Влияние чрезвычайной ситуации на человека и принципы профотбора

Влияние ЧС. Рассматривая психическое состояние людей в чрезвычайных ситуациях, Столяренко А.Д., Бинеев Э.А. приводят данные по исследованию лиц, спасшихся при участии в Уфимской катастрофе (взрыв газа и гибель двух пассажирских поездов).

Первый этап катастрофы в течение 5 – 10 минут характеризовался у основной массы сохранением ясного сознания и способности к рациональной деятельности, застоем, кратковременной психогенной анастезии (утраты чувства боли). У лиц с повышенным чувством ответственности (должностные обязанности) даже при поражении ожогами до 40% тела (смертельное) длительность психогенной анастезии была более выраженной и продолжительной до 15 минут. Спасаясь, люди проявляли более резкую физическую возможность. Вы­ходя из горящего вагона, люди объединялись вокруг стихийно возникающих лидеров в группы по 10 – 15 человек и действо­вали под их руководством. После выхода из травмирующей ситуации у пострадавших длительное время наблюдались вы­раженные изменения в психогенном состоянии. При этом уста­новлены: депрессивное состояние – 56%, психогенный стопор (скованность) – 23 %, психомоторное возбуждение –11%, бредо-галлюцинаторное состояние – 5%, неадекватность, эй­фория – 3%, ночные кошмары во сне – 90%, наблюдаются и другие явления: раздражительность, чувство вины, потеря желания жить и другие явления.

Особого внимания заслуживают приводимые данные об изменении психогенного состояния у лиц, работающих в зоне бедствия. Испытывают страх и ужас – 98%, среди 20% наблю­дались головокружения, головные боли, тошнота, рвота и да­же предобморочные состояния. У 50% лиц, работающих по спасению пострадавших, наблюдались кошмарные сновиде­ния, бессонница ночью, сонливость днем, подавленное настроение и повышенная раздражительность. Авторы данного мате­риала подчеркивают необходимость профессионального отбо­ра лиц, предназначенных к деятельности в психотравмирующих и катастрофических ситуациях.

Психофизиологические требования к работающим в экст­ремальных условиях и принципы профотбора специалистов. Физическое различие людей известно с глубокой древности, принципы разделения людей по их психофизиологическим ха­рактеристикам использовались Петром I, а в начале XX века в Англии, Франции, США и Германии были созданы частные службы по профориентации. В 1925 г. К. Марбе создал концеп­цию склонности определенных лиц к авариям. Проблема про­фессионального отбора личности нами изучалась в Военно-ме­дицинской академии (ВМА) с 1965 г. и в настоящее время раз­рабатываются критерии профориентации студентов СПбГТУ.

Основу психофизиологической деятельности человека со­ставляет характер и психическое напряжение. Психическое напряжение – физиологическая реакция, мобилизующая ре­сурсы человека на выполнение задач повышенной трудности. Наиболее резко психическое напряжение развивается в слож­ной и ответственной (экстремальной) обстановке.

Психическое напряжение повышает физические возможно­сти (сила, подвижность), а также уровень и скорость психической реакции, работоспособность. В состоянии волнения человек решает проблемы быстро и наиболее эффективно. Все явления имеют предел. Соответственно наблюдаются и запре­дельные (чрезмерные) формы психического напряжения, ха­рактеризующиеся снижением присущего данному человеку уровня психической работоспособности.

Запредельные формы психического напряжения чаще возникают в угрожающей обстановке, т. е. в экстремальных ситуациях. Нами изучены два основных типа запредельного напряжения: тормозной и возбудимый.

Тормозной (торпидный) вариант проявляется скован­ностью человека, замедленностью мышления и действий. Че­ловек в таком состоянии не способен своевременно проанали­зировать, оценить ситуацию и принять решение. В экстремаль­ной ситуации это может быть основанием для возникновения или утяжеления аварийных (трагических) последствий.

Возбудимый (эректильный) вариант проявляется ускорен­ными действиями в устрашающей ситуации, но без всесто­роннего и глубокого анализа. Действия совершаются по пер­вому пришедшему в сознание решению, без необходимого согласования в сознании с имеющимися знаниями и опытом. Человек делает ошибочный поступок, утяжеляющий ситуацию или ведущий к катастрофе и гибели людей.

В опубликованной нашей статье по предупреждению чрезвычайных ситуаций (Минск, НИ Экономический инсти­тут, 1994) указывается, что до 90% несчастных случаев про­исходит «по вине» человека, в том числе и в результате его ошибочных действий в экстремальных ситуациях.

Многолетний опыт позволяет утверждать, что существуют личности с повышенным уровнем риска, склонные к созданию несчастных случаев и к неадекватным действиям в угрожаю­щей ситуации.

Приведенные данные дают основания сделать заключение о необходимости организации системы профотбора людей для работы в опасных видах труда и лиц, предназначенных к ра­боте в чрезвычайных ситуациях (ответственные должности, виды транспорта, помощь во время пожаров, катастроф и т. п.).

Для обеспечения высокого уровня надежности работы спе­циалиста в экстремальных условиях необходимо осуществлять профессиональный отбор. Цель отбора – определить и оце­нить потенциал личности и на этой основе отобрать людей по характерологическим особенностям для выполнения опреде­ленных видов работ.

Основанием профотбора являются следующие критерии.

1. Выявление наличия выраженных признаков психических и нервных заболеваний (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз (МДП), депрессия, неврозы), а также признаков алкоголизации и наркотизации.

2. Наиболее сложным для обнаружения являются предпатологические (предболезненные) формы, характеризуемые как нервно-психическая неустойчивость.

3. Успешность деятельности человека в спокойной и напряженной обстановке зависит также и от характерологических свойств личности.

Врачебно-психологический критерий, определяющий понятие нервно-психической неустойчивости, выявляет не заболевание, а недостаточные компенсаторные качества человека и слабость адаптационных возможностей.

Разработанные нами принципы выявления нервно-психической неустойчивости (врачебные критерии) с 1975 г. использовались при отборе лиц для обучения в Военно-медицинской академии и работы в воздушно-десантных войсках (ВДВ) и на флоте. При этом отстранялись от обучения в первую очередь лица с признаками выраженных и скрытых душевных заболеваний, а также обнаруживающих признаки нервно-психической неустойчивости, проявляющейся при высокой психической нагрузке или в экстремальных условиях.

Наблюдались следующие формы неустойчивости.

Астеническая – когда человек в процессе своей предыдущей деятельности обнаруживал утомляемость в условиях обычной нагрузки и быструю – в обстановке повышенной нагрузки (труд, экзамены и т. п.).

Эксплозивная – когда личность характеризуется повышенной вспыльчивостью во взаимоотношениях с окружающими или близкими людьми. При этом действия этих людей становятся резкими, поспешными и могут быть ошибочными.

Тормозная – человек внешне спокойный, рассудительный, сдержанный, но в повседневности и, особенно в напряженной ситуации отличается замедленностью в принятии решений и необычайно медленными действиями, даже в критических си­туациях (скованность, выжидание, принятие нерешительных действий и т. п.).

Истерическая – характеризуется повышенной эмоциональ­ностью человека. Все события человек близко воспринимает к сердцу, легко возбуждается, резкий в поступках, бегает, кричит. Решения принимает без глубокой и всесторонней оценки и соответственно они часто могут быть ошибочными.

Психический инфантилизм – легко выраженный недостаточный уровень интеллектуального развития. В нашей стране даже в прошлое время было интеллектуально заниженных (маргиналов) 50 млн. человек. Человек с недостаточным уровнем развития в сложной обстановке, когда необходимо ее проанализировать и найти радикальное решение, не может это сделать быстро и правильно.

Проведенное многолетнее обследование показало, что даже среди поступающих в вузы обнаруживались до 2 – 3% лиц с выраженными нервно-психическими заболеваниями, лиц же с нервно-психической неустойчивостью нами было выявлено от 10 до 15%, сейчас их, несомненно, больше.

Разработанная нами методика экспресс-диагностики мно­гие годы применялась в Ленинграде Л.А. Ингбергом при от­боре лиц для обучения водителей автотранспортных средств.

Среди поступающих негодных обнаруживалось более 10% (табл.20).

