Товар – продукт, который удовлетворяет какие-либо потребности человека и производится не для собственного потребления, а для обмена или продажи.
Свойства товара:
- Полезность товара – способность удовлетворять какую-либо потребность
- Способность к обмену. Формула обмена Т-Д-Т.
Деньги – особый товар, который выполняет на рынке роль всеобщего эквивалента (измерителя стоимости всех товаров).
Первоначально роль денег выполняли значимые товары, золото и серебро в слитках, монеты, бумажные деньги.
Свойства денег:
- Портативность(легко умещаются в кармане)
- Однородность (10 рублей железными = 10 рублей бумажными)
- Стабильность
- Узнаваемость
Функции денег:
- Средство обращения (делают обмен более простым).
Количество денег, необходимых в обращении рассчитывается по формуле Фишера:
М – количество денег в обращении
V – скорость обращения
Р - уровень цен в национальной экономике
Q – количество проданных за год товаров и услуг (реальный ВВП)
По закону денежного обращения Маркса, количество денег, необходимых в обращении определяется формулой: сумма цен товаров разделить на количество оборотов каждой денежной единицы.
|
|
2.Мера стоимости.
Масштаб цен – определенное количество денежного
товара (золота), которое принимается за денежную единицу. Он устанавливается государством.
- Средство накопления. Капитал – самовозрастающие деньги. Формула накопления: Д-Т-Д’; Д’ > Д
- Средство платежа
- Ликвидность – возможность поменять деньги на другое имущество с наименьшими потерями.
- Мировые деньги(золото, конвертируемая валюта). Конвертируемость – возможность использовать валюту в международных платежах, свободно поменять её на другую валюту.
Виды денег:
- М 0 – наличные деньги в обороте
- М1 – деньги для сделок (наличные и чековые вклады)
- М2 – М1 + бесчековые сберегательные вклады + мелкосрочные вклады до 100000долларов
- М3 – М2+ крупные вклады
- L – М1+М2+М3+ценные бумаги
Банковский мультипликатор – показывает, насколько увеличилась денежная масса за определённый промежуток времени.
Инфляция – снижение покупательной способности денег в виду их чрезвычайного переполнения.
Виды инфляции:
- Умеренная или ползущая – рост цен не больше 20% в год
- Галопирующая – до 200%
- Гиперинфляция – до 1000%
- Сбалансированная – цены на все товары и услуги растут приблизительно одинаково
- Непредвиденная – от неё выигрывают заёмщики, правительство, хранящие сбережения в виде недвижимости или драгоценностей
- Инфляция спроса – когда доходы населения растут быстрее, чем реальный объём товаров и услуг
- Инфляция издержек. Склонна к самопогашению.
- Структурная. Сочетает элементы инфляции спроса и предложения. Деньги уплывают в финансовые спекуляции, в реальном секторе – задержки зарплаты.
Деноминация – изменение номинальной стоимости денежных знаков с обменом по определённому соотношению на новую денежную единицу.
|
|
Дефляционная политика – активная борьба с инфляцией.
Дезинфляция – замедление темпов инфляции.
Инфляционная спираль – взаимодействие повышения цены и зарплаты, при котором повышение цен обуславливает необходимость повышения зарплаты, а её повышение ведёт к росту цен.
Кривая Филипса показывает соотношение между годовыми темпами роста безработицы, инфляции и заработной платы.
С повышением зарплаты падает безработица, но повышение зарплаты – это рост издержек, а следовательно – повышение цен. Для снижения цен на 1 %, безработица в течение года должна быть на 2 % выше естественного уровня.
Стагнация – нулевые темпы развития экономики.
Стагфляция – одновременный упадок производства и рост цен.
Девальвация – уменьшение золотого содержания денежной единицы.
Нуллификация – объявление старых обесценившихся денежных знаков недействительными.
Ценные бумаги – денежные документы.
Виды ценных бумаг:
- Акция – ц.б., удостоверяющая внесение её владельцем денежных средств, дающая право на участие в управлении АО, на получение части прибыли в виде дивиденда и части имущества, в случае ликвидации предприятия.
Акции выпускаются на неограниченный срок и не подлежат погашению.
Виды акций:
А) простые или рядовые – право голоса, не гарантированы дивиденды
Б) привилегированные или преференциальные – нет права голоса, фиксированные дивиденды.
- кумулятивные (по ним дивиденды)
-конвертируемые (можно поменять на обыкновенные)
-возвратные (их может отозвать АО)
Акции могут расщепляться и консолидироваться. При расщеплении одна акция превращается в несколько. Уровень годового дивиденда рассчитывается по формуле: У = Д / Р х 100 %, где Д- годовой дивиденд; Р – цена приобретения акции.
2. Облигация – ц.б.,удостоверяющая внесение её владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство организации, выпустившей ц.б. (эмитента)возместить номинальную стоимость этой ц.б. в предусмотренный срок с выплатой %. Облигации могут выпускаться государством и АО. Доход по гос.облигациям выплачивается в форме выигрышей, по облигациям – в виде % от номинальной стоимости облигаций. Облигации отличаются от акций тем, что их владельцы не являются членами АО и не имеют право голоса.
3. Сертификат – письменное свидетельство банка о вкладе денежных средств, удостоверяющее право владельца на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему.
4. Вексель – банковское обязательство.
5. Закладная - ц.б., документ о залоге должником недвижимого имущества, дающий кредитору право продать заложенное имущество при невыплате долга в срок.
6. Ваучер – государственная ц.б., дающая право на долю в государственной собственности.
7. Чек – ц.б., письменное распоряжение владельца счёта банку выдать другому лицу или перевести на счёт другого лица определённую сумму денег, указанную в чеке.
Фондовая биржа – биржа, на которой продаются ценные бумаги и валюта.
Биржа – регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи.
Бык – спекулянт, играющий на бирже на повышение цен на товары.
Медведь – спекулянт, играющий на понижение
цен.
Брокер (маклер) – отдельное лицо или фирма, специализирующиеся на посреднических биржевых операциях, за которые получают вознаграждение в форме определённого процента с суммы сделки.
Дилер – отдельное лицо или фирма, занимающиеся куплей-продажей ц.б., их прибыль формируется благодаря разнице курсов (цен) продавца и покупателя, а также за счёт изменения цен во времени.
|
|