Функции и полномочия главных органов ООН

Уставом учреждены 6 главных органов ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасно-

сти, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретари-

ат.

83

Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом. Состоит из представи-

телей всех государств-членов, каждое из которых имеет один голос. Очередная сессия Гене-

ральной Ассамблеи открывается ежегодно в сентябре. Ассамблея может собираться на спе-

циальные сессии по требованию Совета Безопасности, большинства членов Организации. По

вопросам предметной компетенции делает рекомендации государствам-членам и (или) Сове-

ту Безопасности в форме резолюций.

В начале каждой очередной сессии Ассамблея избирает нового Председателя, затем про-

водит общие прения, где часто выступают главы государств и правительств. Далее большин-

ство вопросов обсуждается в ее шести главных комитетах.

Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного

мира и безопасности. Совет состоит из 15 членов: 5 постоянных (Китай, Франция, Россий-

ская Федерация, Великобритания и США) и 10 непостоянных членов, избираемых Генераль-

ной Ассамблеей на 2 года. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос.

Решения по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса, по

крайней мере, 9 из 15 членов. Для решений по вопросам существа (непроцедурные вопросы)

требуется 9 голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это правило

единогласия великих держав называется «правом вето». Если постоянный член Совета не

поддерживает решение, но не хочет блокировать его посредством вето, он может воздер-

жаться. В соответствии с Уставом (ст.25) все члены ООН соглашаются подчиняться решени-

ям Совета и выполнять их.

Функции и полномочия Совета Безопасности:

- поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целя-

ми ООН;

- расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международ-

ным трениям;

- выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или

условий их разрешения;

- вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта

агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;

- призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер,

не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;

- предпринимать военные действия против агрессора;

- выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых гос-

ударства могут стать участниками Статута Международного суда;

- осуществлять в «стратегических районах» функции ООН по опеке;

- выносить Генассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря

и совместно с ней выбирать судей Международного суда.

Экономический и Социальный Совет является главным органом по координации экономи-

ческой и социальной деятельности ООН и ее специализированных учреждений и институтов.

Совет состоит из 54 членов, избираемых на 3-летний срок. Решения принимаются простым

большинством голосов, каждый член Совета имеет один голос.

ЭКОСОС ежегодно проводит одну 5-недельную сессию. Сессия включает специальное за-

седание на высоком уровне, в котором участвуют министры и другие высшие должностные

лица. Круглогодичная работа Совета проходит в его вспомогательных органах – 8 функцио-

нальных и 5 региональных комиссиях, 4 постоянных комитетах, которые предоставляют до-

клады Совету.

Функции и полномочия ЭКОСОС:

- служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и соци-

альных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в

отношении политики по этим проблемам для государств-членов и для системы ООН;

- проводить и организовывать исследования, составлять доклады и делать рекомендации

по международным вопросам в экономической и социальной областях, культуры, образова-

ния, здравоохранения и относящимся к ним вопросам;

84

- поощрять уважение и соблюдение прав человека и основных свобод;

- созывать международные конференции и составлять для представления Генеральной Ас-

самблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию;

- вести переговоры со специализированными учреждениями относительно соглашений,

определяющих их взаимоотношения с ООН;

- согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консульта-

ций с ними и вынесения рекомендаций таким учреждениям, а также посредством вынесения

рекомендаций Генеральной Ассамблее и членам ООН;

- оказывать услуги членам ООН, а также специализированным учреждениям по просьбе

последних;

- консультироваться с соответствующими неправительственными организациями по во-

просам, входящим в компетенцию Совета.

При создании международной системы опеки Уставом был учрежден Совет по Опеке в

качестве одного из главных органов ООН, на который была возложена задача по наблюде-

нию за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки. Глав-

ные цели системы заключались в содействии улучшению положения населения подопечных

территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независи-

мости. Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности — Китая,

Российской Федерации, Соединенного Королевства, США и Франции.

Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли само-

управления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посред-

ством объединения с соседними независимыми странами.

Секретариат — это международный персонал, работающий в учреждениях по всему ми-

ру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и

другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические

установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь. Персонал Секретариата

назначается Генеральным секретарем на основе трудовых контрактов. Являясь международ-

ными служащими они и Генеральный секретарь отвечают за свои действия только перед Ор-

ганизацией и приносят присягу, обязуясь не запрашивать и не получать указаний от какого

бы то ни было правительства.

Генеральный секретарь ООН является главным административным должностным лицом

Организации. Он назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасно-

сти сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Генеральный секретарь

предоставляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе Организации в форме до-

клада, в котором содержится оценка ее деятельности и намечаются приоритеты на будущее.

Международный Суд является главным судебным органом Организации. Местопребыва-

нием Суда является Гаага (Нидерланды). Суд начал работать в 1946 году, заменив собой По-

стоянную Палату Международного Правосудия. Он действует в соответствии со Статутом,

который образует неотъемлемую часть Устава ООН.

Суд состоит из 15 судей, избираемых на 9-летний срок полномочий Генеральной Ассам-

блеей и Советом Безопасности. Судьи должны удовлетворять требованиям, предъявляемым в

их странах для назначения на высшие судебные должности, или они должны быть юристами

с признанным авторитетом в области международного права. Состав Суда должен обеспечи-

вать представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира.

Функции Суда:

- разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных

на его рассмотрение государствами, и

- вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, переданным ему

должным образом на то уполномоченными международными органами и учреждениями.

Только государства могут возбуждать дела в Суде и быть сторонами по делам, разбирае-

мым Судом. Этим правом обладают как государства-члены ООН так и нечлены ООН, кото-

рые стали участниками Статута Суда.

85

Государство может выразить свое согласие следующими тремя способами: Специальное

соглашение: два или более государств - сторон спора по тому или иному конкретному вопро-

су могут достичь согласия относительно его совместного представления Суду и заключить

специальное соглашение с этой целью; Статья в договоре: в некоторых договорах содер-

жатся статьи (юрисдикционные статьи), в которых государство-участник заранее обязуется

признать юрисдикцию Суда в случае возникновения спора с другим государством-

участником относительно толкования или применения договора в будущем; Одностороннее

заявление: государства-участники Статута Суда могут сделать одностороннее заявление о

признании юрисдикции Суда обязательной в отношении любого другого государства, взяв-

шего на себя такое же обязательство. Оно передается на хранение Генеральному секретарю.

Разбирательство включает в себя письменное судопроизводство, в ходе которого стороны

подают состязательные бумаги и обмениваются ими, и устное судопроизводство, состоящее

из открытых слушаний, на которых представители и поверенные обращаются к Суду. Реше-

ние Суда является окончательным и обжалованию не подлежит.

Правом запрашивать консультативное заключение Суда обладают некоторые публичные

международные организации, а именно: пять органов ООН и специализированные учрежде-

ния системы ООН.

Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут запрашивать консультативные за-

ключения «по любому юридическому вопросу»; другие органы и специализированные учре-

ждения ООН - «по юридическим вопросам, возникающим в пределах их сферы деятельно-

сти». Хотя консультативные заключения не имеют обязательной силы, они способствуют

разъяснению и развитию международного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: