Половые различия

Групповые различия

Рост и снижение

Лонгитюдные исследования возрастных изменений интеллекта, проведенные с использованием традиционных тестов, показали, что в детстве наблюдается медленный рост его показателей, а при достижении взрослого состояния наступает его некоторое снижение. Однако следует заметить, что интеллектуальные тесты измеряют комбинацию определенных черт и что природа этих черт с возрастом меняется. Так, IQ, младенца представляет преимущественно сенсомоторное развитие, в то время как в более позднем возрасте он начинает зависеть от вербальных и других абстрактных функций.

Выполнение интеллектуальных тестов продолжает улучшаться по меньшей мере до 20-летнего возраста. У высокоинтеллектуальных людей, в особенности имеющих университетское образование, а также у тех, кто занят умственным трудом, такие улучшения могут продолжаться в течение всей жизни. В более простых случаях тестируемые способности имеют тенденцию снижаться после 30 лет; в наибольшей степени ухудшается решение задач на скорость реакции, зрительное восприятие, на выявление абстрактных пространственных отношений. Пожилые люди тоже могут обучаться, однако с большим трудом, в особенности когда задача конфликтует с устоявшимися навыками.

Исследования с помощью метода поперечных срезов, использующие разных представителей разного возраста, могут дать обманчивые результаты ввиду невозможности сравнения групп по уровню образования, культуры и другим условиям.

Данные показывают, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механических отношений, математическим рассуждениям, а женщины превосходят мужчин по ловкости рук, скорости восприятия, счету, памяти, беглости речи и другим задачам, включающим речевые навыки. Среди основных личностных черт у мужчин в большей степени выражены агрессивность, мотив достижения, эмоциональная стабильность, а у женщин — социальная ориентация. Половые различия способностей и черт личности зависят как от биологических, так и от культурных факторов. Влияние биологических условий может быть совсем прямым, например роль мужских половых гормонов в агрессивном поведении, или косвенным, например влияние социальных условий и образования на более быстрое развитие девочек по сравнению с мальчиками. Вклад культуры иллюстрируется широким различием половых ролей в современной культуре и в разные исторические периоды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: