Невербальное общение

Невербальное общение - общение посредством неречевых знаковых систем. Невербальная коммуникация обычно пред­ставляется следующими системами: визуальная, акустическая, так­тильная, ольфакторная [3].

1. Визуальная система общения включает в себя:

- жесты;

- мимику, позы;

- кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение);

- пространственно-временную организацию общения;

- контакт глазами (визуальный контакт);

- вспомогательные средства общения, в т. ч.: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы), использование средств преобразования при­родного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, борода, мелкие предметы в руках) и пр.

2. Акустическая система подразделяется на следующие аспекты:

- паралингвистическая система (система вокализации, т. е. темп голоса, его диапазон, тональность);

- экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а также других средств, как-то: покашливание, смех, плач, темп речи).

3. Тактильная система - прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи.

4. Ольфакторная система - приятные и неприятные за­пахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.

Выделяют следующие основные функции невербального обще­ния:

• выражение межличностных отношений;

• выражение чувств и эмоций;

• управление процессами вербального общения (разговором);

• обмен ритуалами;

• регуляция самопредъявлений.

Особенностью невербального языка является то, что его появ­ление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и че­ловек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позво­ляет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Считается, что подделывать или копировать же­сты и другие невербальные знаки практически невозможно, по­скольку в течение длительного времени нельзя контролировать всю их совокупность и одновременно еще и произносимые слова.

Можно выделить ряд факторов, которые влияют на невербаль­ный язык и отдельные его элементы:

• национальная принадлежность (так, одни и те же жесты могут означать разное у разных народов);

• состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышен­ной возбудимостью, эмоциональностью);

• профессия человека (слабое рукопожатие не всегда проявление слабости: может быть, профессия требует беречь паль­цы);

• уровень культуры, который влияет на состав жестов, преставление об этикете, правильном воспитании;

• статус человека (чем выше стоит он на иерархической лес­тнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утонченными);

• принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы);

• актерские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками);

• возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фак­тор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом мо­жет снижаться скорость движений);

• сочетание невербальных знаков (обычно состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);

• возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие, как например, при разгово­ре по телефону).

Таким образом, все системы невербальной коммуникации су­щественно дополняют речевое воздействие, как усиливая его, так и ослабляя. Кроме того, именно невербальные средства общения представляют более точную информацию о душевном состоянии, настроении собеседника, отношении к партнеру и к обсуждаемой проблеме, чем его слова, помогают выявить такой существенный параметр делового общения, как намерения его участников

Рассмотрим содержание основных невербальных средств обще­ния (кинесические, просодические, экстралингвистические и такесические).

Наиболее значимы кинесические средства - зрительно вос­принимаемые движения другого человека, выполняющие вырази­тельно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные средства движения, проявляющиеся в позе, жес­те, мимике, походке, взгляде.

Поза - это положение человеческого тела, типичное для дан­ной культуры. Общее количество различных положений, ко­торые может принять человеческое тело, составляет около 1000. Поза наглядно по­казывает, как данный человек воспринимает свой статус по отно­шению к статусу других присутствующих людей. Люди с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

При закрытой позе человек как-то пытает­ся закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше мес­та в пространстве. При открытой же позе стоящий человек руки раскрывает ладонями вверх, сидящий раскидывает руки, ноги вытягивает. Открытые позы воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень - то, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развер­нутыми плечами, иногда упершись руками в бедра. Человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуж­денной позе.

Походка человека - это стиль передвижения, который от­ражает его эмоциональное состояние. Исследования показали, что легко узнаются по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем, оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая - при радости, самая большая длина шага при гордости, вялая, угнетенная походка - при страдании.

Жесты - это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

Жесты можно разделить на:

• коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привле­чения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т. д.);

• жесты, выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.);

• описательные жесты (имеют смысл только в контексте ре­чевого высказывания).

Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказыва­ния является свидетельством лжи.

Особая роль в передаче информации отводится мимике - дви­жениям мышц лица. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации.

В мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презре­ния) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо вид­но из схемы мимических кодов эмоциональных состояний. Лицо не случайно называют зеркалом души человека. По­ложение рта, бровей и глаз прекрасно передает эмоциональ­ное состояние и такие чувства, как печаль, робость, злобу.

Таблица 1

Мимические коды эмоциональных состояний

Части и элементы лица Эмоциональное состояние
Гнев Пре­зрение Стра­дание Страх Удив­ление Радость
Положение рта Рот открыт Рот закрыт Рот открыт Рот обычно закрыт
Губы Уголки губ опущены Уголки губ приподняты
Форма глаз Глаза раскры­ты или при­щурены Глаза прищурены Глаза широко раскрыты Глаза прищуре­ны или раскры­ты
Яркость глаз Глаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не выражен Глаза блестят
Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх
Уголки бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх
Лоб Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки на лбу
Подвижность лица и его частей Лицо динамичное Лицо застывшее Лицо динами­чное
                   

С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный кон­такт. Взгляд, как правило, связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова - на собесед­ника.

Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к об­щению. Если на нас смотрят мало, то мы полагаем, что к нам или к нашим словам и действиям относятся плохо, а если много, то это либо вызов, либо хорошее отношение.

Взгляд передает самую точную информацию о состоянии че­ловека, поскольку расширение и сужение зрачков не контролиру­ется человеком. Если человек возбужден или заинтересован чем-то, находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяют­ся в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека и отражают его состояние.

Характеристики голоса относятся к просодическим и экстра­лингвистическим явлениям. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, темп голоса, сила ударения. Экстралингвистика - это включение в речь пауз, а также раз­личного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздохов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: