятельности (контрабанда, незаконная торговля оружием, наркотическими средствами, хищением, уклонением от уплаты налога и др.). В случае установления факта легализации денежных средств или иного имущества, полученных заведомо незаконным путем, виновное лицо должно нести уголовную ответственность по совокупности преступлений: по ст. 193 УК РК и соответствующей норме уголовного закона, предусматривающей ответственность за незаконное приобретение этих средств или имущества (п. 10 нормативного постановления от 18 июня 2004 г.).
Субъектом преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Ответственность несут лица, в чьем фактическом распоряжении находятся денежные средства или иное имущество, приобретенное незаконным путем. Лица же, умышленно оказывающие помощь в легализации, например, нотариусы, работники ломбарда, являются пособниками либо членами преступной группы (в зависимости от формы соучастия). К числу субъектов преступления следует отнести и тех лиц, которые непосредственно используют приобретенное незаконным путем имущество, совершают с ним сделки, финансовые операции, то есть в чьем фактическом распоряжении находятся указанные денежные средства1.
С субъективной стороны анализируемое преступление характеризуется виной в форме прямого умысла, то есть виновный сознает, что «отмывает», легализует указанные средства, приобретенные незаконным путем, предвидит, что в результате совершения им финансовых операций или иных сделок приобретенные заведомо незаконным путем имущество или денежные средства будут легализованы, и желает такой легализации. Недопустимо освобождение от уголовной ответственности лиц, главной целью которых является получение прибыли. Безразличное отношение к происхождению используемых ими денежных средств, о незаконности которых они осведомлены, является проявлением косвенного умысла. Мотивы и цели для квалификации значения не имеют.
Квалифицирующими признаками в рассматриваемом преступлении являются следующие:
а) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору;
б) неоднократно;
в) лицом с использованием своего служебного положения.
При совершении финансовой операции или другой сделки, в которой принимают участие два и более лица, по п. «а» ч. 2 ст. 193 УК РК следует квалифицировать действия виновных лиц, заранее (то есть до начала) договорившихся о совместном ее совершении, осознававших незаконность приобретения в такой операции (сделке) денежных средств или иного имущества.
В случае, когда лишь один из участников рассматриваемой финансовой операции (или иной сделки) осведомлен о незаконном характере приобретения в такой операции денежных средств или иного имущества, ответственность должна наступать по ч. 1 ст. 193 УК РК. Исходя из определения предварительного сговора группы лиц, содержащегося в ч. 2 ст. 31У К РК, такой сговор обязательно должен возникнуть до момента совершения соответствующей операции или до заключения иной сделки.
Сговор, возникший между участниками финансовых операций или иной сделки в процессе их совершения, надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 193 УК РК.
Сговор, возникший между участниками финансовой операции или иной сделки, одним из которых является приобретатель имущества, до момента незаконного приобретения последним предмета этой операции (сделки), при условии, что такое приобретение является результатом преступления (кражи, мошенничества, присвоения вверенного имущества), одновременно служит признаком соучастия в таком преступлении. Подобные действия следует квалифицировать не только по ч. 2 ст. 193 УК РК, но и как пособничество в преступлении, в результате которого было приобретено соответствующее имущество1.
Неоднократной легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, будет признаваться в случаях совершения одним лицом как минимум двух финансовых операций (в том числе одной финансовой операции и одной сделки). В соответствии с ч. 3 ст. 11 УК РК рассматриваемое преступление не может быть признано совершенным неоднократно, если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном порядке освобождено от уголовной ответственности, либо судимость за ранее совершенное лицом преступление была погашена или снята или истекли сроки давности привлечения за такое преступление к уголовной ответственности.
Третий квалифицирующий признак выражается в совершении настоящего преступления лицом с использованием своего служебного положения. К лицу, которое использует свое служебное положение для совершения любого из деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 193 УК РК, следует относить лиц, указанных в примечании к ст. 307 УК РК «Злоупотребление должностными полномочиями», и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, указанных в примечании к ст. 228 УК РК «Злоупотребление полномочиями», которые кроме общих признаков субъекта преступления наделены служебными полномочиями по отношению к совершаемой финансовой операции или иной сделке (п. «в» ч. 2 ст. 193 УК РК). Предоставленные служебные полномочия облегчают этим лицам процесс легализации.
Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам борьбы с коррупцией» от 25 сентября 2003 г. ч. 3 ст. 193 УК РК дополнена новым пунктом «а» в следующей редакции:
«3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные:
а) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения;
б) организованной группой;
в) преступным сообществом (преступной организацией) или в крупных размерах».
Согласно примечанию к ст. 307 УК РК:
1. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся должностные лица, депутаты Парламента и маслихатов, судьи и все государственные служащие в соответствии с законодательством РК о государственной службе.
2. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются:
1) лица, избранные в органы местного самоуправления;
2) граждане, зарегистрированные в установленном законом в порядке в качестве кандидатов в Президенты РК, депутаты Парламента РК и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления;
3) служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета РК;
4) лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 35 %.
Таким образом, в п. «а» ч. З ст. 193 УК РК законодатель предусмотрел еще две категории специального субъекта: 1) лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций и 2) приравненное к нему лицо.
Обобщение вышеназванного Закона РК от 25 сентября 2003 г. показало, что его отдельные положения не соответствуют действующему уголовному законодательству РК. Так, например, казахстанскими учеными-юристами, занимающимися исследованием данной проблемы. (И. Ш. Борчашвили, С. С. Акьшбековым, X. Болен, Д. В. Курбатовым), выявлен ряд коллизий, внесенных законодателем в нормы УК РК, предусматривающим ответственность за совершение коррупционных преступлений, куда вошли два преступления в сфере экономической деятельности: п. «а» ч. 3 ст. 193 и п. «а» ч. 3 ст. 209 УК РК. На основе анализа изучения теории уголовного права, правоприменительной деятельности правоохранительных органов и законодательства отмеченными авторами выдвигаются предложения по совершенствованию уголовного законодательства РК в части, касающейся исключения из примечания к ст. 307 УК РК «Злоупотребление должностными полномочиями» п.п. 1 и 2, имеющих противоречие с понятием должностного лица. Следует согласиться с позицией данных авторов в связи с тем, что единообразное применение уголовного закона поможет исключить ошибки в правоприменительной деятельности судебно-следственных органов. Рассмотрение следующего особо квалифицирующего признака означает, что в соответствии с ч. 3 ст. 31 УК РК преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Особенностью этой формы соучастия является то, что взаимосвязь между участниками такой группы должна носить устойчивый характер. Вторым обязательным признаком данной формы соучастия является цель объединения участников этой устойчивой группы для совершения одного или нескольких преступлений. Под устойчивостью следует понимать нахождение в группе не случайных людей, а тех, кто намерен совместно с другими совершать одно или несколько преступлений. Каждому из них участники этой группы доверяют, состав группы стабилен, имеется лидер, которому подчиняются участники группы.
Криминогенная ситуация в Казахстане осложняется ростом организованной преступности. Особенно ощутимо ее функционирование в сфере экономики. В своих наиболее опасных формах она, прежде всего, связана с наркобизнесом, а также игорным бизнесом, вымогательством, фальшивомонетничеством, подпольной торговлей оружием. Получая от этого бизнеса астрономические суммы, преступники, стремясь к тому, чтобы не быть разоблаченными, стараются легализовать, то есть «отмыть» их. Старший оперуполномоченный по особо важным делам УКП УВД Карагандинской области Ж. и исполняющий обязанности заместителя начальника отдела УБН УВД Карагандинской области М. отмечают, что в республике под контролем «теневых» структур находится более 40 % хозяйствующих субъектов, 25 % всех банков контролируется организованной преступностью, 42 % товарооборота на потребительском рынке приходится на долю незарегистрированных хозяйствующих субъектов1.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 УК РК преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением нескольких организованных групп, созданных в тех же целях. Сплоченность группы означает не только стабильность ее состава, наличие руководителя, которому подчиняются все другие соучастники, но и длительная связь между соучастниками, взаимная поддержка друг друга, взаимозаменяемость, взаимовыручка. Сплоченность означает высокую степень организованности, соблюдение всеми правил поведения, установленных в преступной организации.
Разъяснение крупного размера дается законодателем в примечании к ст. 193 УК РК, под которым признается совершение сделки или использование денежных средств либо другого имущества на сумму, превышающую десять тысяч месячных расчетных показателей, установленных законодательством РК на момент совершения преступления.
Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией» от 16 марта 2001 г. примечание к ст. 193 УК РК дополнено п. 2, предусматривающим освобождение от уголовной ответственности лиц, добровольно заявивших о готовящейся либо совершенной легализации денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, если в действиях данных лиц не содержится составов преступлений, предусмотренных чч. 2 и 3 ст. 193УКРК, или иного преступления.
Введение данного обстоятельства, полагаю, является своевременным и целесообразным. Так, 2 апреля 2001 г. был принят Закон РК «Об амнистии граждан РК в связи с легализацией ими денег». Положение данного Закона РК не распространяется на случаи легализации денег, полученных в результате коррупционных преступлений, преступлений против личности, мира и безопасности человечества, основ конституционного строя и безопасности государства, собственности, коррупционных и иных преступлений, против интересов государственной службы и государственного управления, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и нравственности, а также денег, принадлежащих другим лицам или полученных в качестве кредитов'.