Таблица 20. Характеристика деятельности лиц, не годных быть водителем транспорта

Последствия Годные Негодные
Обследованием признано 3112 чел.  
Уволено из них в течение 1 года 94% 20 (47%)
Более 2 лет работали шоферами 174 (6%) 53%
Совершили транспортные происшествия 97 (3.2%] 6 (14%)

Третьим основанием обследования является выявление у людей характерологических и психофизиологических осо­бенностей. Рассматриваемая проблема актуальна и сложна. Уже 200 лет назад в Европе осуществлялись платные консуль­тации лиц при профессиональной ориентации молодежи. Есть лица с выраженной нервно-психической устойчивостью, с высоким уровнем эмоциональности, с повышенной аккуратностью и в зависимости от этого им рекомендуется быть летчиком, программистом или экономистом. Проведенное нами в 1985 г. обследование операторов в системе электрообеспечения г. Ленинграда выявило, что только 70% из них по психо-характерологической оценке годны для работы в этой специальности.

В последние годы, проводимые нами (К. Р. Малаян, О.Н. Терентиев) исследования по этой теме показали, что из 320 студентов СПбГТУ 10% избрали специальность, несоот­ветствующую их характерологическим особенностям.

Проводимое более 20 лет рассмотрение проблемы профот­бора позволяет сделать следующие основные выводы.

1. Проблема профотбора актуальна для обеспечения психической надежности специалистов, безопасности в процессе труда, правильности и эффективности деятельности людей в экстремальной ситуации.

2. Работа людей по специальности, несоответствующей их характерологической характеристике, ведет к повышенному утомлению, нервным и соматическим заболеваниям.

3. Внедрение системы профотбора необходимо не только в космонавтике, авиации, для водителей транспорта, но и для многих других специальностей. Профотбор не только повы­шает надежность работы специалиста, сохраняет его здоровье, ни и ведет кэкономической эффективности (выгода).

4. Сложность внедрения профотбора для лиц, работающих в экстремальных ситуациях, заключается в том, что человек обследуется по методике отбора для определенного вида тру­да, а также для обеспечения надежности деятельности и ава­рийной ситуации.

5. У этих лиц при отборе должны выявляться признаки психических и соматических заболеваний, наличие предпатологических состояний, а также характерологические особен­ности.

6. На высокоответственных должностях: атомная энергетика, авиация, транспортные средства, лица, работающие по ликвидации экстремальных ситуаций, должны также прохо­дить ежегодные обследования, осмотры в случае допущения ошибки в процессе труда, а также проходить предрейсовые или предвахтовые осмотры.

Шекспир писал:

Веди нас дорожка

Вперед и вперед

Начала тебе и конца нет

Веселое сердце идет и идет

Печальное – скоро устанет…

Психология пока еще не полностью используется в практике, но потенциальные возможности велики.

В приложении приводится методическая разработка

кандидата педагогических наук, доцента полковника ЕЛИСЕЕВА Анатолия Павловича

"МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ". Данная разработка актуальна для подготовки кадров МЧС в условиях действий в чрезвычайных ситуациях.

Литература

1. Абрамов В. Н. Опыт внедрения систем психологических производс­твенных трениоовок в условиях конвейерного производства. В кн. Спосо­бы изучения и предупреждения производственного утомления. Пенза:
1984-С.152-155.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Мир, 1982.

3. Барабаш В.И., Шкрабак В.С. ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА., САНКТ-ПЕТЕРБУРГ изд. С.-Петербургского государственного аграрного университета 1996 - 296 с.

4. Елисеев С. А. Психологические факторы в промышленном травматизме. Ташкент, 1975-14 с.

5. Канаев С. Ю. Психологические аспекты безопасности труда. Ме­тод, рекомендации. Пермь: ПГПИ, 1988-24 с.

6. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус,1989-448 с. Леонова А. Б. Применение ЭВМ в психологическом эксперименте М.: МГУ. 1979-60 с.

7. Леонова А.Б.Психодиагностика функциональных состояний человека. М-: МГУ, 1984-199-с.

8. Леонова А. Б. Психопрофилактика неблагоприятных состояний чело­века. М.: МГУ.1987-100 с.

9. Леонова А.Б.Психопрофилактика стрессов.М.:МГУ, 1993-123 с. 8.

10. Мягков И.Ф. Психотерапия. И. 1967г. С.135.

11. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. Ы.: Прос­вещение, Владос, 1994 -576 с.

12. Новиков ГА. Психология безопасности труда в строительстве. Л.: Стройиздат, 1977 - 69 с.

13. Психолого-педагогические основы создания условий для безопас­ного труда. Пермь: ППГУ-54 с.

14. Психофизиологические основы профотбора и профориентации. Сб. трудов. М.: ВЦНИИОТ, 1976- 99 с.

Приложение

"МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ"

ЦЕЛЬ: рассмотреть сущность, содержание, задачи и требования морально-психологической подготовки в ГО, ознакомиться с организацией проведения морально-психо­логической подготовки населения и сил ГО.

I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

«Во всякой войне победа, в конечном счете, обусловливается

состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливам

свою кровь». Ленин В.И.-ДСС.Т.41.-СЛ21.

Моральный фактор: совокупность духовных качеств масс, степень понимания людьми целей и задач, во имя которых они действуют, их готовность отдать все свои силы ради победы этого дела

ЭЛЕМЕНТЫ:

Морально-политические:

гражданская сознательность;

готовность действовать в опасных ситуациях;

уверенность в эффективности методов и средств, применяе­мых при ЧС;

уверенность в надежности средств безопасности при выполнении мероприятий ГО

Психологические:

эмоционально-волевая устойчивость;

психологическая готовность проти­востоять опасности, преодолеть страх, сохранять хладнокровие и стойкость в опасных ситуациях;

здоровое общественное мнение, положительное коллективное настроение;

единство взглядов на проводимые мероприятия.

Моральные силы насквозь пропитывают всю военную стихию... Воля, будучи величиной моральной - это то, что приводит в дви­жение и руководит всей массой материаль­ных сил. Клаузевиц К. О войне. Воениздат1936.-Т 1, с126.

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - ЭТО СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНИКОВ ШТАБОВ ГО /командиров/ ПО ФОРМИРОВАНИЮУ ЛИЧНОГО СОСТАВА, ШТАБА ГО, НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ УСПЕШНО ПЕРЕНОСИТЬ ВЫСОКИЕ МОРАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.

ЦЕЛЬ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ подготовки

- путем проведения специальных мероприятий
выработать у людей положительную, активную
реакцию на опасность;

- сформировать устойчивость психики человека
как основы и предпосылки успешной деятельности;

- выработать психологическую готовность к деятельности в экстремальных условиях;

- развивать надежность функционирования психики человека в ходе проведения СиДНР;

- создать морально-психологическую 'настроенность на активную деятельность;

- сплотить коллектив спасателей, невоенизированных формирований на успешное выполнение мероприятий ГО.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ:

- политическая направленность;

- базирование на исторически сложившихся нравственных нормах человеческого общежития;

- учет индивидуально-психологических и национальных особенно-стей личности, коллектива;

- опора на последние достижения психолого-педагогической науки;

- правдивая информация о сложившейся обстановке;

- изучение и учет психического состояния, поведения людей;

- систематичность и последовательность, конкретность;

обеспечение социальной защищенности спасателей и др.

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

- осознание возможности аварий, катастроф, сти­хийных бедствий;

- формирование гуманизма, гражданственности, коллективизма

ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

- учить тому, что необходимо в экстремальных условиях

ДЕЯТЕЛЪНОСТНОЕ ОПОСРЕДОВА­НИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУК­ТУРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- отражение реальной деятельности, формируемое в самой деятельности

НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

- выработка прочных убеждений

- развитие аппарата восприятия обстановки ознакомление с условиями предстоящей деятельности приобретение опыта нахождения в опасной ситуация

- выработка стимулирующего влияния опасности на психику человека.

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ОБЩАЯ - осуществляется за счет социальной ориентации сил ГО, населения, их патриотических чувств, гражданственно­сти, готовности к самоотверженным действиям;

СПЕЦИАЛЬНАЯ - к действиям в очагах поражения, в условиях СиДНР.

осуществляется созданием в ходе занятий, учений опасных ситуаций, работой с дефицитом времени, самостоятельным принятием ответственных решений;

ЦЕЛЕВАЯ - к действиям в условиях определенных аварийных ситуаций.

осуществляется в ходе тренировок путем отработки дета­лей предстоящей деятельности;

РАЗРЯДКА НАПРЯЖЕННОСТИ при выполнении мероприятий ГО

осуществляется путем непрерывного воздействия на органи­зацию деятельности людей, режима, порядка, оборудование мест нахождения, укрытий, поддержания деловой атмосферы;

ВОССТАНОВЛЕНИЕ духовных и физических сил людей

осуществляется путем проведения комплекса медикаментоз­ного или психолого-терапевтического воздействия, снятие напряжения, недопущение потери самоконтроля и т.д.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

•увеличение темпа деятельности;

•решение задач при дефиците информация, с помехами, с элементами риска я опасности;

•введение в ход занятий непредвиденных ситуаций, препятствий, неожиданных усложнений;

-проведение упражнений по сопоставлению и классификации целей деятельности в зависимости от их важности, сроков, сложности;

•постановка задач, требующих самостоятельного выбора одного способов решения из нескольких возможных;

•создание ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;

•постановка задач и создание ситуаций, требующих перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;

•организация соперничества;

•составление моделей будущей деятельности в зависимости от изменения ее внешних и внутренних условий;

•создание ситуаций, которые вызвали бы психологическую напряжен­ность определенного уровня.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОРАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ обеспечивается:

- повышением требований к подготовке руководителей (начальников штабов ГО) и организаторов учений, занятий, тренировок по ГО;

- ростом учебных психологических нагрузок на личный состав сил ГО, на население, ввод в стрессовую ситуацию;

- обобщение передового опыта и совершенствование методики проведения занятий

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЧАЛЬНИКА ШТАБА ГО В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКЕ

должен быть:

- способен к мгновенной актуализации

- психологически стоек

- профессионально компе­тентен

- обладать организаторс­кими качествами

- способен к быстрой адаптации

базируется на:

- мировоззрении

- морально-политической убежденности

- коллективистской направлен­ности поведения

- готовности к управлению психическим состоянием, поведением спасателей

- нравственных взглядах

ФОРМА ОБЩЕНИЯ – распоряжение:

спокойный голос, понятное, ясное, определенное, исчерпывающее, логичное

зависит от:

- позы

- мимика

- жестов

- выражения лица

- тембра голоса

-.работоспособности

- концентрации внимания

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ зависят от:

- особенностей нервной системы

- жизненного опыта

- профессиональных знаний, навыков и умений

- мотивации поведения

- стиля деятельности

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИКИ

- устранение внешних признаков эмоциональной напряженности

- самоубеждение

- самоаналжз

- самоприказ

- отвлечение сознания с помощью «умственного действия» (внимание не на исход дела, а на его технические приёмы).

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА

Обеспечить человеку возможность психологически настроить себя на предстоящую деятельность, ре­шить каким образом подойти к решению задач ГО. Создать представление о предстоящей работе, об­раз будущей деятельности и ее модели.

Специалист гражданской обороны всегда готов к действиям в неожиданной ситуации, способен воспри­нимать ее не как чрезвычайное происшествие, а как вполне естественное положение вещей, требующее мгновенной мобилизации всех ресурсов опыта и знаний

ГОТОВНОСТЬ к проведению СиДНР – внутренняя настроенность личности на определенное поведение и целесообразная мобилизованность всех сил на активную деятельность по решению задач гражданской обороны.

СТРУКТУРА психологической готовности человека к жизнедеятельности в экстремальной ситуации:

- установка на преодоление трудностей

- способность психологически противостоять действию отрицательных психогенных факторов

- способность осуществлять целесообразную деятельность, проявлять творчество
и инициативу

- способность оказывать мобилизующее и успокаивающее влияние на

окружающих

Установка на то, что наступление чрезвычайных обстоятельств возможно, но не фатально

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ обеспечивается:

- преднастройкой психики спасателя перед вхождением в очаг поражения

- мобилизацией общественно значимых мотивов, поддержанием настроенности на активные действия

- формированием психических состояний, обеспечивающих эффек­тивный переход /вхождение/ в новые ситуации, использование имеющихся качеств и возможностей в соответствии с задачами

УСТАНОВКИ личности на достижение целей ГО характеризуются:

- ориентацией мышления, настроения, чувств на решение задач ГО

- постоянное беспокойство за свою выучку

- активностью, настойчивостью в решении задач ГО

ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОСТУПОК – высший уровень деятельности спасателя, заключающийся в самоотверженном выполнении задачи, основывающий­ся на высокой социальной мотива­ции, мастерстве, сильной воле, морально - психологической стойкос­ти

«Когда человек идет на смерть, в голове у него всегда какое-нибудь крепкое чувство, убеждение, верова­ние, из-за которого смерть станови­тся не страшной, по крайней мере, из-за которой он мирится с ней»

Сеченов И.М. Избран. филос. и психол. произведения. М.,ГЭ47.С.523.

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ:

- Создание психологических и психофизиологических предпосылок успешной деятельности

- Рациональное использование своих возможностей, ресурсов организма для решения профессиональных задач

- Воздействие на психику спасателя в ходе практической деятельности

- Управление профессиональным по­ведением,

- Развитие умения личности не доходить до стресса, если даже для него созданы объективные условия

- Преодоление растерянности

осуществляются следующими МЕРАМИ

- проведением профессионального отбора, учетом индивидуально-психо­логических свойств личности, эмоционально-волевой устойчивости;

- формированием и развитием высоких личностных качеств;

- достижением высокого уровня общетеоретической подготовки, созда­ющей уверенность в правильности хода СидНР;

- развитием умения достигать в изменяющихся условиях поставленной цели путем творческого отношения к способам проведения СиДНР;

- формированиям навыков работы в напряженной ситуации;

- совершенствованием содержания и методов профессионального
обучения;

- применением различных приемов, снижающих степень напряженности;

- применением фармакологических средств; /

ФОРМЫ И МЕТОДЫ

- ОБЪЯСНЕНИЕ требований Президента РФ /союзной республики/ по вопросам проведения СиДНР.

- РАССКАЗ, ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ с целью уяснение каждым человеком необходимости и важности проводимых работ.

- ИНФОРМИРОВАНИЕ об изменениях обстановки в районе аварии, бедствия.

- ИНСТРУКТИРОВАНИЕ мерам безопасности при производстве работ

- БЕСЕДЫ индивидуальные и групповые.

- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА с печатными источниками.

- РАБОТА НА ТРЕНАЖЕРАХ, имитирующих обстановку предполагаемых работ

МОРАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Ц Е Л Ь - сохранение высокого духовного порыва, активности каждого человека, его способности выполнять задачи в условиях длительных эмоциональных перегрузок

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ

- импульсивное поведение

- снижение критичности мышления и координации

- понижение восприятия и внимания

- беспокойство, суетливость

- забывание простых навыков

- не использование прошлого опыта

- повторяемость двигательных реакций

- замедленность действий вплоть до ступора

ПРОТЕКАНИЕ ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ И МЫШЛЕНИЯ

- необнаружение адресованных ему сигналов

- сужение объемов внимания

- нет переработки полного объема информации

- концентрируется внимание на одном в ущерб другому

- понижение чувствительнос­ти зрения

- нецелесообразное /порой абсурдное/ поведение - результат эмоциональной напряженности, которая парализует логическое мышление

СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОДОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

1. Развитие сознательного отношения к выполнению СиДНР;

2. Изучение настроения спасателей, их отношения к СиДНР, коррекция воспитательной работы;

3. Формирование здорового общественного мнения в отношении СиДНР;

4. Преодоление чувства страха, неуверенности, апатии;

5. Расстановка спасателей в соответствии со способностями;

6. Организация жизнедеятельности спасателей;

7. Работа по обеспечении безопасности проводимых работ;

8. Удовлетворение нужд и запросов спасателей, социальная защита;
9.Анализ и учет негативных факторов, воздействующих на спасателей:

10. Поощрение отличившихся.

СРЕДСТВА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

живое общение: слово, обращенное к человеку;

печать: газеты, журналы, листовки;

технические: кино, радио, телевидение, радио, газе­ты, звуковые письма;

выступления представителей государственных органов власти, специалистов, медработников;

деловые контакты с местными жителями, органами власти;

изучение семейного положения спасателей, оператив­ное решение назревших вопросов;

оценка результатов проделанной работы: наличие ошибок, их количество, характер и влияние на ход СиДНР

социальная защита спасателей, пострадавших в ходе проведения СиДНР;

применение теории и практики самовоспитания, приемов самовоспитания - самоубеждения, самовнушения. самокритики, следования примеру, упражнения, самопоощрения, са­мопринуждения;

"Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер"

К. Д. Утпинский Соч.,г.2. 1548.С.63,

МОРАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА

ЦЕЛЬ: Снятие психологического напряжения, восстановление духовных и физических сил спасателей

ВКЛЮЧАЕТ: Социореабилитационные, мероприятия - систему медицинских, психологических, профессиональных и социальных мер, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности спасателей, личного состава частей ГО, пострадавшего населения, возвращения или включения их в общественно-полезную жизнь.

Главная задача - не допустить доведения пострадавших до госпи­тализации; реадаптация в амбулаторных условиях. Создать спасателям обстановку, условия трудоустройства со здоровой микросоциальной средой.

ЭТАПЫ СОЦИОРЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1.ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.

2.РЕАДАПТАЦИЯ.

3.ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРЕЖНЕГО УРОВНЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПСИХОТЕРАПИЯ система психического воздействия на человека с помощью информации в лечебных целях.

«Человек занимающийся психотерапией должен иметь ум философа, сердце поэта, способность артиста к перевоплощению, работоспособность ученого, пытливо­сть юриста, наблюдательность художника и мастерство реставратора».

Мягков И.Ф. Психотерапия. И. 1967г. С.135.

СТАДИИ ПСИХОТЕРАПЕВПИЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

1. Психотерапевтическая беседа. Изучаются личностные свойства человека, характер заболевания, анамнестические сведения.

2. Пациенту объясняются причины случившегося с ним заболевания, пути преодоления болезненных симптомов.

3. Осуществляются мероприятия по восстановлению утраченных функции.

4. Рекомендуется индивидуальный восстановительный режим, изменение неправильного отношения к микросоциальным ус­ловиям и к своим личностным свойствам/.

5. Обучение и тренировка заболевшего с целыю преодоления психических

расстройств.

6. Закрепление результатов психотерапии путем бесед.

Психические расстройства требуют в каждом случае внимательного обследования квалифицированным специалистом-психиатром.

Изменить отношение личности, подвергшейся психогенному заболеванию, к самой психоген­ной ситуации, породившей страх, панику и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ РАБОТЫ ШТАБА ГО ПО МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗРЯДКЕ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ СиДНР

- освобождение от участия в СиДНР лиц, заболевших в результате воздействия психогенной ситуации;

- оздоровление среды, в которой живет,работает, проходит службу участник СиДНР /контроль за режимом труда и отдыха/;

- устранение /по возможности/ психотравмирующей ситуации;

- установка круглосуточного наблюдения /надзора/ за спасателями,
включающая: - получение врачом информации от командиров, начальствующего состава ГО;

- контрольные осмотры спасателей, личного состава частей и подразделений ГО;

- получение сведений из лечебных учреждений, ха­рактеристик с мест работы, учебы.

- назначение медикаментозных средств, амбулаторное лечение, гос­питализация;

- создание л регулярная работа пункта /кабинета/ психологической разрядки;

- транспортировка заболевших в госпиталь /лечебное учреждение/, для снятия стойких расстройств психики применяют наркопсихотерапию, психотропные средства /транквилизаторы/.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА /управление собой/ - метод лечебного самовнушения.

Это способность самостоятельно приводить себя в определенное состояние /т.н. аутогенное по­гружение/.

Центральная задача аутогенной тренировки - овладеть собственными эмоциями.

Это система физических и психических приемов, которые изменяют тонус мышц и кровеносных сосудов, влияют на ди­намику психических процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: