Профессиональное самообразование

Образование специалиста по социальной работе – непрерывный процесс, причем базовое (институтское) должно рассматриваться как отправной пункт, важнейшая цель которого – формирование установки на самообразование, воспитание умений и навыков самостоятельной работы над собой. Таким образом, в институте будущему специалисту должны дать не только определенную сумму знаний, а прежде всего сформировать потребность учиться, научить учиться. В наше стремительное время профессиональные знания требуют постоянного обновления. Еще в середине 50-х годов считалось, что они устаревают примерно за 25 лет, сегодня этот промежуток стал значительно короче – от 3 до 5 лет. Примером может служить состояние правовой базы социальной работы. В связи с распадом СССР в начале 90-х годов прежние законы утратили свою силу, да и страна оказалась в совершенно иной социально-экономической и политической ситуации. Новая законодательная база создается на протяжении всего прошедшего десятилетия. Кроме того, сложные процессы, происходящие в стране, постоянно вызывают к жизни новые социальные проблемы, а следовательно, и новые социальные технологии. Специалист по социальной работе, не следящий за всем новым, что появляется в сфере его профессиональных интересов, очень быстро окажется некомпетентным, профессионально несостоятельным.

Необходимыми условиями непрерывного образования, а следовательно, и самообразования выступают:

  • Выработка личной установки на самообразование;
  • Наличие “социальной ситуации развития”, т.е. такой ситуации, при которой общество требует от специалиста постоянной работы над собой, с целью расширения и углубления профессионального знания.

Самообразование является средством сохранения профессиональной компетентности, важнейшим условием функционирования человека как деятельной личности. Оно должно длиться столько, сколько длится профессиональная деятельность. В процессе профессионального самообразования важно сохранить и развить те навыки, которые были приобретены в годы учебы в институте (о них говорилось в параграфе “Организация самостоятельной работы студентов”). Начинается этот процесс с определения той темы или проблемы, которую надо изучить специалисту. Затем следует сделать отбор основной и дополнительной литературы, наметить основные направления разработки темы. Очень важно следить за периодикой, читать газеты и журналы, например, “Социальная защита”, “Социальная работа”, “Российская газета”, где публикуются законодательные и нормативные документы, анализируется опыт социальных служб и социальных работников, рассказывается о новом в социальной сфере.

Существенное значение имеет анализ литературы с позиции своего опыта практической работы и обратный процесс: анализ своего опыта с точки зрения того, что опубликовано в литературе и периодической печати. Во время работы с литературой целесообразно составить картотеку с наиболее важными положениями и высказываниями по данной проблеме, с описанием эффективных приемов работы и т.п. важно выработать у себя навыки рационального чтения, а при возможности, и скорочтения, пользоваться при чтении различными видами записей (от выписок и аннотаций до рефератов).

Следует отметить следующие факторы успешной работы над книгой:

  • высокая умственная работоспособность, которая зависит от ритмичности работы, ее последовательности, систематичности, от умелого чередования труда и отдыха;
  • правильная установка на чтение (установка на выделение в тексте определенного рода фактов и мыслей, или на прочное запоминание, или на глубокое понимание, или на критический анализ и т.п.);
  • вдохновение или усилие воли, если вдохновения не достает;
  • самостоятельный подход к книге (обдумывание и сопоставление теории с практикой, формирование убеждения);
  • настойчивость в преодолении трудностей содержания.
  • Для более глубокого понимания текста рекомендуются следующие приемы:
  • постановка вопросов к себе и поиск ответов на них (в самом тексте, путем воспоминания или рассуждения, с помощью другого лица и т.д.);
  • мысленное возвращение к ранее прочитанному под влиянием новой мысли;
  • критический анализ и оценка текста.

Не всегда различного рода знания, которые приобретает специалист по социальной работе, могут быть перенесены в своем исходном виде в практику социальной работы. Их необходимо соотнести с конкретными условиями деятельности, оценить воспринимаемые идеи и методы, освоить и адаптировать в своей деятельности. Внутренний механизм использования информации заключается в ее отборе, оценке, и, главное, в ее преобразовании специалистом в собственные программы, методы, в переводе знаний на язык конкретной деятельности, имеющей место в социальной работе.

Важнейшим критерием эффективности самообразования следует считать реальное внедрение в профессиональную деятельность прогрессивных теоретических положений и практических рекомендаций; осознание положительных и отрицательных сторон собственной деятельности и личности в свете изученных идей и концепций в области социальной работы.

Таким образом, эффективность самообразования связана с определением каждым специалистом конкретного содержания самостоятельной работы по самосовершенствованию своей личности, с творческим усвоением новой научной информации и передового опыта, с воплощением приобретенных знаний и умений в практическую деятельность.

Литература:

1. Дни науки в Университете: избранное/ СПб Гуманит. ун-т профсоюзов; науч. ред.: Л. А. Санкин, Г. М. Бирженюк. -СПб.: СПбГУП, 2007.-632 с.

2. Запесоцкий А.С. Воспитательный процесс в Университете в контексте культуроцентристской концепции образования. –СПб.: СПбГУП, 2011. – 28с.

3. Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. – СПб.: КАРО, 2006.

4. Материалы конференций «Социальная работа: проблемы и перспективы» за 2006 – 2011 годы. –СПб.: СПбГУП.

5. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебное пособие/ отв. ред. П. В. Палехова; науч. ред. П. Д. Павленок. -М.: Инфра-М, 2011.

6. Подласый И. П., д-р пед. наук, проф. Педагогика: учебник [для вузов]/ И. П. Подласый. -2-е изд., доп.. -М.: Юрайт, 2010.

7. Социальная работа в России: образование и практика: сб. науч. тр. [Текст] / под ред. проф. Н.А. Грика. – Томск: Изд-во Томск. гос. ун-т систем упр. радиоэлектроники, 2009. - 250 с.

8. Социальная работа в России: образование и практика: сб. науч. тр. [Текст] / под ред. проф. Н.А. Грика. – Томск: Изд-во Томск. гос. ун-т систем упр. радиоэлектроники, 2010. Вып. 2.- 227 с.

9. Фирсов М.И., Студенова Е.Г., Наместникова И.В. Введение в профессию «Социальная работа». Учебное пособие для бакалавров. М.: Крогиус, 2011. - 224 с.

10. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. Уч.пособие [Текст]/ Е.И. Холостова. - М., 2007. – 236 с.

Составитель: доцент кафедры социальной психологии СПбГУП, кандидат педагогических наук В. А. Писанко


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: