Российские монополии

Акционерные компании и другие формы объединения предпринимателей при определенных условиях приводили к созданию монополий. До второй половины XIX в. в России существовала только одна монополия - государства. Установ­ление монополии частных (иногда вместе с казенными) фирм начиналась с соглашений торговцев о ценах, именуемых в то время "стачками". "Стачки" были характерны для крупной и мелкой торговли. В Москве весной 1864 г. крупные лабазни­ки, воспользовавшись распутицей, не позволявшей сельским торговцам подвозить продукты, подняли цену на ржаную муку на 1/3. В 1884 г. одесские мясники сократили убой скота, ог­раничили выпуск мяса на рынок и добились повышения на него цен. Такие факты имели широкое распространение. В некоторых "стачках" появлялись новые черты: соглашению о ценах сопутствует ограничение производства, возможное лишь в условиях его значительной концентрации.

Купцы, торгующие в Кяхте, регулярно заключали письмен­ные соглашения о том, по каким ценам "променивать" китай­цам российские товары и "рассчитывать" китайские товары, потом появился пункт об ограничении размера "промена" и решении производить закупки по частям. Ввиду несогласия некоторых торговцев, оно получило обязательную силу после утверждения Министерством финансов.

Все сколько-нибудь значимые отрасли внутри ярмарочной торговли были "монополизированы" еще накануне реформы 1861 г.

В официальном "Очерке Нижегородской ярмарки", ут­верждалось:

Главными покупателями у заводчиков и продавцами на ярмарке оставались Пастуховы, Кони, Рукавишниковы. В начале 1870-х цену начали диктовать заводчики Урала.

Были соглашения и в бумагопрядильной промышленности. Торговый дом Л. Кнопа участвовал в строительстве многих прядильных фабрик (кредит, закупка оборудования в Англии и пр.) и приобретал некоторую часть паев вновь организуемых товариществ. В отдельных предприятиях Кнопы стали глав­ными хозяевами дела, в том числе они контролировали круп­нейшее в России хлопчатобумажное предприятие - Кренмгольскую мануфактуру, изготовлявшую самую дешевую пря­жу. Исходя из этого, Кнопы могли диктовать на рынке цены на пряжу. К 1880-м монопольное положение Клопов, по мере строительства и расширения фабрик в Центральном промыш­ленном районе и развития банковского кредита, было подорвано, зависимость от них других прядильщиков ослабла. Большое значение имел тот факт, что крупнейшие прядиль­ные фабриканты (Морозовы, Хлудовы и другие) стали уста­навливать, минуя Кнопов, ранее выступавших в роли посред­ников, прямые связи на американском и английском хлопковых рынках. В 1875 г. на Нижегородской ярмарке оп­товая торговля сосредотачивалась преимущественно в руках самих фабрикантов. В 1874г. они уменьшали выпуск пряжи, чтобы удержать высокие иены.

В 1887 г. состоялось соглашение сахарозаводчиков под руко­водством помещика-латифундиста и сахарозаводчика 3. А. Боринского, который, как говорилось в отчете деятельности Киев­ской биржи, "принял на себя громадный и тяжелый труд привес­ти сахарозаводчиков к соглашению нормирования выработки сахара". Подобное соглашение диктовалось тем, что принад­лежащие помещикам заводы устаревали и не могли конкуриро­вать с новыми и более крупными предприятиями, создававши­мися на современном техническом уровне.

В начале 1890-х гг. горнопромышленники Урала договори­лись об организации централизованной продажи листового кровельного железа. В 1904 г. 13 заводов вошли в объединение картельного типа. Синдикат "Кровля" появляется лишь через несколько лет.

Пермскими солепромышленниками - Строгановыми, Аба-мелек-Лазаревым и другими - издавна заключались соглашения об условиях и размерах сбыта соли. К 1890-м гг. ввиду усилившейся конкуренции донецкой соли, начавшей проникать на традиционные для пермской промышленности рынки, такие соглашения становятся недостаточными. Но синдикат пермских солепромышленников так и не состоялся из-за трудностей с договорами и за неимением связей в Министерстве финансов, так как именно Министерство финансов должно было утвер­дить устав.

Более высокие формы приобрел процесс монополизации в нефтяной промышленности. Тенденция к созданию трестов в этой отрасли появилась в 1880 - 90-х гг. Например, была создана фирма "Товарищество нефтяного производства братьев Нобель".

Перед первой русской революцией монополии становятся одной из основ хозяйственной жизни России. В российской промышленности сложились различные типы монополи­стических объединений. Это и сбытовые монополии типа кар­телей» и синдикатов, и тресты, и концерны - с развитием про­цессов вертикального и горизонтального комбинирования. Огромную роль в создании и развитии трестов и концернов играли банки. Банк становится инициатором соединения под­контрольных ему производственных предприятий. Всеми дела­ми руководили советы из представителей заводов-участников, во главе - управляющий, он председательствовал на совете, вел переговоры по получению заказов, распределял заказы между участниками, производил расчеты между ними.

Большинство первых российских монополий не пережило промышленного кризиса, но был накоплен организационный опыт. Новая широкая полоса монополизации началась после кризиса 1900 - 03 гг. Монополии стали возникать и в легкой промышленности, в фарфоровофаянсовом производстве, пи­щевой промышленности. Синдикаты часто выступали под фир­мой акционерных обществ или "товариществ для торговли" -"Продамет", "Продуголь", "Кровля", "Гвоздь", "Проволока", "Медь" и т. д. Одно и то же предприятие могло участвовать в нескольких сбытовых союзах. Любое общество могло быть об­разовано только по разрешению правительства, условия дея­тельности оформлялись в виде устава.

В уставе должны были быть отражены следующие положения:

цель образования,

точное наименование и местонахождение,

капитал компании, количество и номинальная цена акций и т. д.

Эта видимая строгость учредительства оставляла большие возможности для злоупотреблений со стороны и чиновников, и предпринимателей, а также нарушало экономические законы и нормальный экономический процесс.

В начале XX в. в России утвердилась и наиболее сложная форма монополистического объединения, основанного на сис­теме участий, связывающим звеном которого являлась так на­зываемая холдинг-компания - держательская или контрольная компания, специально созданная для сосредоточения конт­рольного пакета акций объединяемых предприятий. В россий­ских условиях была найдена особая форма организации таких монополий. Роль холдинг-компаний российских объединений играли общества, учрежденные за границей. Крупнейшими мо­нополиями такого рода были Нефтяной трест (1912) и Та­бачный трест (1913).

Деятельность монополий предполагала определенную глас­ность, оглашение в соответствии с требованиями законов опре­деленного круга сведений об акционерных компаниях. Разви­тие капиталистических отношений повышало интерес к информации о промышленности, торговле, транспорте, банках. Сами капиталисты были заинтересованы в гласности, которая позволяла им рекламировать свою продукцию. Предпринимате­ли находили в прессе последние биржевые курсы и новости деловой жизни, акционеры - сведения об ожидаемых дивиден­дах, о возможности вложить средства, интеллигенция - статьи специалистов о новых явлениях в народнохозяйственной жиз­ни, обыватели - критику синдикатов, сведения о гигантских "заработках" магнатов финансового капитала и скандальные разоблачения их противозаконной деятельности. Газеты публи­ковали текущую хронику акционерной и коммерческой жизни, ежедневные биржевые курсы акций крупнейших предприятий, подробные отчеты о состоявшихся собраниях акционеров, соб­ственные прогнозы, оценки, комментарии, слухи.

Противоречие между юридическим запрещением и так­тической дозволенностью монополистических объединений "обусловило некоторые специфические черты отражения их деятельности в источниках. Газеты, достаточно широко осве­щавшие... факты подготовки и создания монополистических объединений, весьма скупо писали об их целях и характере дея­тельности". Мало писали и о государственномонополистическом капитализме. Даже термины использовались соответ­ствующие - не синдицирование и трестирование, а "орга­низация промышленности", "установление ближайшей деловой связи", "общность интересов". Централизация капитала в руках государства и концентрация в руках компаний означала двой­ную монополию, которая сочетала экономическую власть.

В целом в России монополии возникли гораздо раньше, чем свободное предпринимательство успело исчерпать себя. Моно­полии часто заменяли собой плодотворную форму организации предпринимателей и предприятий - акционерную компанию. Объединение капиталов и усилий полезно только в том случае, когда сфера деятельности не монополизируется; если же это происходит - следствием является застой и отставание. Это не­выгодно в конечном итоге ни предпринимательству в целом, ни самим монополистам. Поэтому государство может взять на себя обязанности регулирования этого процесса, создание антимо­нопольного законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: