Понятие общение
Общение как социально-психологическая категория
Управление конфликтами.
Виды конфликтов.
Сущность и структура конфликта.
Конфликт как форма взаимодействия.
Формы делового общения.
Невербальное общение.
Вербальное общение.
Общие положения делового общения
Виды делового общения.
Психологические основы общения.
Понятие общение.
Общение как социально-психологическая категория.
План
Проблемы профессионального и педагогического общения. Управление конфликтами
Лекция № 2.3.
Время проведения: 4 часа.
Цель занятия: рассмотреть теоретические основы межличностных отношений и делового общения будущего магистра техники и технологии; углубить и закрепить знания; развить глубину и критичность мышления; воспитать толерантность, ответственность понимание.
|
|
Общение - это сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порождённый потребностью в совместной деятельности, коммуникации и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [5].
Функции общения:
1. Коммуникация - обмен информацией, идеями представлениями, чувствами интересами настроениями.
2. Перцепция - восприятие и понимание другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия.
3. Интеракция - стратегия, тактика и техника взаимодействия людей, организация их совместной деятельности для достижения определённых целей [5].
Мотивы общения (взаимодействия):
• максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);
• максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);
• максимизация относительного выигрыша (конкуренция);
• максимизация выигрыша другого (альтруизм);
• минимизация выигрыша другого (агрессия);
• минимизация различий в выигрышах (равенство) [5, c. 110].
В зависимости от мотивов участников взаимодействие может происходить в форме сотрудничества (кооперации) или соперничества (конкуренции).
Рисунок 1.Взаимосвязь общения и конфликта
При интерактивном взаимодействии партнеров различают: сотрудничество; противоборство; уклонение от взаимодействия; однонаправленное содействие; контрастное взаимодействие; компромиссное взаимодействие.
|
|
• Сотрудничество - общение, при котором оба партнера по
взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности;
• Противоборство - общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей;
• Уклонение от взаимодействия - партнеры стараются избегать активного сотрудничества;
• Однонаправленное содействие - один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества;
• Контрастное взаимодействие - один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему;
• Компромиссное взаимодействие - оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу [5, с. 111].
Механизмы перцепции:
1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);
2) познание самого себя в процессе общения (рефлексия);
2) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
Идентификация - это способ познания другого человека, при котором предположение об его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению. Стереотипизация - это восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т. е. прежде всего как представителя определенной социальной группы. Эмпатия - это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружескому или более глубокому интимно-личностному отношению. Рефлексия - это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению. Каузальная атрибуция - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).