Урок № 1

Тема: Основная проблема экономической жизни общества и экономической науки: ограниченность ресурсов и неограниченность потребностей.

- что такое экономика? - кого называют потребителем? - какие процессы происходят в рамках рыночных отношений?

Устный рассказ учителя с элементами лекции и беседы

Экономика – система наук о способах ведения хозяйства человеком. Различают: макроэкономику, микроэкономику, мезоэкономику и суперэкономику. Структурно-функциональными субъектами рыночных отношений являются потребители и производители. Функцию посредничества между ними выполняет рынок. Существует несколько видов рынков (в зависимости от функций, которые они несут). Элементарным субъектом потребления является домашнее хозяйство, а производства – предприятие.

Работа в группах:

1) Составьте схему взаимодействия экономических субъектов в рамках рыночных взаимоотношений

2) Обдумайте причины необходимости защиты прав потребителя и сделайте вывод.

3) Подумайте, почему потребителя называют «королём рынка»?

Устный рассказ учителя с элементами лекции и беседы

В мире потребления мы сталкиваемся с товарами и услугами. Однако их экономическая сущность неравнозначна:

Товар – материальные блага, произведенные для удовлетворения потребностей и созданных с целью обмена.

Услуга – нематериальные блага, произведенные для удовлетворения потребностей и созданных с целью обмена.

Однако, стоит остановиться на том, что миром экономики, в первую очередь, правят потребности. Потребности – что-либо объективно необходимое для поддержания жизнедеятельности и развития личности человека. А. Маслоу предложил классификацию потребностей: низшие и высшие, среди низших различают физиологические и в защите и безопасности, среди высших – социальные, в самовыражении и самоактуализации.

Самостоятельная работа учащихся:

Постройте пирамиду потребностей и приведите примеры каждой группе потребностей.

Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей.

Условием жизни любого человека, семьи и общества в целом является удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище. Но «не хлебом единым жив человек». У каждого из нас есть вполне естественное стремление удовлетворять свои духовные потребности: читать книги, посещать кино и театр, совершать туристические поездки по своей стране или за границу. Люди

должны познавать окружающий их мир, расширять и накапливать свои знания. Поэтому существует объективная потребность в образовании, изучении природы и общества. Любая страна имеет право на обеспечение своей безопасности, государство обязано заботиться об охране окружающей среды, о здоровье своих граждан и т.д., что предполагает существование жизненно важных потребностей общества. Круг потребностей каждого человека и общества в целом постоянно расширяется, а сами потребности становятся не только более многообразными, но и более совершенными. Сейчас, например, никому не нужны галоши или кареты, зато

появились потребности в видеомагнитофонах и услугах авиакомпаний. Потребности каждого человека практически безграничны. Это вполне естественно, так как каждый из нас предпочитает употреблять вновь появляющиеся наиболее высококачественные и экологически чистые пищевые

продукты, носить удобную одежду, соответствующую новой моде, посещать концерты «звезд» эстрады и совершать туристические вояжи в комфортабельных условиях и т. д. Однако подавляющее большинство людей, а возможно, и все люди без исключения, не в состоянии полностью удовлетворить свои потребности. Степень удовлетворения потребностей человека зависит от размера того дохода, который он получает. Но никто не может заработать столько

денег, сколько ему захочется. Поэтому доход любого человека, любой семьи ограничен.

Ограниченность дохода означает, что все без исключения каждодневно решают важную практическую проблему: на что истратить заработанные деньги? Например, члены российской семьи со средним доходом должны решить, какая часть их дохода может быть израсходована на мясо, какая — на масло, какая — на книги и т. д. Они могут хорошо питаться и пополнять свою библиотеку новинками художественной литературы, но тогда им придется отказаться от покупки модной одежды. Для «нового русского» нет вопроса о том, купить ли деликатесы или французский коньяк многолетней выдержки, — и то и другое ему вполне доступно. Но ему приходится выбирать, приобрести ли виллу в Италии на берегу Адриатики или в США близ Сан-Франциско, так как купить обе виллы ему не по карману. Аналогичный выбор приходится делать руководителям или финансовым менеджерам различных фирм. Имеющиеся в их распоряжении

денежные капиталы могут быть очень велики, но в любом случае они ограниченны. Поэтому они вынуждены решать, вложить ли средства в новое оборудование, или купить завод, поставляющий им вспомогательные материалы (например, тару), или построить собственный цех по производству тары. Перед необходимостью выбора стоит и правительство любой страны. Получая в свое распоряжение известную сумму доходов, главным образом в виде налоговых поступлений, оно должно решать, какую часть этих доходов следует выделить на развитие образования, науки и культуры, какую — на охрану окружающей среды, какую — на оборону страны и т. д. Таким образом, и перед домашней хозяйкой, и перед руководителем фирмы, и перед премьер-министром стоит, по сути дела, одна и та же проблема — проблема выбора того, каким образом использовать имеющиеся в их распоряжении доходы. Эта проблема возникает вследствие того, что в любом случае отдельные семьи, крупные или мелкие фирмы и государства обладают ограниченными доходами. Проблемы выбора не существовало бы, если бы все хозяйствующие субъекты общества получали бы неограниченные доходы. Возможность полного удовлетворения всех потребностей людей и общества является давней, но несбыточной мечтой. Существование такого общества не более чем утопия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: