История становления музееведения

Тема 5.1. Музееведение как научная дисциплина

Раздел 5. Роль музеев в сохранении культурного наследия и развитии культурно-познавательного туризма

Поземельно-крестьянский банк в Витебске, 1917 г.

Железнодорожный вокзал в Борисове, начало ХХ в.

Дом купчихи Кацнельсон (дерев.) в Бобруйске, 1912 г.

Модерн

Особняк в Бобруйске, 1912 г.

Ампир

Особняк «Охотничий домик» в Гомеле, 1820 г.

Ныне – музей. В его залах представлены: малая гостиная; кабинет; столовая; коллекции картин и старинных часов, собранные Паскевичами.

Примером архитектуры классицизма является сохранившийся до наших дней небольшой жилой дом в Гомеле, построенный недалеко от дворцового ансамбля (ул. Пушкинская). В прошлом здание называлось "охотничьим домиком", сооружено в начале XIX в. по заказу Н. Румянцева. Нередко его именуют "дом-ампир", очевидно из-за художественного решения фасадов.

Главный фасад дома, обращенный к городу, в своей центральной части представлен шестиколонным портиком дорического ордера. Крайние колонны сдвоены, в результате чего особенно выделяется средняя часть со входом в здание. Над портиком возвышается второй этаж в виде мезонина с балконом, выход на который оформлен большой полуциркульной аркой. По сторонам арки — скульптурные вставки. Присутствуют декоративные элементы и в компактных боковых пристройках. Дом необычен по конструктивному решению. Деревянный, срубный, он облицован кирпичом и оштукатурен. Однако использование деталей из арсенала классической архитектуры создает полную иллюзию цельнокаменного сооружения.

Гражданская постройка в формах "модерн" (архитектор К. Тарасов, 1917 г.) — бывшее здание поземельного банка (теперь — ветеринарная академия). Здесь в решении фасадов использованы декоративные элементы псевдорусской архитектуры. Главный вход отмечен килеподобным фронтоном с мозаичным майоликовым панно, в середине которого помещен герб города.


Цель раздела: сформировать представления о музее как средстве сохранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия, а также его роли и возможностях в развитии культурно-познавательного туризма.

Гуманитарные ресурсы – это совокупность материальных и духовных достижений человечества в различных областях науки, культуры, искусства и техники, которые обладают научно-исследовательской, исторической, культурной, эстетической, искусствоведческой, этнографической ценностью. Одной из важнейших составляющих гуманитарных ресурсов являются музеи.

Музей – это средство сохранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия. Музей, как и любой социальный институт, в ходе исторического развития претерпел определенные трансформации.

Во всем мире организацией музеев занимаются профессионалы-музееведы, опираясь на разработки и рекомендации специальной научной дисциплины – музеелогии или музееведения.

Теория и методика музейного дела исследует происхождение музеев, их общественные функции, вопросы комплектования, научного документирования и т.д. Специалистов интересует как подбор и правильное хранение коллекции, так и то, как с максимальным эффектом раскрыть в предлагаемой экспозиции заложенные в музейной коллекции познавательные возможности и духовные ценности.

Воздействие музеев на посетителей, эстетически, психологически и исторически грамотное создание экспозиций и выставок, научное просвещение, популяризация знаний из разного рода областей общественной и политической жизни – только небольшая часть вопросов, которыми занимается музееведение.

Первой попыткой сформулировать некую "музейную теорию" исследователи считают книгу Й.Д. Майора "Ничего не предрешающие общие рассуждения о художественных и естественно-научных собраниях" (Киль, 1674).

В конце XIX в. доктор Й.Г. Грассе вводит в обращение термин музеология в статье "Музеология как наука" (Дрезден, 1883), в которой был обозначен исследовательский потенциал этой области знания и сделана попытка утвердить ее как новую научную дисциплину.

В конце XIX века складывается учение философа-утописта, русского космиста Н.Ф. Федорова — единственного философа, в учении которого значительное место уделено концепции музея. Н.Ф. Федоров значительно расширил представление о значении и возможностях музея.

Актуальные проблемы и пути развития музеев обсуждались на Археологических съездах XIX- нач. ХХ вв., на Предварительном музейном съезде и 1-й Всероссийской музейной конференции.

Значительные достижения в развитии теории были сделаны советскими музееведами 1920-х годов (Н. Романов, Ф. Шмит, И. Грабарь, А. Зеленко и др.), заложившими основу советской музееведческой школы.

Особенно велико с этой точки зрения значение работ Ф.И. Шмита, впервые в отечественном музееведении сформулировавшего понятия типологии музеев, музейной экспозиции и др., предложившего оригинальную классификацию музеев и принципы построения музейной сети.

Состояние советского музейного дела после I Всероссийского музейного съезда не способствовало развитию музееведческой теории, к тому же ряд крупнейших ее представителей был незаконно репрессирован или отстранен от дел (Ф.И. Шмит, Н.И. Романов).

Новый этап развития музееведческой мысли в СССР был связан в первую очередь с деятельностью НИИ краеведческой и музейной работы (в дальнейшем – НИИ культуры, ныне – Российский институт культурологии). Созданная в его стенах и вышедшая в свет в 1955 г. книга "Основы советского музееведения" впервые представила музееведение в качестве цельной системы знаний.

Современный этап становления музееведения как научной дисциплины начинается в 1960-е гг. и связан с деятельностью ученых из СССР и стран Восточной Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: