Понятие, структура и функции международной защиты прав и свобод человека.
Международная защита прав и свобод человека – институт права прав человека, пред-
ставляет собой систему международных механизмов и процедур универсального и регио-
нального характера, функционирующих в направлении разработки международных стандар-
тов в области прав и свобод человека и осуществления контроля за их соблюдением государ-
ствами.
В структурном отношении институт международной защиты прав человека состоит из
международных органов, созданных в рамках международных организаций (ООН,
ЮНЕСКО, МОТ, ОБСЕ), и конвенционных органов, созданных на базе универсальных и ре-
гиональных соглашений по правам человека.
К функциям международной защиты прав человека относится:
88
1) разработка деклараций-рекомендаций,
2) кодификационная деятельность (разработка международных стандартов по правам че-
ловека),
3) контроль за соблюдением государствами международных стандартов по правам чело-
|
|
века.
Функции международной и национальной защиты прав человека разграничены следую-
щим образом: на международном уровне разрабатываются международные стандарты (обя-
зательства) в области прав человека и действуют контрольные органы за их соблюдением, на
национальном уровне государства приводят свое законодательство в соответствие с между-
народными стандартами и гарантируют их выполнение.
Контрольные механизмы и процедуры универсального характера предусмотрены в рамках
Организации Объединенных Наций, ее специализированных учреждений (МОТ, ЮНЕСКО),
занимающихся кодификационной деятельностью в области прав человека, а также в рамках
многих универсальных конвенций по правам человека.
В компетенцию ООН, согласно ее Уставу, входит всестороннее рассмотрение проблем в
области прав человека. Функциями контроля в рамках Организации обладают:
§ Генеральная Ассамблея и ее вспомогательные органы (Совет по правам человека);
§ Экономический и Социальный Совет и некоторые его функциональные комиссии (Ко-
миссия по положению женщин);
§ Совет Безопасности;
§ Генеральный секретарь;
§ Управление Верховного комиссара по правам человека.
§ Управление Верховного комиссара по делам беженцев.
Договорные органы созданы в соответствии с международными договорами по правам
человека для контроля за выполнением государствами обязательств по этим договорам. Чле-
ны договорных органов действуют в личном качестве, в отличие от официальных представи-
телей государств в Совете по правам человека, ЭКОСОС и Генеральной Ассамблее. Дого-
|
|
ворные органы контролируют соблюдение только тех прав, которые признаны в договоре, их
учреждающем, и имеют только те полномочия, которые определены в договоре. Ни один до-
говорный орган не может принимать к рассмотрению какие-либо сообщения, если они каса-
ются государства, которое, хоть и является участником соответствующего договора, не при-
знает компетенции этого органа рассматривать такие сообщения.
В их числе: Комитет по ликвидации расовой дискриминации, учрежденный 1970 году в
соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Комитет по
правам человека, созданный в 1976 году в соответствии с Пактом о гражданских и политиче-
ских правах, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, учрежденный в
1982 году на основании Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин; Комитет против пыток, созданный в 1987 году в соответствии с Конвенцией про-
тив пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения
и наказания; Комитет по правам ребенка, предусмотренный Конвенцией о правах ребенка
1989 года, Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, создан-
ный в соответствии с Конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их се-
мей 1990 года, Комитет по насильственным исчезновениям, предусмотренный Конвенцией
для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 года, Комитет по правам инва-
лидов, предусмотренный Конвенцией о правах инвалидов 2006 года. Пакт об экономических,
социальных и культурных правах не предусмотрел специального органа, оговорив возмож-
ность действий через Экономический и Социальный Совет, последний своим решением в
1985 году учредил Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.
Большинство комитетов наделены со стороны конвенций либо Факультативных протоко-
лов контрольными полномочиями: они имеют право рассматривать жалобы государства на
89
государство в отношении нарушения конвенционных прав, либо индивидуальные жалобы
граждан государства на государство. Решения комитетов именуются «соображениями» и не
носят обязательного характера.