Вербальное общение

Общие положения делового общения

Виды делового общения

Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодей­ствия, в котором происходит обмен деятельностью, информа­цией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и кон­кретные задачи, которые требуют своего решения [5,10].

Значительную часть делового общения занимает служебное общение, т. е. взаимодействие людей, осуществляемое в рабочее время, в стенах организации. Однако деловое общение - поня­тие более широкое, чем служебное, так как включает в себя взаи­модействие и наемных работников, и собственников-работодате­лей, происходит не только в организациях, но и на различных де­ловых приемах, семинарах, выставках и пр.

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непос­редственный контакт) и косвенное (между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воз­действия и внушения, чем косвенное.

Различают два вида делового общения: вербальное и невер­бальное. Вербальное общение (от лат. verbalis - словесный) осу­ществляется с помощью слов. При невербальном общении сред­ством передачи информации являются позы, жесты, мимика, ин­тонации, взгляды, территориальное расположение и пр.

Выделяют три основных стиля делового общения (по А.Я. Кибанову):

• ритуальный стиль, в соответствии с которым главной зада­чей партнеров является поддержание связи с социумом, под­крепление представления о себе как о члене общества. В ри­туальном общении партнер - лишь необходимый атрибут, его индивидуальные особенности несущественны, в отличие
от следования роли - социальной, профессиональной, личностной;

• манипулятивный стиль, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Огромное количество профессиональных задач пред­полагает именно манипулятивное общение. По сути, любое обучение, убеждение, управление всегда включает манипулятивное общение;

• гуманистический стиль, который направлен на совместное изменение представлений обоих партнеров, предполагает удовлетворение такой человеческой потребности, как по­требность в понимании, сочувствии, сопереживании. Гума­нистическое общение детерминируется не столько снаружи (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри (индивидуальностью, настроением, отношением к партнеру) [5, c. 118-119].

Выделяют три формы барьеров общения:

1) барьеры непонимания:

• фонетический барьер (невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов);

• стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммутатора и ситуации общения или стиля общения и актуаль­ного психологического состояния партнера по общению);

• семантический барьер (различие в системах значений слов);

• логический барьер (сложная и непонятная или неправильная логика рассуждений, доказательств);

2) барьеры социально-культурного различия (социальные, по­литические, религиозные и профессиональные различия, приво­дящие к разной интерпретации понятий, употребляемых в процес­се общения);

3) барьеры отношений (неприязнь, недоверие к коммуникатору, которое распространяется на передаваемую им информацию) [3].

Существуют социально-психологические методы управления общением: заражение, внушение, подражание, убеждение, мода, принуждение [2].

Заражение - это бессознательное, стихийное принятие лич­ностью определенного психологического состояния.

Внушение - это активное воздействие одного субъекта на дру­гого. Внушение происходит при условиях авторитетности источ­ника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопро­тивления внушающему воздействию.

Подражание - это воспроизводство одним человеком опреде­ленных образцов поведения, манеры говорить и т. п. другого че­ловека. Самое массовое проявление подражания — следование моде, и особенно неосмысленное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров в мо­лодежной среде.

Убеждение - это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознательную сферу личности. Его назначение - активизация мыш­ления личности при усвоении информации, формирование у нее убежденности.

Метод убеждения воздействует и на обыденное, и на теорети­ческое сознание. На уровне обыденного сознания в результате это­го воздействия образуется понимание упрощенно-познавательного характера, в этом мыслительном об­разовании присутствуют представления о чем-то, вера в предла­гаемую информацию. Когда личность поднимется до основательного содержатель­ного познания какого-то явления, в ее сознании начнут складывать­ся убеждения, т. е. собственная позиция.

Убеждение редко применяется как отдельный метод воздей­ствия на людей. Оно постоянно взаимодействует с подражанием и внушением.

Принуждение по сравнению с предыдущими методами - это наиболее насильственный метод воздействия на людей, так как предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям. В основе принуждения лежит страх перед наказанием и другими нежелательными для индивида по­следствиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: