Примерная тематика эссе

1. Философия как феномен культуры: возникновение, предмет, структура, функции.

2. Философия и идеология: исторический опыт взаимодействия.

3. Философия и наука: исторический опыт взаимодействия.

4. Проблема рациональности в философии.

5. Запад-Восток: два типа рациональности.

6. Буддизм: философия и религия.

7. Античная философия: этапы развития и принципы периодизации.

8. Сократ: философские взгляды.

9. Философия Платона: метафизика, теория познания.

10. Философия Аристотеля: критика платоновской теории идей, учение о познании, категориях.

11. Становление античной диалектики.

12. Человек и картина мира в средневековой философии.

13. Философское учение Н. Кузанского.

14. Специфика миропонимания и характерные особенности философии эпохи Возрождения. Социокультурный смысл понятия «Возрождение».

15. Философия Нового времени: проблема метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

16. Философия Нового времени: учение о субстанции.

17. Философские взгляды основателей субъективного идеализма (Д. Юм, Д. Беркли).

18. Философия природы эпохи Просвещения.

19. Теория познания в эпоху Просвещения.

20. И.Кант о возможностях и границах познания. Критика теоретического разума.

21. Принципы построения и противоречия философской системы Гегеля.

22. Основные принципы антропологического материализма Л. Фейербаха.

23. Философия диалектического материализма: исторические условия и теоретические предпосылки возникновения, основные положения.

24. Философия жизни (А. Шопенгауэр).

25. Феноменология (Э.Гуссерль).

26. Экзистенциализм: направления, этапы развития, основные идеи и представители.

27. Позитивизм: основные проблемы, идеи и представители.

28. Неопозитивизм и постпозитивизм: основные идеи и представители.

29. Неотомизм.

30. Философские взгляды русских революционных демократов.

31. Русская религиозная философия на рубеже 19-го, начала 20-го в.в.: особенности, основные идеи и представители.

32. Русский космизм. Основные проблемы и представители.

33. Становление новой картины мира и философия XX века.

34. Этико-социальные направления древнекитайской философии: конфуцианство.

35. Социально-политическая концепция Платона.

36. Философия Аристотеля: учение о сущности и происхождении государства.

37. Социально-политические взгляды в эпоху Возрождения (Н. Макиавелли о государстве, политике, морали).

38. Социальный утопизм эпохи Возрождения: философия Т. Мора и Т. Кампанеллы.

39. Социально-политические идеи философии Нового времени. Учение о человеке, его разуме и свободе.

40. Проблема человека и социально-политические взгляды философов Просвещения.

41. Основные положения этики. Проблема человека и его свободы в философии Канта.

42. Философия истории Гегеля: Всемирная история и исторический процесс, диалектика свободы и необходимости.

43. Г.Ф. Гегель «Философия права». Основные идеи и положения.

44. Л.Фейербах о социальных функциях религии, причинах ее возникновения.

45. Философские основания этики Фейербаха.

46. «Экономико-философские рукописи» К.Маркса. Концепция деятельностной природы человека.

47. Христианский гуманизм Ф.М. Достоевского. Идея русского христианского социализма.

48. Нравственная философия В.С. Соловьева.

49. Христианские утопии в России. «Философия общего дела» Н.Федорова.

50. Исторический процесс как предмет исследования в русской философии.

51. Теория К.Маркса в России. Основные идеи и представители.

52. Проблема человека в экзистенциальной философии.

53. Проблема человека в Западной философии XX века.

54. Человек. Техника. Природа. Проблемы взаимодействия.

55. Ноосфера как новый этап взаимодействия человека и природы.

56. Сущность диалектико-материалистического понимания истории общества.

57. Диалектика потребностей и целей индивид и общества.

58. Диалектика общественного и индивидуального сознания и развитие личности.

59. Идеология и социальная психология. Диалектика взаимодействия.

60. Культура как мир человека, способ самоопределения личности. Исторические и религиозные типы культуры.

61. Гуманизация общественного бытия человека и проблема социальной ответственности.

62. Ценности, их место и роль в жизни человека. Формы (типы, виды) ценностного отношения человека к действительности.

63. Смысл жизни человека как объект философского познания.

64. Гуманизм как явление культуры: сущность, исторические формы.

65. Социальное прогнозирование и будущее мировой цивилизации.

66. Правовое государство и гражданское общество.

Эссе - что такое, как написать, сочинение, примеры по обществознанию и др.

Что такое эссе

Правильная структура

Классификация

Главные признаки

Правила написания

Основные ошибки при написании

Как проверить

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

В "Толковом словаре иноязычных слов" Л.П. Крысина оно определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме".

"Большой энциклопедический словарь" дает такое определение: "это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь".

"Краткая литературная энциклопедия" уточняет: "Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные".

Некоторые признаки эссе:

наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в этом жанре.

выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Сегодня такой жанр предлагается в качестве задания достаточно часто. Он является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или при трудоустройстве). Конкурс сочинений помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!

Важно написание эссе и для молодого специалиста

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: