План
1. Методы соц исл-я
2. Технология написания пр-мы соц исл-я
Методы:
1) Наблюдение – это целенаправленное и систематизированное восприятие, изучаемого процесса или явления. Формы и приемы фиксации мб различными: дневник наблюдения или бланк или фото теле или кино аппарат и др. технические ср-ва.
Различают след типы наблюдения:
- структурируемое (контролируемое). Предполаг:
· Разработку сист док-тов и показателей, характриз выделенные для наблюдения эл-ты объ.
· Наличие плана
· Учет установок наблюдателей относительно природы и структуры изучаемого объ.
- внешнее (не включенное). Ведется исл-лем, котор нах вне объ. и старается исключить свое вмешательство в ход событий. Такое наблюдение практически свобится к регистрации событий
- не структурированное (не контролируемое). Обычно не имеет четкого плана. Неопределены эл-ты изучаемого объ. редко ставится проблема единиц измерения.
- включенное. Социолог участвует в изучаемых пр-сах, может вмешиваться в событие, взаимодействует с группой.
|
|
- полевое. Проводится в естественной для данного объ среде.
- лабораторное. Проводится в искусственно созданной эксперементальной сит, моделирует ее внешние усл.
- систематическое. Позволяет выявить динамику изучаемых пр-сов.
- случайное. Не периодично по своему хар-ру.
2) Опрос – представляет собой метод сбора соц инфо об изучаемом объ. в ходе соц – псих общения социолога и опрашиваемого и регистрации ответов на систему определ вопросов.
К числу гл усл и требований проведения опроса можно отнести наличие надежного инструментария, обоснованного программой исл-ия и созд благ псих комфортной обстановки опроса.
Различают 2 осн типа опроса:
- анкетирование, предпологающее опосредованное общение социолога и опрашиваемого
- интервью, предполаг непосредственое общение социолога и опрашиваемого
Анкетирование различают:
· Прессовое – вопросник печатают в СМИ
· Почтовое – рассылка по почте
· Раздаточное – сам анкетер раздает анкеты группе респондентов
В кач-ве осн инструмента для опроса исп анкета. Она должна иметь определенную структуру: вводная часть анкеты – поясняются цели и задачи опроса, значение и использование его результатов, Основная часть анкеты – сост из вопр, обусловленных целями и задачами исл-ия, а также из описания процедуры заполнения анкеты, «паспортичка» - сост из вопр, касающихся социально – демографич и др характеристик
По содержанию вопросы подраздел на след типы:
1. Вопросы о фактах
2. Вопросы о мнениях
3. Вопросы о мотивах
По своей логич направленности вопросы в социологич анкете также делятся на:
|
|
1. Основные вопр, ответы на котор позвол исл-лю получ большую часть интересующей его инфо
2. Контрольные, котор исп для проверки правильности и искренности ответов респондентов
3. Вопросы – фильтры, примен когда искомая инфо мб получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определ ее части
4. По характеру ответов или техники заполнения анкекты выдел след типы вопросов:
· Закрытые вопр, где респондент выбир из тех вар-тов, котор предлож в самой анкете
· Дихатомические – предполаг ответы по пр-пу да/нет
· Открытые вопр – дают возм – ть респонденту самостоят сформулир ответ, отражающий индивидуальность его знаний, оценок, мнений, убеждений
· Полузакрытые вопр. Здесь кроме перечня возможных готовых ответов присутствует строчка др ответ.
· Прямые. Позволяют выяснить позицию или отношение респондента к какой – либо конкретной проблеме, факту, событию.
· Косвенные – это вопр, на котор респонденту не вполне удобно отвеч прямо и есть возможность не совсем искренних ответов.
Одним из осн видов опроса, на ряду с анкетированием, явл интервьюирование – это такой способ опроса, в котор получение интерес исл-ля инфо осуществляется путем непосредственного соц – психологич взаимод-я социолога с респондентом.
Процедура соц интервьюиров включ в себя:
1. Выбор объекта
2. Предел места и времени
3. Фиксация ответов опрашиваемых
4. Оформление материалов и их теоретич обобщение.
Виды интервью:
1. свободное – планир только тема и общ направление беседы
2. глубинное – предполаг обсуждение не только общ темы, но и пред\7э
ъэ
.продуманного спец круга вопросов
3. факусированное или направленное – имеет целью сбор данных по поводу конкретной сит, явл, его последствий и причин
4. интерьвью с открытыми вопросами – предполаг строго обязат их последовательность и точную формулировку.
5. Стандартизир или формализованное интерью – по содержанию мало чем отличается от анкетного опроса и представляет собой беседу по жестко фиксируемому вопроснику, где вопр сопровождаются столь же четко сформулир вариантами ответов на них.