Сферического шарикоподшипника при изгибе вала

Осмотр внешних торцевых поверхностей колец подшипника позволяет подтвердить проворачивание колец или определить наличие контакта подшипника с рядом расположенной деталью (рисунок 5.42).

Рисунок 5.42 – Кольцевые риски на торцевой поверхности внутреннего

кольца – результат контакта кольца подшипника с неподвижной деталью

Осмотр беговых дорожек внешнего и внутреннего колец позволяет установить характер контакта тел качения и беговой дорожки. Перекос вала относительно корпуса подшипника может быть зафиксирован по треугольному следу при колебательном характере нагружения подшипника (рисунок 5.43).

Рисунок 5.43 – Треугольная форма контакта кольца с роликом при перекосе вала

относительно корпуса двухрядного роликового радиального подшипника

Трещины поперек беговых дорожек – результат воздействия динамических нагрузок, ударов или ошибок монтажа (рисунок 3.14а). Сколы бортов колец - результат динамических воздействий осевой силы (рисунок 3.14б).

Трещины, расположенные вдоль кольца подшипника – результат отсутствия тепловых зазоров при нагреве механизма. Возникающая, при тепловом расширении осевая сила приводит к исчезновению радиального зазора и возникновению значительных радиальных сил определяемых геометрией подшипника (рисунок 5.45).

Рисунок 5.45 – Разрушение наружного кольца шарикоподшипника

при отсутствии теплового зазора

Увеличенная осевая игра пары радиально-упорных шариковых подшипников, приводит при возникновении осевой силы к появлению гранности или к осповидному выкрашиванию на нерабочей части беговой дорожки (рисунок 5.46).

а) б)

Рисунок 5.46 – Гранность (а), осповидное выкрашивание (б) на нерабочей части

беговой дорожки радиально-упорного шарикового подшипника

при увеличенной осевой игры при возникновении осевой силы

Бринеллирование проявляется в появлении вмятин на беговых дорожках с шагом равным шагу тел качения, является следствием ударных воздействий во время монтажа (рисунок 5.47).

Рисунок 5.47 - Бринеллирование на беговых дорожках упорного

шарикоподшипника - вмятины с шагом равным шагу тел качения

Ложное бринеллирование возникает при оттоке смазки с поверхностей качения подшипников неработающей машины в результате механических колебаний, передающихся от работающих механизмов. Проявляется в виде повреждений рабочей поверхности подшипника расположенных с шагом равным шагу тел качения (рисунок 5.48).

Рисунок 5.48 – Следы ложного бринеллирования на рабочей поверхности

наружного кольца роликового радиально-упорного конического однорядного подшипника

Повреждения сепаратора наиболее серьёзный вид повреждений. При повреждениях сепаратора возможны повреждения других деталей вследствие вибрации, износа, заклинивания и перекосов (рисунок 5.49). Наиболее распространенная причина разрушения сепаратора – проблемы смазывания (рисунок 5.50) и деформация наружных колец. Это приводит к возникновению неравномерных сил по телам качения и воздействию разрушающих сил на сепаратор.

а) б)

Рисунок 5.49 – Разрушение сепаратора

а) б)

Рисунок 5.50 – Смазка подшипниковых узлов: а) недопустимая;

б) удовлетворительная

Подшипники качения подлежат замене при наличии одного из повреждений: усталостные раковины на дорожках и телах качения; коррозионные раковины на дорожках и телах качения; трещины, сколы бортов, колец; трещины колец, роликов, шариков; трещины, излом сепаратора; задиры на рабочих поверхностях колец и тел качения; износ и обрыв заклепок сепаратора; забоины на сепараторе; рифление на рабочих поверхностях колец и тел качения; выработка на рабочих поверхностях колец и тел качения; вмятины на рабочих поверхностях; поверхностная коррозия на рабочих поверхностях подшипника; цвета побежалости на рабочих поверхностях; увеличение радиального зазора.

339. Сидоров В.А. Классификация повреждений подшипников / Международный информационно-технический журнал «Оборудование и инструмент для профессионалов, серия Металлообработка», №3 (113) 2009. С. 76 – 79, №4 (115) 2009. С. 70 - 73

340. Чуб Е.Ф. Реконструкция и эксплуатация опор с подшипниками качения: Справочник. – М.: Машиностроение, 1981. – 365 с.

341. Инструкция по содержанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава (утверждена МПС СССР 19.04.79 ЦТ/3781 7,1-7,3). – М.: Транспорт, 1980. – 128 с.

342. Следы качения при повреждении подшипников и их значение / Авторизированный дистрибьютор NTN-SNR (https://www.snr.com.ru/).

343. Обнаружение дефектов подшипников качения (перевод материалов фирмы IRD) / Вибродиагностика для начинающих и специалистов (https://www.vibration.ru/obnar_defekt.shtml).

344. Черменский О.Н., Федотов Н.Н. Подшипники качения. Справочник-каталог. – М: Машиностроение, 2003. – 576 с.

345. Монтаж и демонтаж подшипников качения /FAG Kugelfischer AG. Publ.-Nr/ WL 80 100/3 RU – 113 c.

346. Повреждения подшипников качения и их причины. SKF AB,2002 г.–43 с.

347. Подшипники для горнодобывающего оборудования. Motion & control. NSK. CAT No. E 1265 2005 E-8 – 35 c.

348. Костецкий Б.И., Носовский И.Г. Износостойкость и антифрикционность деталей машин: – К.: Техника, 1965. – 206 с.

350. Бейзельман Р.Д., Цыпкин Б.В. Подшипники качения. Справочник. – М.: Машиностроение, 1975. – 362 с.

351. Комиссар А.Г. Опоры качения в тяжелых режимах эксплуатации: Справочник. – М.: Машиностроение, 1987. – 384 с.

352. Седуш В.Я., Сидоров В.А., Ошовская Е.В. Принципы построения обучающей системы распознавания повреждений подшипников качения / «Металлы и литье Украины». 2001. №3-4. - С. 39 - 41

353. Кравченко В.М., Сидоров В.А., Кикалов В.С. Этапы разработки экспертной системы распознавания причин повреждений подшипников качения / Науково-технічний збірник „Гірнича електромеханіка та автоматика”, Дніпропетровськ, 2004, №73 - С. 60 – 65

354. Кравченко В.М., Сидоров В.А., Кикалов В.С. Классификация видов повреждений подшипников качения металлургических машин / Научно-технический и производственный журнал «Металлургическая и горнорудная промышленность», №6, 2007 г. - С.105 – 108

355. Седуш В.Я., Сидоров В.А. Разрушение подшипников энергетических машин металлургических предприятий / Международный научно-технический и производственный журнал «Вибрация машин: измерение, снижение, защита», № 4 (15) декабрь 2008 - С. 26 - 31


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: