Влияние ЧС. Рассматривая психическое состояние людей в чрезвычайных ситуациях, Столяренко А.Д., Бинеев Э.А. приводят данные по исследованию лиц, спасшихся при участии в Уфимской катастрофе (взрыв газа и гибель двух пассажирских поездов).
Первый этап катастрофы в течение 5 – 10 минут характеризовался у основной массы сохранением ясного сознания и способности к рациональной деятельности, застоем, кратковременной психогенной анастезии (утраты чувства боли). У лиц с повышенным чувством ответственности (должностные обязанности) даже при поражении ожогами до 40% тела (смертельное) длительность психогенной анастезии была более выраженной и продолжительной до 15 минут. Спасаясь, люди проявляли более резкую физическую возможность. Выходя из горящего вагона, люди объединялись вокруг стихийно возникающих лидеров в группы по 10 – 15 человек и действовали под их руководством. После выхода из травмирующей ситуации у пострадавших длительное время наблюдались выраженные изменения в психогенном состоянии. При этом установлены: депрессивное состояние – 56%, психогенный стопор (скованность) – 23 %, психомоторное возбуждение –11%, бредо-галлюцинаторное состояние – 5%, неадекватность, эйфория – 3%, ночные кошмары во сне – 90%, наблюдаются и другие явления: раздражительность, чувство вины, потеря желания жить и другие явления.
|
|
Особого внимания заслуживают приводимые данные об изменении психогенного состояния у лиц, работающих в зоне бедствия. Испытывают страх и ужас – 98%, среди 20% наблюдались головокружения, головные боли, тошнота, рвота и даже предобморочные состояния. У 50% лиц, работающих по спасению пострадавших, наблюдались кошмарные сновидения, бессонница ночью, сонливость днем, подавленное настроение и повышенная раздражительность. Авторы данного материала подчеркивают необходимость профессионального отбора лиц, предназначенных к деятельности в психотравмирующих и катастрофических ситуациях.
Психофизиологические требования к работающим в экстремальных условиях и принципы профотбора специалистов. Физическое различие людей известно с глубокой древности, принципы разделения людей по их психофизиологическим характеристикам использовались Петром I, а в начале XX века в Англии, Франции, США и Германии были созданы частные службы по профориентации. В 1925 г. К. Марбе создал концепцию склонности определенных лиц к авариям. Проблема профессионального отбора личности нами изучалась в Военно-медицинской академии (ВМА) с 1965 г. и в настоящее время разрабатываются критерии профориентации студентов СПбГТУ.
Основу психофизиологической деятельности человека составляет характер и психическое напряжение. Психическое напряжение – физиологическая реакция, мобилизующая ресурсы человека на выполнение задач повышенной трудности. Наиболее резко психическое напряжение развивается в сложной и ответственной (экстремальной) обстановке.
|
|
Психическое напряжение повышает физические возможности (сила, подвижность), а также уровень и скорость психической реакции, работоспособность. В состоянии волнения человек решает проблемы быстро и наиболее эффективно. Все явления имеют предел. Соответственно наблюдаются и запредельные (чрезмерные) формы психического напряжения, характеризующиеся снижением присущего данному человеку уровня психической работоспособности.
Запредельные формы психического напряжения чаще возникают в угрожающей обстановке, т. е. в экстремальных ситуациях. Нами изучены два основных типа запредельного напряжения: тормозной и возбудимый.
Тормозной (торпидный) вариант проявляется скованностью человека, замедленностью мышления и действий. Человек в таком состоянии не способен своевременно проанализировать, оценить ситуацию и принять решение. В экстремальной ситуации это может быть основанием для возникновения или утяжеления аварийных (трагических) последствий.
Возбудимый (эректильный) вариант проявляется ускоренными действиями в устрашающей ситуации, но без всестороннего и глубокого анализа. Действия совершаются по первому пришедшему в сознание решению, без необходимого согласования в сознании с имеющимися знаниями и опытом. Человек делает ошибочный поступок, утяжеляющий ситуацию или ведущий к катастрофе и гибели людей.
В опубликованной нашей статье по предупреждению чрезвычайных ситуаций (Минск, НИ Экономический институт, 1994) указывается, что до 90% несчастных случаев происходит «по вине» человека, в том числе и в результате его ошибочных действий в экстремальных ситуациях.
Многолетний опыт позволяет утверждать, что существуют личности с повышенным уровнем риска, склонные к созданию несчастных случаев и к неадекватным действиям в угрожающей ситуации.
Приведенные данные дают основания сделать заключение о необходимости организации системы профотбора людей для работы в опасных видах труда и лиц, предназначенных к работе в чрезвычайных ситуациях (ответственные должности, виды транспорта, помощь во время пожаров, катастроф и т. п.).
Для обеспечения высокого уровня надежности работы специалиста в экстремальных условиях необходимо осуществлять профессиональный отбор. Цель отбора – определить и оценить потенциал личности и на этой основе отобрать людей по характерологическим особенностям для выполнения определенных видов работ.
Основанием профотбора являются следующие критерии.
1. Выявление наличия выраженных признаков психических и нервных заболеваний (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз (МДП), депрессия, неврозы), а также признаков алкоголизации и наркотизации.
2. Наиболее сложным для обнаружения являются предпатологические (предболезненные) формы, характеризуемые как нервно-психическая неустойчивость.
3. Успешность деятельности человека в спокойной и напряженной обстановке зависит также и от характерологических свойств личности.
Врачебно-психологический критерий, определяющий понятие нервно-психической неустойчивости, выявляет не заболевание, а недостаточные компенсаторные качества человека и слабость адаптационных возможностей.
Разработанные нами принципы выявления нервно-психической неустойчивости (врачебные критерии) с 1975 г. использовались при отборе лиц для обучения в Военно-медицинской академии и работы в воздушно-десантных войсках (ВДВ) и на флоте. При этом отстранялись от обучения в первую очередь лица с признаками выраженных и скрытых душевных заболеваний, а также обнаруживающих признаки нервно-психической неустойчивости, проявляющейся при высокой психической нагрузке или в экстремальных условиях.
|
|
Наблюдались следующие формы неустойчивости.
Астеническая – когда человек в процессе своей предыдущей деятельности обнаруживал утомляемость в условиях обычной нагрузки и быструю – в обстановке повышенной нагрузки (труд, экзамены и т. п.).
Эксплозивная – когда личность характеризуется повышенной вспыльчивостью во взаимоотношениях с окружающими или близкими людьми. При этом действия этих людей становятся резкими, поспешными и могут быть ошибочными.
Тормозная – человек внешне спокойный, рассудительный, сдержанный, но в повседневности и, особенно в напряженной ситуации отличается замедленностью в принятии решений и необычайно медленными действиями, даже в критических ситуациях (скованность, выжидание, принятие нерешительных действий и т. п.).
Истерическая – характеризуется повышенной эмоциональностью человека. Все события человек близко воспринимает к сердцу, легко возбуждается, резкий в поступках, бегает, кричит. Решения принимает без глубокой и всесторонней оценки и соответственно они часто могут быть ошибочными.
Психический инфантилизм – легко выраженный недостаточный уровень интеллектуального развития. В нашей стране даже в прошлое время было интеллектуально заниженных (маргиналов) 50 млн. человек. Человек с недостаточным уровнем развития в сложной обстановке, когда необходимо ее проанализировать и найти радикальное решение, не может это сделать быстро и правильно.
Проведенное многолетнее обследование показало, что даже среди поступающих в вузы обнаруживались до 2 – 3% лиц с выраженными нервно-психическими заболеваниями, лиц же с нервно-психической неустойчивостью нами было выявлено от 10 до 15%, сейчас их, несомненно, больше.
Разработанная нами методика экспресс-диагностики многие годы применялась в Ленинграде Л.А. Ингбергом при отборе лиц для обучения водителей автотранспортных средств.
|
|
Среди поступающих негодных обнаруживалось более 10% (табл.20).
Таблица 20. Характеристика деятельности лиц, не годных быть водителем транспорта
Последствия | Годные | Негодные |
Обследованием признано | 3112 чел. | |
Уволено из них в течение 1 года | 94% | 20 (47%) |
Более 2 лет работали шоферами | 174 (6%) | 53% |
Совершили транспортные происшествия | 97 (3.2%] | 6 (14%) |
Третьим основанием обследования является выявление у людей характерологических и психофизиологических особенностей. Рассматриваемая проблема актуальна и сложна. Уже 200 лет назад в Европе осуществлялись платные консультации лиц при профессиональной ориентации молодежи. Есть лица с выраженной нервно-психической устойчивостью, с высоким уровнем эмоциональности, с повышенной аккуратностью и в зависимости от этого им рекомендуется быть летчиком, программистом или экономистом. Проведенное нами в 1985 г. обследование операторов в системе электрообеспечения г. Ленинграда выявило, что только 70% из них по психо-характерологической оценке годны для работы в этой специальности.
В последние годы, проводимые нами (К. Р. Малаян, О.Н. Терентиев) исследования по этой теме показали, что из 320 студентов СПбГТУ 10% избрали специальность, несоответствующую их характерологическим особенностям.
Проводимое более 20 лет рассмотрение проблемы профотбора позволяет сделать следующие основные выводы.
1. Проблема профотбора актуальна для обеспечения психической надежности специалистов, безопасности в процессе труда, правильности и эффективности деятельности людей в экстремальной ситуации.
2. Работа людей по специальности, несоответствующей их характерологической характеристике, ведет к повышенному утомлению, нервным и соматическим заболеваниям.
3. Внедрение системы профотбора необходимо не только в космонавтике, авиации, для водителей транспорта, но и для многих других специальностей. Профотбор не только повышает надежность работы специалиста, сохраняет его здоровье, ни и ведет кэкономической эффективности (выгода).
4. Сложность внедрения профотбора для лиц, работающих в экстремальных ситуациях, заключается в том, что человек обследуется по методике отбора для определенного вида труда, а также для обеспечения надежности деятельности и аварийной ситуации.
5. У этих лиц при отборе должны выявляться признаки психических и соматических заболеваний, наличие предпатологических состояний, а также характерологические особенности.
6. На высокоответственных должностях: атомная энергетика, авиация, транспортные средства, лица, работающие по ликвидации экстремальных ситуаций, должны также проходить ежегодные обследования, осмотры в случае допущения ошибки в процессе труда, а также проходить предрейсовые или предвахтовые осмотры.
Шекспир писал:
Веди нас дорожка
Вперед и вперед
Начала тебе и конца нет
Веселое сердце идет и идет
Печальное – скоро устанет…
Психология пока еще не полностью используется в практике, но потенциальные возможности велики.
В приложении приводится методическая разработка
кандидата педагогических наук, доцента полковника ЕЛИСЕЕВА Анатолия Павловича
"МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ". Данная разработка актуальна для подготовки кадров МЧС в условиях действий в чрезвычайных ситуациях.
Литература
1. Абрамов В. Н. Опыт внедрения систем психологических производственных трениоовок в условиях конвейерного производства. В кн. Способы изучения и предупреждения производственного утомления. Пенза:
1984-С.152-155.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Мир, 1982.
3. Барабаш В.И., Шкрабак В.С. ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА., САНКТ-ПЕТЕРБУРГ изд. С.-Петербургского государственного аграрного университета 1996 - 296 с.
4. Елисеев С. А. Психологические факторы в промышленном травматизме. Ташкент, 1975-14 с.
5. Канаев С. Ю. Психологические аспекты безопасности труда. Метод, рекомендации. Пермь: ПГПИ, 1988-24 с.
6. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус,1989-448 с. Леонова А. Б. Применение ЭВМ в психологическом эксперименте М.: МГУ. 1979-60 с.
7. Леонова А.Б.Психодиагностика функциональных состояний человека. М-: МГУ, 1984-199-с.
8. Леонова А. Б. Психопрофилактика неблагоприятных состояний человека. М.: МГУ.1987-100 с.
9. Леонова А.Б.Психопрофилактика стрессов.М.:МГУ, 1993-123 с. 8.
10. Мягков И.Ф. Психотерапия. И. 1967г. С.135.
11. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. Ы.: Просвещение, Владос, 1994 -576 с.
12. Новиков ГА. Психология безопасности труда в строительстве. Л.: Стройиздат, 1977 - 69 с.
13. Психолого-педагогические основы создания условий для безопасного труда. Пермь: ППГУ-54 с.
14. Психофизиологические основы профотбора и профориентации. Сб. трудов. М.: ВЦНИИОТ, 1976- 99 с.
Приложение
"МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ"
ЦЕЛЬ: рассмотреть сущность, содержание, задачи и требования морально-психологической подготовки в ГО, ознакомиться с организацией проведения морально-психологической подготовки населения и сил ГО.
I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
«Во всякой войне победа, в конечном счете, обусловливается
состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливам
свою кровь». Ленин В.И.-ДСС.Т.41.-СЛ21.
Моральный фактор: совокупность духовных качеств масс, степень понимания людьми целей и задач, во имя которых они действуют, их готовность отдать все свои силы ради победы этого дела
ЭЛЕМЕНТЫ:
Морально-политические:
гражданская сознательность;
готовность действовать в опасных ситуациях;
уверенность в эффективности методов и средств, применяемых при ЧС;
уверенность в надежности средств безопасности при выполнении мероприятий ГО
Психологические:
эмоционально-волевая устойчивость;
психологическая готовность противостоять опасности, преодолеть страх, сохранять хладнокровие и стойкость в опасных ситуациях;
здоровое общественное мнение, положительное коллективное настроение;
единство взглядов на проводимые мероприятия.
Моральные силы насквозь пропитывают всю военную стихию... Воля, будучи величиной моральной - это то, что приводит в движение и руководит всей массой материальных сил. Клаузевиц К. О войне. Воениздат1936.-Т 1, с126.
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - ЭТО СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНИКОВ ШТАБОВ ГО /командиров/ ПО ФОРМИРОВАНИЮУ ЛИЧНОГО СОСТАВА, ШТАБА ГО, НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ УСПЕШНО ПЕРЕНОСИТЬ ВЫСОКИЕ МОРАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.
ЦЕЛЬ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ подготовки
- путем проведения специальных мероприятий
выработать у людей положительную, активную
реакцию на опасность;
- сформировать устойчивость психики человека
как основы и предпосылки успешной деятельности;
- выработать психологическую готовность к деятельности в экстремальных условиях;
- развивать надежность функционирования психики человека в ходе проведения СиДНР;
- создать морально-психологическую 'настроенность на активную деятельность;
- сплотить коллектив спасателей, невоенизированных формирований на успешное выполнение мероприятий ГО.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ:
- политическая направленность;
- базирование на исторически сложившихся нравственных нормах человеческого общежития;
- учет индивидуально-психологических и национальных особенно-стей личности, коллектива;
- опора на последние достижения психолого-педагогической науки;
- правдивая информация о сложившейся обстановке;
- изучение и учет психического состояния, поведения людей;
- систематичность и последовательность, конкретность;
обеспечение социальной защищенности спасателей и др.
ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
- осознание возможности аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- формирование гуманизма, гражданственности, коллективизма
ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
- учить тому, что необходимо в экстремальных условиях
ДЕЯТЕЛЪНОСТНОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- отражение реальной деятельности, формируемое в самой деятельности
НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
- выработка прочных убеждений
- развитие аппарата восприятия обстановки ознакомление с условиями предстоящей деятельности приобретение опыта нахождения в опасной ситуация
- выработка стимулирующего влияния опасности на психику человека.
ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ОБЩАЯ - осуществляется за счет социальной ориентации сил ГО, населения, их патриотических чувств, гражданственности, готовности к самоотверженным действиям;
СПЕЦИАЛЬНАЯ - к действиям в очагах поражения, в условиях СиДНР.
осуществляется созданием в ходе занятий, учений опасных ситуаций, работой с дефицитом времени, самостоятельным принятием ответственных решений;
ЦЕЛЕВАЯ - к действиям в условиях определенных аварийных ситуаций.
осуществляется в ходе тренировок путем отработки деталей предстоящей деятельности;
РАЗРЯДКА НАПРЯЖЕННОСТИ при выполнении мероприятий ГО
осуществляется путем непрерывного воздействия на организацию деятельности людей, режима, порядка, оборудование мест нахождения, укрытий, поддержания деловой атмосферы;
ВОССТАНОВЛЕНИЕ духовных и физических сил людей
осуществляется путем проведения комплекса медикаментозного или психолого-терапевтического воздействия, снятие напряжения, недопущение потери самоконтроля и т.д.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
•увеличение темпа деятельности;
•решение задач при дефиците информация, с помехами, с элементами риска я опасности;
•введение в ход занятий непредвиденных ситуаций, препятствий, неожиданных усложнений;
-проведение упражнений по сопоставлению и классификации целей деятельности в зависимости от их важности, сроков, сложности;
•постановка задач, требующих самостоятельного выбора одного способов решения из нескольких возможных;
•создание ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;
•постановка задач и создание ситуаций, требующих перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;
•организация соперничества;
•составление моделей будущей деятельности в зависимости от изменения ее внешних и внутренних условий;
•создание ситуаций, которые вызвали бы психологическую напряженность определенного уровня.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОРАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ обеспечивается:
- повышением требований к подготовке руководителей (начальников штабов ГО) и организаторов учений, занятий, тренировок по ГО;
- ростом учебных психологических нагрузок на личный состав сил ГО, на население, ввод в стрессовую ситуацию;
- обобщение передового опыта и совершенствование методики проведения занятий
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧАЛЬНИКА ШТАБА ГО В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКЕ
должен быть:
- способен к мгновенной актуализации
- психологически стоек
- профессионально компетентен
- обладать организаторскими качествами
- способен к быстрой адаптации
базируется на:
- мировоззрении
- морально-политической убежденности
- коллективистской направленности поведения
- готовности к управлению психическим состоянием, поведением спасателей
- нравственных взглядах
ФОРМА ОБЩЕНИЯ – распоряжение:
спокойный голос, понятное, ясное, определенное, исчерпывающее, логичное
зависит от:
- позы
- мимика
- жестов
- выражения лица
- тембра голоса
-.работоспособности
- концентрации внимания
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ зависят от:
- особенностей нервной системы
- жизненного опыта
- профессиональных знаний, навыков и умений
- мотивации поведения
- стиля деятельности
САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИКИ
- устранение внешних признаков эмоциональной напряженности
- самоубеждение
- самоаналжз
- самоприказ
- отвлечение сознания с помощью «умственного действия» (внимание не на исход дела, а на его технические приёмы).
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА
Обеспечить человеку возможность психологически настроить себя на предстоящую деятельность, решить каким образом подойти к решению задач ГО. Создать представление о предстоящей работе, образ будущей деятельности и ее модели.
Специалист гражданской обороны всегда готов к действиям в неожиданной ситуации, способен воспринимать ее не как чрезвычайное происшествие, а как вполне естественное положение вещей, требующее мгновенной мобилизации всех ресурсов опыта и знаний
ГОТОВНОСТЬ к проведению СиДНР – внутренняя настроенность личности на определенное поведение и целесообразная мобилизованность всех сил на активную деятельность по решению задач гражданской обороны.
СТРУКТУРА психологической готовности человека к жизнедеятельности в экстремальной ситуации:
- установка на преодоление трудностей
- способность психологически противостоять действию отрицательных психогенных факторов
- способность осуществлять целесообразную деятельность, проявлять творчество
и инициативу
- способность оказывать мобилизующее и успокаивающее влияние на
окружающих
Установка на то, что наступление чрезвычайных обстоятельств возможно, но не фатально
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ обеспечивается:
- преднастройкой психики спасателя перед вхождением в очаг поражения
- мобилизацией общественно значимых мотивов, поддержанием настроенности на активные действия
- формированием психических состояний, обеспечивающих эффективный переход /вхождение/ в новые ситуации, использование имеющихся качеств и возможностей в соответствии с задачами
УСТАНОВКИ личности на достижение целей ГО характеризуются:
- ориентацией мышления, настроения, чувств на решение задач ГО
- постоянное беспокойство за свою выучку
- активностью, настойчивостью в решении задач ГО
ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОСТУПОК – высший уровень деятельности спасателя, заключающийся в самоотверженном выполнении задачи, основывающийся на высокой социальной мотивации, мастерстве, сильной воле, морально - психологической стойкости
«Когда человек идет на смерть, в голове у него всегда какое-нибудь крепкое чувство, убеждение, верование, из-за которого смерть становится не страшной, по крайней мере, из-за которой он мирится с ней»
Сеченов И.М. Избран. филос. и психол. произведения. М.,ГЭ47.С.523.
НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ:
- Создание психологических и психофизиологических предпосылок успешной деятельности
- Рациональное использование своих возможностей, ресурсов организма для решения профессиональных задач
- Воздействие на психику спасателя в ходе практической деятельности
- Управление профессиональным поведением,
- Развитие умения личности не доходить до стресса, если даже для него созданы объективные условия
- Преодоление растерянности
осуществляются следующими МЕРАМИ
- проведением профессионального отбора, учетом индивидуально-психологических свойств личности, эмоционально-волевой устойчивости;
- формированием и развитием высоких личностных качеств;
- достижением высокого уровня общетеоретической подготовки, создающей уверенность в правильности хода СидНР;
- развитием умения достигать в изменяющихся условиях поставленной цели путем творческого отношения к способам проведения СиДНР;
- формированиям навыков работы в напряженной ситуации;
- совершенствованием содержания и методов профессионального
обучения;
- применением различных приемов, снижающих степень напряженности;
- применением фармакологических средств; /
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
- ОБЪЯСНЕНИЕ требований Президента РФ /союзной республики/ по вопросам проведения СиДНР.
- РАССКАЗ, ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ с целью уяснение каждым человеком необходимости и важности проводимых работ.
- ИНФОРМИРОВАНИЕ об изменениях обстановки в районе аварии, бедствия.
- ИНСТРУКТИРОВАНИЕ мерам безопасности при производстве работ
- БЕСЕДЫ индивидуальные и групповые.
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА с печатными источниками.
- РАБОТА НА ТРЕНАЖЕРАХ, имитирующих обстановку предполагаемых работ
МОРАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Ц Е Л Ь - сохранение высокого духовного порыва, активности каждого человека, его способности выполнять задачи в условиях длительных эмоциональных перегрузок
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ
- импульсивное поведение
- снижение критичности мышления и координации
- понижение восприятия и внимания
- беспокойство, суетливость
- забывание простых навыков
- не использование прошлого опыта
- повторяемость двигательных реакций
- замедленность действий вплоть до ступора
ПРОТЕКАНИЕ ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ И МЫШЛЕНИЯ
- необнаружение адресованных ему сигналов
- сужение объемов внимания
- нет переработки полного объема информации
- концентрируется внимание на одном в ущерб другому
- понижение чувствительности зрения
- нецелесообразное /порой абсурдное/ поведение - результат эмоциональной напряженности, которая парализует логическое мышление
СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОДОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
1. Развитие сознательного отношения к выполнению СиДНР;
2. Изучение настроения спасателей, их отношения к СиДНР, коррекция воспитательной работы;
3. Формирование здорового общественного мнения в отношении СиДНР;
4. Преодоление чувства страха, неуверенности, апатии;
5. Расстановка спасателей в соответствии со способностями;
6. Организация жизнедеятельности спасателей;
7. Работа по обеспечении безопасности проводимых работ;
8. Удовлетворение нужд и запросов спасателей, социальная защита;
9.Анализ и учет негативных факторов, воздействующих на спасателей:
10. Поощрение отличившихся.
СРЕДСТВА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
живое общение: слово, обращенное к человеку;
печать: газеты, журналы, листовки;
технические: кино, радио, телевидение, радио, газеты, звуковые письма;
выступления представителей государственных органов власти, специалистов, медработников;
деловые контакты с местными жителями, органами власти;
изучение семейного положения спасателей, оперативное решение назревших вопросов;
оценка результатов проделанной работы: наличие ошибок, их количество, характер и влияние на ход СиДНР
социальная защита спасателей, пострадавших в ходе проведения СиДНР;
применение теории и практики самовоспитания, приемов самовоспитания - самоубеждения, самовнушения. самокритики, следования примеру, упражнения, самопоощрения, самопринуждения;
"Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер"
К. Д. Утпинский Соч.,г.2. 1548.С.63,
МОРАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА
ЦЕЛЬ: Снятие психологического напряжения, восстановление духовных и физических сил спасателей
ВКЛЮЧАЕТ: Социореабилитационные, мероприятия - систему медицинских, психологических, профессиональных и социальных мер, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности спасателей, личного состава частей ГО, пострадавшего населения, возвращения или включения их в общественно-полезную жизнь.
Главная задача - не допустить доведения пострадавших до госпитализации; реадаптация в амбулаторных условиях. Создать спасателям обстановку, условия трудоустройства со здоровой микросоциальной средой.
ЭТАПЫ СОЦИОРЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1.ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.
2.РЕАДАПТАЦИЯ.
3.ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРЕЖНЕГО УРОВНЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПСИХОТЕРАПИЯ система психического воздействия на человека с помощью информации в лечебных целях.
«Человек занимающийся психотерапией должен иметь ум философа, сердце поэта, способность артиста к перевоплощению, работоспособность ученого, пытливость юриста, наблюдательность художника и мастерство реставратора».
Мягков И.Ф. Психотерапия. И. 1967г. С.135.
СТАДИИ ПСИХОТЕРАПЕВПИЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1. Психотерапевтическая беседа. Изучаются личностные свойства человека, характер заболевания, анамнестические сведения.
2. Пациенту объясняются причины случившегося с ним заболевания, пути преодоления болезненных симптомов.
3. Осуществляются мероприятия по восстановлению утраченных функции.
4. Рекомендуется индивидуальный восстановительный режим, изменение неправильного отношения к микросоциальным условиям и к своим личностным свойствам/.
5. Обучение и тренировка заболевшего с целыю преодоления психических
расстройств.
6. Закрепление результатов психотерапии путем бесед.
Психические расстройства требуют в каждом случае внимательного обследования квалифицированным специалистом-психиатром.
Изменить отношение личности, подвергшейся психогенному заболеванию, к самой психогенной ситуации, породившей страх, панику и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ РАБОТЫ ШТАБА ГО ПО МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗРЯДКЕ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ СиДНР
- освобождение от участия в СиДНР лиц, заболевших в результате воздействия психогенной ситуации;
- оздоровление среды, в которой живет,работает, проходит службу участник СиДНР /контроль за режимом труда и отдыха/;
- устранение /по возможности/ психотравмирующей ситуации;
- установка круглосуточного наблюдения /надзора/ за спасателями,
включающая: - получение врачом информации от командиров, начальствующего состава ГО;
- контрольные осмотры спасателей, личного состава частей и подразделений ГО;
- получение сведений из лечебных учреждений, характеристик с мест работы, учебы.
- назначение медикаментозных средств, амбулаторное лечение, госпитализация;
- создание л регулярная работа пункта /кабинета/ психологической разрядки;
- транспортировка заболевших в госпиталь /лечебное учреждение/, для снятия стойких расстройств психики применяют наркопсихотерапию, психотропные средства /транквилизаторы/.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА /управление собой/ - метод лечебного самовнушения.
Это способность самостоятельно приводить себя в определенное состояние /т.н. аутогенное погружение/.
Центральная задача аутогенной тренировки - овладеть собственными эмоциями.
Это система физических и психических приемов, которые изменяют тонус мышц и кровеносных сосудов, влияют на динамику психических процессов.