Отклонения от среднего

Структура

Интеллект может быть идентифицирован с коэффициентом интеллекта (IQ), получаемым с помощью интеллектуальных тестов. Такие тесты, по меньшей мере частично, отражают понятие интеллекта, преобладающее в той культуре, в которой они разрабатывались. Большинство современных интеллектуальных тестов измеряют главным образом формальные способности или такие комбинации способностей, которые требуются для успешного получения знаний. Современное тестирование интеллекта началось с создания Альфредом Бине теста для определения интеллектуальной отсталости школьников. Интеллектуальным тестам часто придавали законодательную силу наряду с такими академическими критериями, как школьные отметки, оценка интеллекта учителем, решение о переводе ученика в следующий класс, получение необходимых баллов для завершения образования. Большинство интеллектуальных тестов преимущественно вербальны, с некоторым включением определенных арифметических операций, памяти, с умением рассуждать.

С приходом психологов в практику, с расширением их участия в решении профессиональных проблем и отборе кадров стала повсеместно осознаваться необходимость создания дополнительных тестов для измерения профессиональных способностей.

В результате были созданы специальные тесты для проверки развития технических, административных и других способностей. В то же время основной метод исследования природы интеллекта был сведен к технике факторного анализа. Суть этой техники состоит в статистическом анализе взаимных корреляций оценок по отдельным тестам с целью обнаружения минимального числа независимых факторов.

Примерами таких факторов, или способностей, могут служить: понимание и беглость речи, схватывание количественных отношений и арифметические навыки, скорость восприятия, пространственные представления и понимание механических отношений. Эти выявленные с привлечением факторного анализа функции были определены как относительно независимые вербальные и математические способности. Последние в комбинации с некоторыми специальными способностями, обнаруживаемыми с помощью особых тестов, в настоящее время образуют более расчлененную картину человеческих способностей.

Нижний и верхний крайние диапазоны распределения IQ составляют умственно отсталые и талантливые индивиды. Поскольку это распределение непрерывно, постольку нет резкой границы между данными группами и нормальными индивидами. Результаты тестирования интеллекта показывают, что умственная отсталость обычно сопровождается IQ ниже 70, что составляет от 2 до 3% всего населения.

Определение нормы и умственной отсталости, а также анализ индивидуальных случаев должны основываться не только на измерении IQ, но и на обстоятельном исследовании интеллектуального развития индивида, его образования, социальной компетенции, физических условий и семейной ситуации. Хотя некоторые, довольно редкие формы умственной отсталости и являются следствием дефективной генетической основы, можно отметить существование многочисленных внешних пре- и постнатальных факторов физической и психологической природы.

Группу интеллектуально одаренных составляют дети, у которых IQ выше 140 (1% всего населения). Было показано, что такие дети здоровы, имеют хороший эмоциональный тонус, успевают в школе, имеют широкий круг интересов. По достижении зрелости эти дети часто обнаруживают превосходство также и в специальных видах деятельности.

Другой способ исследования интеллектуально талантливых индивидов состоит в прослеживании жизни и анализе достижений ученых и знаменитых людей прошлого.

Начиная с 1950 г. резко увеличилось число исследований природы и источников креативности. Таким образом, понятие интеллекта расширилось и стало включать в себя целый ряд творческих способностей, которые также пытаются выявлять с помощью факторного анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: