Тема: Продукт экономической деятельности: его структура и назначение

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ - результат экономической деятельности, воплощенный в вещах и услугах. В материально-вещественной форме выступает материальный продукт. В духовном производстве создается интеллектуальный продукт, который включает идеи, открытия и изобретения, новые технологии, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), информационные продукты, произведения архитектуры и искусства. Продукт, создаваемый в сфере услуг, как правило, не имеет вещной формы. Его отличие от вещного продукта состоит в том, что полезный эффект неотделим от процесса производства услуг, например услуг врача, учителя, парикмахера.

Различают промежуточный и конечный продукт. Промежуточный продукт это товары и услуги (например сталь, серная кислота, маркетинговые исследования), которые продаются производителями только производителям, в противоположность конечному продукту, реализуемому потребителям. Промежуточный продукт используется в последующем производстве. Конечный продукт - это вещи и услуги, которые приобретаются в течение года для конечного потребления и в дальнейшем не используются в производстве.

Конечный продукт всей национальной экономики, который произведен в стране в течение года и совокупная стоимость которого выражена в рыночных ценах, образует валовой внутренний продукт (ВВП). С учетом конечного продукта, произведенного за рубежом с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране, он составляет валовой национальный продукт (ВНП).

Любая система призвана решать проблему удовлетворения материальных потребностей общества и рационального использования экономических ресурсов. Этот процесс осуществляется на основе хозяйственной (экономической) деятельности, которую следует рассматривать как совокупность действий, в результате которых происходит преобразование некоторых видов экономических ресурсов в готовый для потребления продукт. Создаются материальные и духовные блага, необходимые для существования и развития человека. Люди удовлетворяют свои потребности в результате производства продуктов для последующего потребления. Экономическая деятельность включает следующие основные элементы: производство, распределение и потребление.

Цель производства – создание благ, отвечающих нуждам и потребностям людей. И производство, и распределение, и потребление связаны с человеком и его потребностями. В результате взаимодействия факторов производства появляются продукты, предназначенные для производственного и личного потребления, - это инвестиционные и потребительские товары. Первые в виде средств производства возвращаются в производство для использования, а вторые – продукты питания, одежда, жилье, услуги – предлагаются для удовлетворения конечных потребностей человека.

Экономическая деятельность осуществляется по трем направлениям:

1. первичное производство (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство, добыча полезных ископаемых и производство энергии);

2. вторичное производство или дальнейшая переработка (отрасли, производящие основные материалы, средства производства, потребительские товары, ремесла);

3. третичное производство или услуги (транспортные предприятия, кредитные институты, образование и наука, гостиницы и рестораны, свободные профессии).

Экономическая деятельность в рамках последнего направления связана с обслуживанием первого и второго секторов или отдельных лиц. Основными участниками в этой сфере являются финансовые институты, страховые, торговые, туристские, транспортные, развлекательные и другие предприятия.
Перечисленные направления экономической деятельности объединяют в две большие группы: производственную, которая охватывает отрасли первых двух направлений, и сферу услуг. Отличия секторов базируются на темпах роста, деловому циклу, структуре цен, размерам и географической ориентации. Между этими группами отсутствует конкуренция, поскольку они являются взаимодействующими и зависящими друг от друга. Это части целого. Производственному сектору нужны обслуживающие фирмы, которые, в свою очередь, нуждаются в производстве необходимых для жизни товаров.

Производственная группа включает добывающую и обрабатывающую промышленность, строительство и сельское хозяйство, а сфера услуг – оптовую и розничную торговлю, транспортные предприятия и биржи, кредитные и страховые институты, консультативные, инвестиционные и аудиторские компании, ярмарки и выставочные комплексы, образовательные и научные учреждения, телекоммуникации, туристические агентства, гостиницы и рестораны. Услуги формируют соответствующую инфраструктуру, которая выполняет следующие функции:

1. помогает участникам экономической деятельности реализовывать свои интересы и повышает эффективность их работы;

2. создает условия для полноценного воспроизводства способности к труду;

3. облегчает процесс регулирования экономических отношений.

Соотношение секторов зависит от степени развития общества. Общемировой тенденцией является перемещение ресурсов из сферы материального производства в сферу услуг. Если в прошлом самой важной сферой было сельское хозяйство, а в последующем – промышленность. То в настоящее время – услуги. Они стали измерителями уровня развития современной экономики. Количество работников, занятых в сфере услуг развитых стран, превышает число занятых в других отраслях вместе взятых. Темпы роста сферы услуг во всех странах мира в два раза превышают темпы роста производственной сферы. В последние несколько десятилетий произошли глубокие изменения в структуре экономики практически всех стран. В индустриальных странах сектор услуг составляет 60-70% в общем объеме национального производства.

Банковское дело, страхование, коммуникации, перевозки, путешествия, развлечения превратились в важнейший источник дохода многих государств. Исключение составляет Россия, где сохраняется низкая доля сферы услуг. В условиях, когда почти все женщины вовлечены в процесс производства, учет такого фактора, как экономия времени, необходимого на покупку товара, ведение домашнего хозяйства, получение кредита, организацию отдыха резко возрастает. При прочих равных условиях, клиенты предпочитают иметь дело с теми фирмами, где приходиться меньше тратить времени на ожидание. Время превращается в самый дорогостоящий товар.

Изменилась и структура каждой сферы. Объем сельскохозяйственной продукции и в меньшей степени зависит от количества земельных угодий, и в большей – от вложенного капитала. Создаются фабрики по производству сельхозпродукции. Меняется структура промышленности. Одни страны развиваются капитало- и наукоемкие отрасли, другие – строят свое благополучие на поддержании отраслей, базирующихся на природных ресурсах.

В результате производственной деятельности создается продукт, предназначенный для распределения и потребления. В обществе формируется сложная система его движения к потребителю. Возникает необходимость в распределении или обмене результатов экономической деятельности. Целью распределения является продвижение продукта к потребителю согласно определенным критериям. При этом учитывается доля, количество, пропорции, в которых каждый субъект экономической деятельности принимает участие в произведенном продукте. Роль распределения возрастает по мере насыщения рынка. Создаваемые продукты экономики (блага) могут распределяться непосредственно или опосредованно через рынок в форме товара. При наличии частного обособления производителей конкретный продукт непосредственно не включается в общественное потребление, а превращается в товар, и только через рыночный обмен обнаруживается его общественная необходимость.

Распределение осуществляется по прямым каналам: производитель – потребитель и через посредника. В первом случае клиент имеет дело только с предприятием или его филиалом. Однако возможно использование косвенных каналов, когда предложение продуктов и услуг происходит через посредника.

Целью потребления является использование результатов экономической деятельности. Оборудование, станки, машины возвращаются в производство для производства и воспроизводства материальных благ. Продукты питания, одежда, жилье, услуги призваны удовлетворять конечные потребности людей. Личное потребление дифференцируется в соответствии с доходами, возрастом, уровнем образования, национальными традициями, климатическими условиями, вкусами, увлечениями, модой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: