1. Узаконенность совершения гусля.
И более достоверное мнение, что это уаджиб. И время, когда его нужно взять начинается с момента начала фаджра и до джума и это мнение Ханифитов, Шафиитов и Ханбалитов.
И есть мнение, что гусль не уаджиб и можно брать с заката солнца, ведь указание идёт именно на день джума, т.е. с вечера четверга.
Ибн Усеймин сказал: «Когда учёные разногласят в каком-либо вопросе о том, как правильно поступить, не имея чёткого далиля, то можно делать как хочешь. Пример: В какой момент надо вставать, когда делают икамат? Ответ: Когда хочешь, ибо нет чёткого и разделяющего далиля когда именно».
Надо понимать слово уаджиб так, как его понимали сподвижники, а не фукаха, как мы делаем это сейчас.
Смысл слова «уаджиб» — «надо поступить таким образом».
Гусль необходимо брать по причине дня пятницы, а не по причине джума-намаза.
2. Одеть отдельную, хорошую одежду и умаститься благовониями.
Сообщается, что Сальман аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: “Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями (, которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на пятничную молитву), и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько было (угодно Аллаху), а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей”». (Сахих аль-Бухари, 883)
|
|
3. Использовать мисвак.
Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Свидетельствую, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Полное омовение в пятницу обязательно для каждого достигшего половой зрелости, (и ему следует также) почистить зубы зубочисткой и умаститься благовониями, если он (сможет) найти (их)”». (Сахих аль-Бухари, 880)
4. Пораньше выйти на джума.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто в пятницу совершит такое же полное омовение /гусль/, какое совершают после большого осквернения /джанаба/, а затем (пораньше) отправится (на молитву в мечеть), уподобится принёсшему в жертву (Аллаху) верблюда; отправившийся (на молитву) во второй час уподобится принёсшему в жертву корову; отправившийся в третий час уподобится принёсшему в жертву рогатого барана; отправившийся в четвёртый час уподобится принёсшему в жертву курицу, а отправившийся в пятый час — принёсшему в жертву яйцо, когда же выйдет имам, ангелы явятся, чтобы послушать (слова) поминания (Аллаха)». (Сахих аль-Бухари, 881)
|
|
5. Желательно идти пешком, если это не составляет трудности.
Шейх Ибн Усеймин сказал: «Если человек далеко живёт от мечети или человек слабый и больной и ему трудно передвигаться пешком, то нет проблем использовать транспорт, чтобы добраться до мечети».
6. Приблизиться к имаму, чтобы лучше слышать его.
Сообщают от Абу Хурайры, сказавшего: «Посланник Аллаха, сказал: «Кто в совершенстве исполнит малое омовение, а затем придет на пятничное собрание и будет слушать внимательно, тому простится все с данного момента вплоть по следующую пятницу и еще три дня остатка. А кто (во время пятничной проповеди) перебирал камешки, тот сделал непозволительное». (Сахих Муслим, 857 и аль-Бухари 883)
7. Тому, кто пришёл на джума, следует сесть лицом к хатыбу.
Передают, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, усаживался на кафедру, мы поворачивались к нему лицом». Этот хадис передал ат-Тирмизи со слабой цепочкой рассказчиков. Однако он усиливается хадисом Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказанным со слов аль-Бара ибн Малика и переданным Ибн Хузеймой. (См. «Булюг аль-Марам 461-462»)
8. Делать много дуа за пророка, алейхи саляту уа салям. Хадис, но в достоверности его есть разногласия.