Правительство является высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации, но основной объем повседневной работы по государственному управлению в различных сферах жизни общества выполняется федеральными органами исполнительной власти. Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» проведена реформа системы исполнительной власти в России. Указ закрепляет три вида федеральных органов исполнительной власти: министерство (орган, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности); федеральная служба (орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в определенной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, общественной безопасности, борьбы с преступностью) и федеральное агентство (орган, осуществляющий в определенной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции). При этом федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных министерств, которые осуществляют координацию их деятельности и контроль за ней.
|
|
Членами Правительства РФ являются руководители не всех федеральных органов исполнительной власти, а только министры и должностные лица в ранге министра. Ранг министра могут иметь как руководители отдельных федеральных служб и федеральных агентств (например, директор ФСБ России), так и должностные лица, не осуществляющие непосредственного руководства никакими ведомствами (так называемые «министры без портфеля»): полномочный представитель Российской Федерации при Европейском союзе, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, Руководитель Аппарата Правительства РФ и др.
Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Правительство РФ только координирует деятельность указанных министерств и ведомств. Наряду с оптимизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти (в соответствии с упоминавшимся Указом Президента РФ количество федеральных министерств сокращено почти вдвое, упразднены такие ведомства, как государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные надзоры, многие министерства, федеральные агентства и федеральные службы) административная реформа предполагает и оптимизацию функций федеральных министерств и ведомств, последовательное освобождение этих органов от излишних и дублирующих функций посредством передачи этих функций негосударственным структурам.
|
|
Федеральные органы исполнительной власти также издают свои (ведомственные) акты нормативного и ненормативного характера. В настоящее время функцией по осуществлению нормотворчества на федеральном уровне наделены только федеральные министерства. Федеральные службы и федеральные агентства по общему правилу осуществлять нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности не вправе. Это возможно только в отдельных случаях, устанавливаемых указами Президента РФ, речь при этом идет прежде всего о федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных Президенту РФ, ФСБ, ФСО, СВР и др.
Ведомственные нормативные правовые акты могут быть изданы исключительно в форме приказа, постановления, правил, инструкции, положения и распоряжения, следовательно, различные письма, телеграммы, циркуляры и т.п. нормативными актами быть не могут. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (с изм. и доп.). На Федеральные органы исполнительной власти возложена важная функция - осуществлять регистрацию ведомственных нормативных правовых актов:
а) затрагивающих права и свободы человека и гражданина;
б) устанавливающие статус общественных объединений;
в) межведомственных.
В субъектах РФ исполнительную власть осуществляют органы, формируемые субъектами РФ; однако на территориях регионов функционируют и территориальные структуры федеральных органов исполнительной власти, которые органам государственной власти субъектов РФ не подчиняются. Часть 2 ст. 77 Конституции РФ содержит положение о том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Однако не менее важным является и уяснение границ «исполнительной вертикали»: органы исполнительной власти образуют единую систему только в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, а вне этих пределов региональные органы исполнительной власти самостоятельно осуществляют государственное управление в различных сферах общественной жизни.
Подробная характеристика различных аспектов правового регулирования государственного управления в сфере функционирования органов исполнительной власти составляет предмет административного права России.
ТЕМА 25. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Понятия, назначение и структура судебной власти в Российской Федерации.
2. Статус судьи. Единство статуса судей. Мировые судьи в Российской Федерации: порядок назначения (избрания) на должность, компетенция.
3. Органы судейского сообщества. Квалификационные коллегии судей: виды, порядок образования, срок полномочий.
Литература
1. Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 12.04.1995 // СЗ РФ. – 1995. – № 18. – Ст. 1589.
2. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 (в ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 11. – Ст. 1274.
3. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 (в ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 11. – Ст. 1273.
|
|
4. О статусе судей в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 26.06.1992 (в ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 11. – Ст. 1278.
5. О судебных приставах: Федеральный закон от 04.06.1997 (с изм. и доп. от 29.06.2004) // СЗ РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3591.
6. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 (с изм. и доп. от 05.04.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 15. – Ст. 1278.
7. О третейских судах в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3019.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. на 24.07.2007) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. на 26.06.2007) // СЗ РФ. – 1992. – № 32. – Ст. 3301.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. на 26.06.2007) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья: Федеральный закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ (в ред. на 3.06.2006) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
12. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 21.07.2007) // СЗ РФ. – № 16. – 1996. – Ст. 16.
13. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.
14. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 (с изм. и доп. от 30.06.2002; 07.02.2001; 29.12.2004) // СЗ РФ. – № 46. – 2002. – 18 ноября. –
Ст. 4532.
15. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ // СЗ РФ. – № 1(ч.1). – 2005. – Ст. 14.
16. Грось, Л. Акты Конституционного Суда РФ и право на судебную защиту / Л. Грось // Российская юстиция. – 1998. – № 11, 12.
17. Зорькин, В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации / В.Д. Зорькин // Журнал российского права. – 2004. – № 12. – С. 3.
18. Кажлаев, С.А. О нормотворчестве Конституционного Суда Российской Федерации / С.А. Кажлаев // Журнал российского права. – 2004. – № 9. – С. 26.
19. Кряжков, В.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ в его интерпретации / В.А. Кряжков // Государство и право. – 2005. – № 11 – С. 13.
|
|
20. Кряжков, В.А. Правовые позиции Конституционного Суда России / В.А. Кряжков // Государство и право. – 2004. – № 4. – С. 118.
21. Петров, А.А. Основания отказа в принятии обращения к рассмотрению Конституционным Судом РФ / А.А. Петров // Журнал российского права. – 2004. – № 12. – С. 10.
22. Сасов, К.А. Конституционный Суд в судебной системе: общность задач правосудия и различия в их решении / К.А. Сасов // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 7. – С. 32.