Люди
Глава 1 ДИНАМИКА ИНДИВИДОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Что такое организационное поведение
1.1.1 Сущность организационного поведения
Организационное поведение –это наука,изучающая поведение людей(индивидов и групп) в организациях с целью практического использования полученных знаний для повышения эффективности трудовой деятельности человека.
Объекты изучения ОП
• поведение индивидов в организации;
• проблемы межличностных отношений при взаимодействии двух индивидов (коллег или пары «начальник – подчиненный»);
• динамику отношений внутри малых групп (как формальных, так и неформальных);
• возникающие межгрупповые отношения;
• организации как целостные системы, основу которых образуют внутриорганизационные отношения (например, стратегические альянсы и совместные предприятия).
Большинство научных дисциплин (и ОП не исключение) преследует четыре цели –описание,осознание,прогнозирование и контроль надопределенными явлениями.
Целями ОП являются:
1. систематизированное описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях;
|
|
2. объяснение причин поступков индивидов в определенных условиях;
3. предсказание поведения работника в будущем; 4. овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и
их совершенствование.
1.1.2 Силы, определяющие ОП
Природа организации формируется в процессе взаимодействия различных сил, многообразие видов которых может быть классифицировано по четырем направлениям – люди, организационные структуры, технологии и внешняя среда,
в которой действует данная организация (рисунок 1).
• Индивиды
• Группы
Внешняя среда | |||||||
Структура | |||||||
• | Организационное | ||||||
Правительство | • | ||||||
Отдельные виды работ | |||||||
• | Конкуренция | поведение | |||||
• | Группы | ||||||
• | Социо - этические | ||||||
факторы | |||||||
• Оборудование
• Компьютерная техника и программное обеспечение
Рисунок 1.1 – Основные определяющие организационное поведение силы
Выполнение рабочих заданий сотрудниками организации предполагает координацию их усилий, а значит, в компании должна быть создана определенная структура формальных отношений. Поскольку в процессе труда обычно используется производственное оборудование, в рабочем процессе взаимодействуют люди, организационные структуры и технологии. Кроме того, рассмотренные нами элементы подвержены влиянию внешней среды и, в свою очередь, оказывают воздействие на нее.
|
|
ЛЮДИ. Сотрудники организации образуют ее внутреннюю социальную систему, включающую в себя индивидов и группы (большие и малые, формальные и неформальные). Одна из основных характеристик групп – их высокая динамика (формирование, развитие и распад). Люди (сотрудники) – это живые, думающие, чувствующие существа, деятельность которых направлена на
достижение поставленных перед организацией целей. Мы должны помнить, что организация существует, чтобы служить людям, и никак не наоборот.
Современные организации существенно отличаются от своих предшественниц. Менеджерам приходится решать все более сложные задачи. Они должны не только осознавать неизбежность различных образцов поведения сотрудников, но и быть готовыми адаптироваться к ним.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА. Организационная структура определяет формальные отношения между людьми и позволяет использовать их для достижения целей компании. Осуществление различных видов деятельности предполагает, что в организации трудятся представители самых разных профессий, занимающие различные должности. Эффективная координация их усилий предполагает разработку некой структурной схемы. Отношения индивидов внутри этой структуры создают сложные схемы сотрудничества – согласования, принятия и реализации решений.
Некоторое время назад возобладала тенденция упрощения многих организационных структур, в основном за счет сокращения должностей менеджеров среднего звена, вызванная необходимостью снижения издержек при сохранении конкурентоспособности компании. Кроме того, набирает силу процесс укрупнения организаций (преимущественно в форме слияний и поглощений). Отдельные организации проводят эксперименты по найму временных (так называемых ситуационных) сотрудников для выполнения конкретных задач.
ТЕХНОЛОГИЯ. Технологическое обеспечение представляет собой материальные ресурсы, вовлеченные в процесс управления и производства. Уровень техники и технологий оказывает значительное влияние на трудовые отношения. Техника позволяет сделать больше и работать лучше, но она же накладывает и ограничения (по уровню квалификации сотрудников), т.е. ее применение сопряжено как с выгодами, так и с издержками. Повышение роли робототехники и компьютеризация производства, перераспределение рабочей силы из сферы производства в сферу услуг, повсеместное внедрение компьютеров и разработка ориентированного на пользователя программного
обеспечения, быстрое развитие возможностей сети Интернет – все эти факторы оказывают все возрастающее давление на ОП, усложняя проблемы обеспечения бесконфликтного равновесия технической и социальной систем.
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. «Жизнь» организации протекает в «рамках» внутренней и внешней среды. Ни одна из организаций, будь то завод или школа, не имеет возможности избежать влияния внешней среды, воздействующей и на положение индивидов, и на условия труда, порождающей острейшую конкуренцию за доступ к ресурсам и энергии. Поэтому при изучении поведения человека в организациях следует обязательно принимать во внимание воздействие многочисленных факторов внешней среды.
1.1.3 Характерные особенности ОП
Одна из основных отличительных черт науки об организационном поведении – ее междисциплинарный характер.
ОП объединяет поведенческие (бихевиористские) науки (систематизированные знания о характере и причинах поступков людей) с другими дисциплинами – менеджментом, экономической теорией, экономико-математическими методами, кибернетикой (из которых заимствуются любые, способствующие улучшению взаимоотношений между людьми и организациями, идеи).
|
|
Еще одна отличительная черта ОП – системность, опирающаяся на
результаты исследований и концептуальные разработки.
Исследование –это процесс сбора и интерпретации данных,которыеподтверждают или опровергают теоретические построения. Исследование – это непрерывный процесс, благодаря которому мы постоянно расширяем круг наших знаний о поведении человека в процессе труда.
Третья особенность ОП – постоянно возрастающая популярность теорий и исследований у практикующих менеджеров.Современные управленцы весьмавосприимчивы к новым идеям, они поддерживают исследования ОП, проверяют на практике новые модели.
1.1.4 Этика организационного поведения (на основе практического задания)
Проанализируйте следующие высказывания. Оцените каждую ситуацию с точки зрения потенциальных этических проблем.
ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА | |||||
НЕТ | ЕСТЬ | ||||
1. Менеджер, следуя закону индивидуальных | |||||
особенностей, разрешает работникам самостоятельно | |||||
установить время рабочего дня. | |||||
2. Мастер обнаруживает, что члены некоей группы | |||||
представителей национальных меньшинств работают | |||||
быстрее, чем белые сотрудники, после чего для | |||||
выполнения определенных заданий он привлекает только | |||||
представителей «производительной» нации. | |||||
3. Менеджмент организации, которую захлестнул поток | |||||
жалоб на систему оценки и оплаты труда, принимает | |||||
решение о том, что наилучшим выходом из положения | |||||
будет «равная оплата для всех работников» (невзирая на | |||||
различия в качестве труда и производительности). | |||||
4. Для того чтобы выяснить, кто из работников | |||||
организации относится к категории «недовольных», | |||||
руководители организации принимают решение | |||||
установить в кафетерии электронные подслушивающие | |||||
устройства. | |||||
5. Для проведения опроса сотрудников компания | |||||
прибегает к услугам консультационной фирмы. Когда | |||||
консультанты предлагают закодировать анкету так, чтобы | |||||
можно было выяснить личность респондента, |
руководитель компании соглашается, что это было бы
|
|
«интересно».
1.2 Основополагающие концепции ОП
Все общественные (и естественные) науки опираются на философский фундамент базисных, направляющих их развитие, концепций.
ОП основывается на ряде базисных идей о природе человека и организаций (табл. 1), которые и являются теми самыми «проверенными временем» принципами.
Таблица 1.1 – Базисные концепции организационного поведения
Человеческая природа | Природа организации | ||
• | Индивидуальные особенности | • | Социальные системы |
• | Восприятие | • | Взаимный интерес |
• | Целостность личности | • | Этические принципы |
• | Мотивированное поведение | ||
• | Стремление к соучастию | ||
• | Ценность личности | ||
1.2.1 Природа человека
Принято выделять шесть основных, характеризующих любого индивида понятий: индивидуальные особенности, восприятие, целостность личности, мотивация поведения, стремление к соучастию и ценность личности.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Идея индивидуальных особенностей родилась в психологии. Со дня своего рождения каждый человек уникален, а приобретаемый индивидуальный опыт делает людей еще более отличающимися друг от друга. Наличие индивидуальных особенностей предопределяет тот факт, что наиболее эффективная мотивация работников предполагает специфический подход менеджера к каждому из них. Положение об уникальности каждого человека обычно называется законом индивидуальных