Конфликт как форма взаимодействия
Формы делового общения
Деловое общение реализуется в следующих основных формах: деловая беседа; деловые переговоры; спор, дискуссия, полемика; деловое совещание; публичное выступление; телефонные разговоры; деловая переписка.
Деловая беседа - передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам. Деловая беседа выполняет ряд функций: взаимное общение работников из одной деловой сферы; совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий; стимулирование деловой активности и пр. Деловые переговоры - основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Деловые переговоры всегда имеют конкретную цель и направлены на заключение соглашений, сделок, контрактов. Спор (дискуссия) - столкновение мнений, разногласия по какому-либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою точку зрения. Спор реализуется в форме диспута, полемики, дискуссии и пр. Деловое совещание - способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов. Публичное выступление - передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и ораторского искусства. Деловая переписка - обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста [10].
|
|
Сущность конфликта может быть уяснена на основе его признаков и формулирования необходимых и достаточных условий его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака.
Во-первых, конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.
В качестве мотивов общения (взаимодействия) рассматриваются:
• максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);
• максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);
• максимизация относительного выигрыша (конкуренция);
• максимизация выигрыша другого (альтруизм);
• минимизация выигрыша другого (агрессия);
• минимизация различий в выигрышах (равенство).
В зависимости от мотивов участников взаимодействие может происходить в форме сотрудничества (кооперации) или соперничества (конкуренции).
Во-вторых, конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).
|
|
Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.
Отсюда конфликт по С.М. Емельянову такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.) [4, с.24].
Конфликт (по А.Я. Кибанову) - нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон [5, с.41].
Функции конфликта (по А.Я. Анцупову) подразделяются на конструктивные и деструктивные по отношения их влияния на оппонентов и социум.
1. Конструктивные (по А.Я. Анцупову).
- изменение социально-психологического климата в коллективе, усиление сплочённости и взаимного уважения;
- проявление инноваций и творчества;
- вскрытие наиболее острых противоречий, т.е.сигнальная функция;
- изменение баланса индивидуальных, групповых и коллективных интересов и социальная интеграция предприятия.
2. Деструктивные (по А.Я. Анцупову):
- разрушение коммуникаций и взаимодействия в трудовом коллективе;
- снижение эффективности и качества деятельности;
- фиксация насильственных методов разрешения конфликта в опыте трудового коллектива;
- формирование негативных целевых установок у членов коллектива;
- снижение авторитета коллектива во внешних взаимосвязях [2, с. 164].
Конфликт как сложное социальное явление характеризуется многими параметрами. Структура конфликта (по С.М. Емельянову) представлена на рисунке 3. Основные структурные элементы конфликта определяются следующим образом.
Рисунок 3.Структура конфликта
S1 и S2 – стороны конфликта (субъекты конфликта) – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
ОК1 и ОК2 – образы предмета конфликта (конфликтной ситуации) – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
М1 и М2 – мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).
П – предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.
Р1 и Р2 – позиции конфликтующих сторон. – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Причина конфликта — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его. Важно заметить, что конфликт возникает, когда имеются объективные события, факты или ситуации, и есть связанная с ними деятельность субъектов социального взаимодействия. Классификация общих причин конфликтов (по М. Мескону, М. Альберту, Ф. Хедоури) [8].
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального столкновения несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон.
Инцидент – это конкретные конфликтные действия, при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон