Акционерные компании и другие формы объединения предпринимателей при определенных условиях приводили к созданию монополий. До второй половины XIX в. в России существовала только одна монополия - государства. Установление монополии частных (иногда вместе с казенными) фирм начиналась с соглашений торговцев о ценах, именуемых в то время "стачками". "Стачки" были характерны для крупной и мелкой торговли. В Москве весной 1864 г. крупные лабазники, воспользовавшись распутицей, не позволявшей сельским торговцам подвозить продукты, подняли цену на ржаную муку на 1/3. В 1884 г. одесские мясники сократили убой скота, ограничили выпуск мяса на рынок и добились повышения на него цен. Такие факты имели широкое распространение. В некоторых "стачках" появлялись новые черты: соглашению о ценах сопутствует ограничение производства, возможное лишь в условиях его значительной концентрации.
Купцы, торгующие в Кяхте, регулярно заключали письменные соглашения о том, по каким ценам "променивать" китайцам российские товары и "рассчитывать" китайские товары, потом появился пункт об ограничении размера "промена" и решении производить закупки по частям. Ввиду несогласия некоторых торговцев, оно получило обязательную силу после утверждения Министерством финансов.
|
|
Все сколько-нибудь значимые отрасли внутри ярмарочной торговли были "монополизированы" еще накануне реформы 1861 г.
В официальном "Очерке Нижегородской ярмарки", утверждалось:
Главными покупателями у заводчиков и продавцами на ярмарке оставались Пастуховы, Кони, Рукавишниковы. В начале 1870-х цену начали диктовать заводчики Урала.
Были соглашения и в бумагопрядильной промышленности. Торговый дом Л. Кнопа участвовал в строительстве многих прядильных фабрик (кредит, закупка оборудования в Англии и пр.) и приобретал некоторую часть паев вновь организуемых товариществ. В отдельных предприятиях Кнопы стали главными хозяевами дела, в том числе они контролировали крупнейшее в России хлопчатобумажное предприятие - Кренмгольскую мануфактуру, изготовлявшую самую дешевую пряжу. Исходя из этого, Кнопы могли диктовать на рынке цены на пряжу. К 1880-м монопольное положение Клопов, по мере строительства и расширения фабрик в Центральном промышленном районе и развития банковского кредита, было подорвано, зависимость от них других прядильщиков ослабла. Большое значение имел тот факт, что крупнейшие прядильные фабриканты (Морозовы, Хлудовы и другие) стали устанавливать, минуя Кнопов, ранее выступавших в роли посредников, прямые связи на американском и английском хлопковых рынках. В 1875 г. на Нижегородской ярмарке оптовая торговля сосредотачивалась преимущественно в руках самих фабрикантов. В 1874г. они уменьшали выпуск пряжи, чтобы удержать высокие иены.
|
|
В 1887 г. состоялось соглашение сахарозаводчиков под руководством помещика-латифундиста и сахарозаводчика 3. А. Боринского, который, как говорилось в отчете деятельности Киевской биржи, "принял на себя громадный и тяжелый труд привести сахарозаводчиков к соглашению нормирования выработки сахара". Подобное соглашение диктовалось тем, что принадлежащие помещикам заводы устаревали и не могли конкурировать с новыми и более крупными предприятиями, создававшимися на современном техническом уровне.
В начале 1890-х гг. горнопромышленники Урала договорились об организации централизованной продажи листового кровельного железа. В 1904 г. 13 заводов вошли в объединение картельного типа. Синдикат "Кровля" появляется лишь через несколько лет.
Пермскими солепромышленниками - Строгановыми, Аба-мелек-Лазаревым и другими - издавна заключались соглашения об условиях и размерах сбыта соли. К 1890-м гг. ввиду усилившейся конкуренции донецкой соли, начавшей проникать на традиционные для пермской промышленности рынки, такие соглашения становятся недостаточными. Но синдикат пермских солепромышленников так и не состоялся из-за трудностей с договорами и за неимением связей в Министерстве финансов, так как именно Министерство финансов должно было утвердить устав.
Более высокие формы приобрел процесс монополизации в нефтяной промышленности. Тенденция к созданию трестов в этой отрасли появилась в 1880 - 90-х гг. Например, была создана фирма "Товарищество нефтяного производства братьев Нобель".
Перед первой русской революцией монополии становятся одной из основ хозяйственной жизни России. В российской промышленности сложились различные типы монополистических объединений. Это и сбытовые монополии типа картелей» и синдикатов, и тресты, и концерны - с развитием процессов вертикального и горизонтального комбинирования. Огромную роль в создании и развитии трестов и концернов играли банки. Банк становится инициатором соединения подконтрольных ему производственных предприятий. Всеми делами руководили советы из представителей заводов-участников, во главе - управляющий, он председательствовал на совете, вел переговоры по получению заказов, распределял заказы между участниками, производил расчеты между ними.
Большинство первых российских монополий не пережило промышленного кризиса, но был накоплен организационный опыт. Новая широкая полоса монополизации началась после кризиса 1900 - 03 гг. Монополии стали возникать и в легкой промышленности, в фарфоровофаянсовом производстве, пищевой промышленности. Синдикаты часто выступали под фирмой акционерных обществ или "товариществ для торговли" -"Продамет", "Продуголь", "Кровля", "Гвоздь", "Проволока", "Медь" и т. д. Одно и то же предприятие могло участвовать в нескольких сбытовых союзах. Любое общество могло быть образовано только по разрешению правительства, условия деятельности оформлялись в виде устава.
В уставе должны были быть отражены следующие положения:
цель образования,
точное наименование и местонахождение,
капитал компании, количество и номинальная цена акций и т. д.
Эта видимая строгость учредительства оставляла большие возможности для злоупотреблений со стороны и чиновников, и предпринимателей, а также нарушало экономические законы и нормальный экономический процесс.
В начале XX в. в России утвердилась и наиболее сложная форма монополистического объединения, основанного на системе участий, связывающим звеном которого являлась так называемая холдинг-компания - держательская или контрольная компания, специально созданная для сосредоточения контрольного пакета акций объединяемых предприятий. В российских условиях была найдена особая форма организации таких монополий. Роль холдинг-компаний российских объединений играли общества, учрежденные за границей. Крупнейшими монополиями такого рода были Нефтяной трест (1912) и Табачный трест (1913).
|
|
Деятельность монополий предполагала определенную гласность, оглашение в соответствии с требованиями законов определенного круга сведений об акционерных компаниях. Развитие капиталистических отношений повышало интерес к информации о промышленности, торговле, транспорте, банках. Сами капиталисты были заинтересованы в гласности, которая позволяла им рекламировать свою продукцию. Предприниматели находили в прессе последние биржевые курсы и новости деловой жизни, акционеры - сведения об ожидаемых дивидендах, о возможности вложить средства, интеллигенция - статьи специалистов о новых явлениях в народнохозяйственной жизни, обыватели - критику синдикатов, сведения о гигантских "заработках" магнатов финансового капитала и скандальные разоблачения их противозаконной деятельности. Газеты публиковали текущую хронику акционерной и коммерческой жизни, ежедневные биржевые курсы акций крупнейших предприятий, подробные отчеты о состоявшихся собраниях акционеров, собственные прогнозы, оценки, комментарии, слухи.
Противоречие между юридическим запрещением и тактической дозволенностью монополистических объединений "обусловило некоторые специфические черты отражения их деятельности в источниках. Газеты, достаточно широко освещавшие... факты подготовки и создания монополистических объединений, весьма скупо писали об их целях и характере деятельности". Мало писали и о государственномонополистическом капитализме. Даже термины использовались соответствующие - не синдицирование и трестирование, а "организация промышленности", "установление ближайшей деловой связи", "общность интересов". Централизация капитала в руках государства и концентрация в руках компаний означала двойную монополию, которая сочетала экономическую власть.
|
|
В целом в России монополии возникли гораздо раньше, чем свободное предпринимательство успело исчерпать себя. Монополии часто заменяли собой плодотворную форму организации предпринимателей и предприятий - акционерную компанию. Объединение капиталов и усилий полезно только в том случае, когда сфера деятельности не монополизируется; если же это происходит - следствием является застой и отставание. Это невыгодно в конечном итоге ни предпринимательству в целом, ни самим монополистам. Поэтому государство может взять на себя обязанности регулирования этого процесса, создание антимонопольного законодательства.