Люди
Существует три основных аспекта человеческой переменной в управлении: поведение отдельных людей; поведение людей в группах; характер поведения руководителя, его влияние на поведение людей и групп.
Поведение человека в обществе и на работе зависит от сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды.
Факторы, влияющие на поведение и успешность деятельности:
1. Способности.
Человек, имеющий наибольшие способности в конкретной области, будет выполнять работу лучше других. Но на поведение человека влияют и другие факторы. Поэтому организации стараются расширять способности работника к выполнению определенных задач через обучение.
2. Одаренность.
Это имеющийся потенциал человека в отношении выполнения конкретной работы. Является результатом врожденных качеств и приобретенного опыта.
3. Потребности.
Необходимо создавать ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника приводило к реализации целей организации.
4. Ожидания.
Основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Они решают насколько вероятно совершение чего-то значимого для них.
|
|
5. Восприятие.
Это интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Люди реагируют не на происходящее в окружении, а на восприятие действительности.
6. Точка зрения.
Это отношение к чему-либо или социальные установки. Отношение формирует восприятие окружающей среды и влияет на поведение.
7. Ценности.
Это общие убеждения, вера что хорошо и что плохо. Ценности предполагают субъективное ранжирование благ по важности, качеству, признанию. Каждая организация устанавливает свою собственную систему ценностей.
Все внутренние переменные взаимосвязаны и рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменения одной переменной влияет на все другие. Например, совершенствование технологии не всегда приводит к повышению производительности, если эти изменения отрицательно сказываются на людях.
ЛЕКЦИЯ 5
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Системный подход рассматривает организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей. Ситуационный подход расширил теорию систем за счет концепции, по которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется внутренними и внешними факторами, влияющими на организацию.
Внешняя среда организации включает: потребителей, конкурентов, поставщиков, правительственные учреждения, финансовые организации, источники трудовых ресурсов.
1. Взаимосвязь факторов внешней среды.
Это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
|
|
2. Сложность внешней среды.
Это число факторов, на которые организация должна реагировать и уровень их инвариантности.
3. Подвижность среды.
Это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. С учетом этого организация должна опираться на разнообразную информацию для принятия эффективных решений относительно внутренних переменных.
4. Неопределенность внешней среды.
Это количество информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора и уверенность в достоверности информации.