Ход занятия
Составление описательного рассказа
Занятие 10.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Назови семью»
Логопед показывает картинки, а ребенок называя всю семью, отвечает:
· по картинке, на которой изображена лиса: лис — лиса — лисята — это лисья семья;
· по картинке, на которой изображен медведь:
медведь - медведица — медвежата — это медвежья семья. И т.д.
2. Объявление темы.
Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произошла удивительная история, которую описал В. Бианки. Но прежде скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться. (Ответы детей.)
3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.
- Почему испугался охотник?
- Куда он взобрался от испуга?
- Кто появился на берегу реки?
- Медведица и медвежата — это какая (чья) семья?
- Что стала делать медведица?
- Почему один из медвежат убежал в лес?
- Почему медвежата остались довольны купанием?
- Как вы думаете, охотнику было интересно наблюдать за медвежьей семьей?
|
|
- Расскажет ли он своим друзьям о том, что видел?
- А вы рассказали бы?
4. Физкультминутка.
Я, как белка в колесе, Прыгаю на месте, Чтобы было веселей — Поскакали вместе. | Дети совершают прыжки на месте. |
Раз, два, три, четыре, пять — Начал заинька скакать. | Под счет прыгают 5раз. |
Прыгать серенький горазд — Он подпрыгнул десять раз. | Прыгают 10 раз. |
5. Повторное чтение с установкой на пересказ.
6. Пересказ произведения детьми.
7. Итог занятия.
- Как назывался рассказ?
- Чья семья испугала охотника?
- Что больше всего вам запомнилось из рассказа?
по теме «Одежда» с опорой на схему
Цели:
коррекционно-образовательная:
- обучать детей составлению описательного рассказа;
коррекционно-развивающие:
- расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда»;
- упражнять в употреблении распространенных предложений;
коррекционно-воспитательная:
- воспитание навыков самообслуживания.
Оборудование: предметные картинки: мужская рубашка, детское платье, куртка для мальчика, женский плащ, берет (подбирает логопед); схема описания одежды (по Т.А. Ткаченко).
Предварительная работа: игры «Что из чего — какое?», «Ателье». Чтение сказок Г. X. Андерсена «Новый наряд короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», с обсуждением их содержания.
1. Организационный момент.
Игра «Что из чего — какое?» Сядет тот, кто скажет:
- Платье из ситца (какое?) — ситцевое.
- Рубашка из шелка (какая?) —...
- Шуба из меха (какая?) —... и т.д.
2. Объявление темы.
Логопед говорит о том, что перед занятием почтальон принес письмо для ребят. (Открывает конверт и читает.) Письмо пришло от Карлсона. Он пишет, что на крыше нашел одежду, но не знает, что ему можно носить, а что нет, и просит вас помочь решить эту трудную задачу.
|
|
Мы сегодня попробуем помочь Карлсону. (Логопед выставляет предметные картинки с изображением предметов одежды.)
3. Беседа по картинкам.
- Как одним словом назвать эти картинки?
- Для кого платье, рубашка, куртка, плащ?
- Логопед выставляет схему описания одежды и говорит, что в такой последовательности детям нужно будет рассказывать. (Подробное объяснение схемы.)
- Какого цвета?
- Из какого материала?
- Из каких частей состоит?
- Когда носят?
- Кто носит?
- Может ли надевать Карлсон?
- Как ухаживать?
(Для закрепления навыка составления рассказа объяснение может провести кто-то из детей.)
4. Составление рассказа.
Первый рассказ составляют ребенок и логопед совместно (например, о плаще), затем об остальных предметах одежды дети составляют рассказы самостоятельно.
5. Физкультминутка.
Я умею обуваться, Если только захочу. | Топают ногами. |
Я и маленького братца Обуваться научу. | Руки перед грудью — «маленький братец». |
Вот они, сапожки. | Наклоняются вперед. |
Этот с левой ножки. Этот с правой ножки. | Поглаживающие движения снизу вверх левой и правой ног. |
Если дождичек пойдет, Наденем калошки. (Е. Благинина) | Топают ногами. |
6. Рассказы детей.
7. Итог занятия.
- Кому помогали на занятии?
- О какой одежде говорили? (Мужской, женской, детской.)
Составление рассказа «Зимние забавы»