Федеральные органы исполнительной власти

Правительство является высшим органом исполнитель­ной власти в Российской Федерации, но основной объем по­вседневной работы по государственному управлению в раз­личных сферах жизни общества выполняется федеральными органами исполнительной власти. Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных орга­нов исполнительной власти» проведена реформа системы исполнительной власти в России. Указ закрепляет три вида федеральных органов исполнительной власти: министер­ство (орган, осуществляющий функции по выработке госу­дарственной политики и нормативно-правовому регулиро­ванию в определенной сфере деятельности); федеральная служба (орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в определенной сфере деятельности, а также специ­альные функции в области обороны, государственной безо­пасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, общественной безопасности, борьбы с преступностью) и федеральное агентство (орган, осуществляющий в опреде­ленной сфере деятельности функции по оказанию государ­ственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции). При этом федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении феде­ральных министерств, которые осуществляют координацию их деятельности и контроль за ней.

Членами Правительства РФ являются руководители не всех федеральных органов исполнительной власти, а только министры и должностные лица в ранге министра. Ранг министра могут иметь как руководители отдельных феде­ральных служб и федеральных агентств (например, дирек­тор ФСБ России), так и должностные лица, не осуществляю­щие непосредственного руководства никакими ведомствами (так называемые «министры без портфеля»): полномочный представитель Российской Федерации при Европейском со­юзе, полномочный представитель Правительства РФ в Госу­дарственной Думе, Руководитель Аппарата Правительства РФ и др.

Правительство РФ осуществляет общее руководство фе­деральными органами исполнительной власти, за исключе­нием органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвы­чайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бед­ствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Правительство РФ только координирует дея­тельность указанных министерств и ведомств. Наряду с оптимизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти (в соответствии с упоминавшимся Указом Президента РФ количество федеральных министерств сокращено почти вдвое, упразднены такие ведомства, как го­сударственные комитеты, федеральные комиссии, федераль­ные надзоры, многие министерства, федеральные агентства и федеральные службы) административная реформа предпола­гает и оптимизацию функций федеральных министерств и ве­домств, последовательное освобождение этих органов от из­лишних и дублирующих функций посредством передачи этих функций негосударственным структурам.

Федеральные органы исполнительной власти также из­дают свои (ведомственные) акты нормативного и ненор­мативного характера. В настоящее время функцией по осу­ществлению нормотворчества на федеральном уровне наделены только федеральные министерства. Федеральные службы и федеральные агентства по общему правилу осу­ществлять нормативно-правовое регулирование в соответ­ствующей сфере деятельности не вправе. Это возможно только в отдельных случаях, устанавливаемых указами Пре­зидента РФ, речь при этом идет прежде всего о федераль­ных службах и федеральных агентствах, подведомствен­ных Президенту РФ, ФСБ, ФСО, СВР и др.

Ведомственные нормативные правовые акты могут быть изданы исключительно в форме приказа, постановле­ния, правил, инструкции, положения и распоряжения, следо­вательно, различные письма, телеграммы, циркуляры и т.п. нормативными актами быть не могут. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов испол­нительной власти и их государственной регистрации утвер­ждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (с изм. и доп.). На Федеральные органы исполнительной власти возло­жена важная функция - осуществлять регистрацию ведом­ственных нормативных правовых актов:

а) затрагивающих права и свободы человека и гражда­нина;

б) устанавливающие статус общественных объединений;

в) межведомственных.

В субъектах РФ исполнительную власть осуществляют органы, формируемые субъектами РФ; однако на территориях регионов функционируют и территориальные структуры фе­деральных органов исполнительной власти, которые органам государственной власти субъектов РФ не подчиняются. Часть 2 ст. 77 Конституции РФ содержит положение о том, что феде­ральные органы исполнительной власти и органы исполни­тельной власти субъектов РФ образуют единую систему ис­полнительной власти в Российской Федерации. Однако не менее важным является и уяснение границ «исполнительной вертикали»: органы исполнительной власти образуют единую систему только в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместно­го ведения Российской Федерации и её субъектов, а вне этих пределов региональные органы исполнительной власти само­стоятельно осуществляют государственное управление в раз­личных сферах общественной жизни.

Подробная характеристика различных аспектов правово­го регулирования государственного управления в сфере функционирования органов исполнительной власти состав­ляет предмет административного права России.

ТЕМА 25. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Понятия, назначение и структура судебной власти в Российской Федерации.

2. Статус судьи. Единство статуса судей. Мировые судьи в Российской Федерации: порядок назначения (избрания) на должность, компетенция.

3. Органы судейского сообщества. Квалификационные коллегии судей: виды, порядок образования, срок полномочий.

Литература

1. Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный кон­ституционный закон от 12.04.1995 // СЗ РФ. – 1995. – № 18. – Ст. 1589.

2. О судебной системе Российской Федерации: Фе­деральный конституционный закон от 31.12.1996 (в ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 11. – Ст. 1274.

3. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 (в ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 11. – Ст. 1273.

4. О статусе судей в Российской Федерации: Закон Российской Феде­рации от 26.06.1992 (в ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 11. – Ст. 1278.

5. О судебных приставах: Федеральный закон от 04.06.1997 (с изм. и доп. от 29.06.2004) // СЗ РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3591.

6. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 (с изм. и доп. от 05.04.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 15. – Ст. 1278.

7. О третейских судах в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3019.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. на 24.07.2007) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. на 26.06.2007) // СЗ РФ. – 1992. – № 32. – Ст. 3301.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. на 26.06.2007) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья: Федеральный закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ (в ред. на 3.06.2006) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

12. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 21.07.2007) // СЗ РФ. – № 16. – 1996. – Ст. 16.

13. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Фе­деральный закон от 24.07.2002 // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.

14. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Фе­деральный закон от 14.11.2002 (с изм. и доп. от 30.06.2002; 07.02.2001; 29.12.2004) // СЗ РФ. – № 46. – 2002. – 18 ноября. –
Ст. 4532.

15. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ // СЗ РФ. – № 1(ч.1). – 2005. – Ст. 14.

16. Грось, Л. Акты Конституционного Суда РФ и право на судебную защиту / Л. Грось // Российская юстиция. – 1998. – № 11, 12.

17. Зорькин, В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации / В.Д. Зорькин // Журнал российского права. – 2004. – № 12. – С. 3.

18. Кажлаев, С.А. О нормотворчестве Конституционного Суда Россий­ской Федерации / С.А. Кажлаев // Журнал российского права. – 2004. – № 9. – С. 26.

19. Кряжков, В.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ в его интерпретации / В.А. Кряжков // Государство и право. – 2005. – № 11 – С. 13.

20. Кряжков, В.А. Правовые позиции Конституционного Суда России / В.А. Кряжков // Государство и право. – 2004. – № 4. – С. 118.

21. Петров, А.А. Основания отказа в принятии обращения к рассмотре­нию Конституционным Судом РФ / А.А. Петров // Журнал российского пра­ва. – 2004. – № 12. – С. 10.

22. Сасов, К.А. Конституционный Суд в судебной системе: общность задач правосудия и различия в их решении / К.А. Сасов // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 7. – С. 32.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: