Психика - совокупность душевных процессов и явлений (память, воля и пр.).
Память - процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование.
Воля - сознательное стремление к осуществлению чего-либо.
Мышление - обобщающее отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними.
Роль мышления:
- позволяет познать окружающий мир
- развивает способность к творчеству
- целеполагание
- накопление опыта
- развитие способностей человека
- преобразование окружающего мира(изобретения0
Виды мышления:
- наглядно-образное
- абстактно-логическое
- предметно-действенное
1. теоретическое (познание мира)
2. практическое (постановка целей, выработка планов)
- логическое
- интуитивное
- репродуктивное (воспроизводство)
- продуктивное (творчество)
Сознание - высшая, присущая только человеку и связанная речью функция мозга, целенаправленное и обобщенное отражение действительности.
Первым исследовал структуру сознания Фрейд. Он выделил:
|
|
- Ид- Подсознательное или Оно- биологические потребности+ вытесненные желания, является строительным материалом для личности.
- Эго- Сознание или Я — внутренний ограничитель человека, ответственно за контакты с окружающим миром.
- Суперэго- Сверхсознание или Сверхя — нормы поведения, стереотипы, нравственные чувства человека.
Либидо - сексуальный или половой инстинкт.
Сублимация - переключение либидо на другую деятельность.
Свойства сознания:
- идеальность (независимость от существующей действительности- 2*2=4)
- интенциональность (направленность на какой-либо предмет, никогда не думаем ни о чем)
- идеаторность(творческое начало)
- субъективность
Бессознательное - совокупность психических процессов, функций, операций, представленных в структуре сознания.
Бессознательное:
- не отделяет себя от объекта
- не обладает механизмом психических связей
-не производятся причинно-следственные связи
-проявляется в простых психических реакциях.
Виды бессознательного:
- никогда не осознаваемое (инстинкты, влечения, реакции)
Инстинкт - целесообразное поведение без осознания цели, ситуация при которой осуществление одного рефлекса приводит к осуществлению другого.
Рефлекс - реакция, не поддающаяся сознательному контролю, бессознательный ответ организма на раздражение.
- ранее осознанная деятельность, которая в процессе воспитания превратилась в стереотипы поведения.
Стереотип - принятый в обществе образец.
- сверхиндивидуальное бессознательное (типичные образцы поведения, которые не оспариваются)
Юнг различал личное (детские впечатления) и коллективное (мифы, фольклор, сновидения) бессознательное.