Топоров В.Н

Способин: «Простой 3-частной называется форма, 1 часть которой – период, средняя часть – также период или ряд построений серединно-разработочного характера, 3 часть является репризой первой части».

Простая 3-х частная форма

Простая 3-частная – это форма, состоящая из 3 частей, каждая из которых обычно не сложнее периода (Мазель, Холопова).

3-частная – одна из самых универсальных по содержанию форм, получившая широкое распространение в инструментальной и вокальной музыке. Она позволяет создать пьесу сравнительно большого масштаба с более контрастным и многосторонним развитием образа, чем форма периода.

Музыкальный классицизм утвердил такие зеркально симметричные формы в качестве эталона (в эпоху барокко эталонной считалась 2-частная).Совершенство этой формы, как определялось французской музыкальной эстетикой, связано с ее симметрией и завершенностью. А в немецкой эстетике 18 века части 3-частной формы воспринимались по риторической формуле: 1 часть – изложение мысли, 2 часть – обсуждение мысли, 3 часть – возвращение и утверждение первоначальной мысли.

Простая 3-частная близко примыкает к двухчастной репризной. Но середина и реприза здесь – это два самостоятельных этапа, причем реприза воспроизводит весь 1 период, а не его часть.

В зависимости от того, что представляет собой середина, различают 2 разновидности простой 3-частной формы: однотемная и двухтемная (по другой классификации – с развивающей серединой или контрастная).

Область применения: инструментальная миниатюра (например, прелюдии, этюды, ноктюрны, отдельные пьесы), романсы, части фортепианных сюит и циклов, часть более крупной формы (сложной 3-частной, рондо, вариаций, одна из партий в сонатной форме), номер классического балета, вокальный номер в опере.

1 часть – период любой структуры - простой или двойной, слитный или из 3 предложений, повторного или неповторного строения, квадратный или неквадратный, однотональный или модулирующий.

Его отличает экспозиционный тип изложения. В отличие от простой 2-частной, в этом первом периоде часто встречается расширение. Заканчивается первая часть в основной тональности каденцией (полной, реже половинной) или модулирует в тональность середины:

· Чайковский. Хор «Девицы-красавицы» («Евгений Онегин»), A-H,

· Бетховен. Соната 1, Менуэт. Период из 3 предложений.

Некоторыми особенностями отличаются простые формы в романсах. Структура первого периода бывает более свободной, неквадратной, он чаще, чем в инструментальной пьесе, заканчивается половинной каденцией. Все это обусловлено связью с текстом, который вносит в построение значительную смысловую завершенность и ясность.

Вторая часть (середина). В 3-частной форме редко соблюдаются пропорции между частями, характерные для 2-частной формы. Середина может быть равна 1 части, превышать ее размеры или быть намного меньше.

· Шуман. «Эстрелла», 12+16+8,

· Бетховен. Соната № 20, 8+4+8,

· Шопен. Мазурка ор 17, 4 (маленькая середина),

· Рахманинов. Концерт № 2, 2 часть (большая середина).

В самом простом случае середина может представлять точную или варьированную транспозицию темы первой части в побочную тональность. Такая 3-частная форма называется однотемной:

· Вебер. Вальс D-dur из оперы «Вольный стрелок»,

· Шопен. Мазурка D-dur ор. 33 № 2.

Середина – гармонически неустойчивый раздел, начинается на неустойчивой гармонии или в подчиненной тональности. Завершается середина на доминанте главной тональности или на тонике доминантовой тональности. Для середины характерен развивающий тип изложения, т.е. неустойчивость, секвенции, отклонения, органный пункт на доминанте. Иногда вводятся полифонические приемы развития: канон, имитация и др.

Редкий случай - в музыке Прокофьева, у которого, благодаря тенденции к тоникализации гармонии, встречаются устойчивые середины, начинающиеся и заканчивающиеся полным кадансом и тоникой: «Утро», «Дождь и радуга» из «Детской музыки», но это скорее исключение, а не правило.

Чаще встречаются середины, которые строятся на развитии тематических элементов 1-го периода. По сути– это мотивная разработка экспозиционной темы, редко – связка. Развивающая простая 3-частная (можно сказать «разработка, замкнутая повторностью») имеет важное качество – сквозное развитие: в начальном периоде обычна модуляция, середина продолжает тональное развитие, в 3 части также будут заметные изменения (так простая 3-частная унаследовала черты старинной 2-частной формы, для которой характерен непрерывно-сквозной тип развития). Часто в развивающей форме середина – мост-связка между крайними частями:

· Чайковский. «Баркарола»,

· Бетховен. Соната № 1, Менуэт, 1 часть.

В танцевальных пьесах появляется другой тип середины - контрастирующая, на новом материале. В этом случае тема имеет экспозиционный тип изложения, четко оформленную структуру (например, период). Такие контрастные темы в форме могут объединяться программным замыслом или жанровой однотипностью:

· Шопен. Мазурки ор. 33 № 3 (середина – повторенный с вариантом период); ор. 59, № 1 (а также №№ 4, 11, 16, 18, 24, 28, 37, 40, 43), Ноктюрны № 4, 20,

· Шуман. «Карнавал»: «Благородный вальс» (Vаlse noble),

· Глинка. Романс «Ночной зефир»,

· Рахманинов. Прелюдия № 1, cis-moll,

· Шуберт. Цикл «Зимняя дорога»: «Весенний сон»,

· Чайковский. Интродукция к «Пиковой даме»,

· Прокофьев. Мимолетность № 4,

· Чайковский. Симфония № 5, ПП 1 части (она состоит из 3 тем, объединенных лирическим характером).

Возможны и переходные типы середины: совмещение контрастного нового материала с неустойчивостью, подобной развивающей части:

· Григ. Ноктюрн.

Существует тип составной середины, т.е. состоящей из 2 и более тем:

· Шопен. Мазурка gis, ор. 33 № 1 (развитие первой темы и новая тема в H-dur),

· Шопен, Ноктюрн cis-moll (посмерт.), с двумя темами в середине.

Основная цезура 3-частной формы (полный совершенный каданс) находится на грани между 1 и 2 частями, а перед репризой грань смягчена предыктом, неустойчивой доминантовой гармонией. Но есть и другие примеры – начало середины не представляет яркое событие, и смягченный переход может быть между 1 и 2 частями, а к 3 части – резкий переход:

· Даргомыжский. «Мне грустно».

Третья часть простой 3-частной формы – реприза. Это самостоятельный раздел, утверждающий основную тему и тональность, Ее функция – завершение формы, создание зеркально-симметричного равновесия формы.

Помимо резюмирующей функции, реприза иногда становится участком нового развития (тематического и динамического). В связи с таким разнообразием целей реприза имеет много разновидностей.

Точная реприза:

· Шопен. Полонез A-dur, 1 часть.

Точная (буквальная) – может не выписываться, обозначается Da capo.

Варьированная, причем средства варьирования могут быть разными – мелодические, фактурные, ритмические, с заменой лада. Иногда реприза обогащена элементами полифонии:

* Дебюсси. «Лунный свет»,

* Шопен. Этюд № 3 (вместо периода – предложение),

* Шопен. Ноктюрн № 13, 1 часть,

* Бетховен. Соната № 10, финал, тема рефрена,

· Бетховен. Соната 1, Менуэт, 1 часть,

· Совершенно меняет облик новая гармония и фактура в Мимолетности № 2 Прокофьева,

· Уникальный случай – зеркальная перестановка темат-х элементов в Мазурке Шопена № 28.

Структурные изменения: усечение

- вместо периода повторного строения – период

единого строения):

* Шопен, Ноктюрн cis-moll (посмерт.) – 12 тт. вместо 8+8,

- вместо повторенного периода – однократный:

* Шопен, Этюд C-dur ор.10,№7,

* Этюд fis-moll, ор.25, №2.

- вместо двойного периода – простой:

* Шопен. Прелюд d-moll, № 24.

С расширением. Репризный период более развитой, чем в экспозиции:

· Бетховен. Соната № 4, 3 часть (1 предложение =8 тт, 2 предложение с разработкой = 36).

Расширение реприз впервые получило применение у Шопена (например,

· Экспромт f-moll, Фантазия-экспромт, Этюд f-moll).

- Новая волна нарастания в репризе:

* Шопен. Мазурка № 37;

- появление громкостного и фактурного усиления, но без внутренней переработки образа:

* Рахманинов. Прелюдия № 1;

Реприза тональная, т.е. в основной тональности, но на новой теме.

Такие формы встречаются в вокальной музыке, оперной:

· Мендельсон. Песня венецианского гондольера g-moll, № 6 (форма АВС, а основная тема напоминается в коде).

Такую форму иногда называют безрепризной 3-частной (АВС, АВА1, АА1В – вариантность без контрастов или вариантность, замыкаемая контрастом, даже с чертами сюитности). Эти формы часто встречаются среди старинных танцев (например, гальярды) в творчестве Берда, Булля.

· Григ. Спрингданс ор 38 №5, где 2 часть – типичная доминантовая середина, но в 3 части – новая мелодия, лишь ритмически родственная теме 1 части.

· Шопен. Прелюдия № 8 – форма со свободным развертыванием, с преодолением границ между частями. (7+8, с 25-26 тактов - тональная реприза)

Третья часть в такой форме имеет функцию завершения, репризности, если есть интонационные связи с 1 частью, повторение тонального плана, или отыгрыш, или новая тема в том же характере, что и первая:

· Чайковский. Интродукция к опере «Пиковая дама».

Синтетическая - соединение в репризе элементов основной темы и середины:

* Дебюсси. «Девушка с волосами цвета льна»,

* Мендельсон. Песня без слов №№ 1, 7, 30.

Динамизированная реприза. В эпоху романтизма появляются миниатюры в простой 3-частной форме с различными модификациями структур. Разнообразное применение получили динамические формы, где начальный музыкальный образ существенно изменяется: из сдержанного становится взволнованным, из лирического – драматическим; из скорбного – ликующим. Это вид репризы (на нее приходится кульминация), где качественные изменения подняли музыку на новую ступень напряжения и создали в произведении единую линию сквозного развития. Они особенно характерны для произведений Чайковского, Рахманинова, Скрябина.

· Мендельсон. «Песня без слов» № 27 (траурный марш, в нем значительное гармоническое варьирование),

· Рахманинов. Прелюдия № 1, cis-moll,

· Чайковский. Ариозо Ленского, 1 картина,

· Чайковский. Романс «Забыть так скоро»,

· Бетховен. Соната № 15, 1 часть.

Простая 3-х частная форма может иметь вступление и коду. Вступление к простой 3-частной форме чаще указывает на повествовательно-балладный характер пьесы:

· Шопен. Прелюд cis-moll.

Кода – заключительное построение, нередко начинающееся вторгающимся кадансом в главной тональности. Чаще всего в коде кратко резюмируется, а затем растворяется в общих формах движения (гаммообразных) главная или единственная тема. Характерна устойчивость (утверждение Т, органные пункты), которая направлена на свертывание развития и снятие напряжения:

* Чайковский. «Осенняя песенка».

Как в простых 2-частных, так и в простых 3-частных возможны повторения частей: 1 период отдельно и вместе вторая и третья части. Формула АВА+ВА. Эта структура называется

3-5 частная:

* Бетховен. Соната 1, Менуэт (а(а)ва ва),

* Шопен. Ноктюрн 15, f-moll (а(а)ва1 ва2),

* Глинка. «Ночной зефир» (АВАВА).

Но, если при повторении частей тема транспонирована в другую тональность или имеют значительные изменении темы, по сравнению с первоначальным проведением, то такого рода форма называется двойной 3-частной. Сравнительно редко, но середины также могут изменяться при повторении:

· Бетховен. Траурный марш из сонаты № 12 (вначале 1 период модулирует из as-moll в Ces-dur, а повторение из h-moll → D-dur),

· Лист. Ноктюрн «Грезы любви» (а + в + а1 + в1 + а2 + кода).

12 10 12 23 16 9

Такие формы больше характерны для композиторов-романтиков, соединявших куплетные повторы материала с активным поэмным его развитием:

· Шопен. Ноктюрн ор.27 № 2 (однотерцовое соотношение тональностей двух середин, тематический синтез в последней репризе, кода).

Редкий вид – тройная 3-частная:

*Шуман. «Эвзебий» (А (аа) ВА1В1А2В2А3), где период из 2 тождественных предложений (4+4) при дальнейшем повторении становится одним предложением в функции периода.

Достигаются значительные изменения в фактуре, динамике также при повторении середины.

Историческое развитие 3-частной формы. Появилась довольно давно, но уступала формам развивающим, вариантным, контрастным, т.к.реприза медленно завоевывала место среди норм музыкального формообразования. но простая 3-частная форма оказалась очень гибкой, способной применяться к различным типам образно-тематического содержания. Среди наиболее старых образцов применения: часть мессы – «Аллилуйя» в безрепризной 3-частной, танцы для виолы (14 в.), песни Г.Сакса (16 в.).

Расцвет 3-частной начинается с эпохи венского классицизма. Форма отвечала классическим требованиям соразмерности, и в то же время создавала возможности для тонального и тематического развития. Одно из завоеваний стиля – тематические и структурно переработанные репризы.

Эволюция формы в 19 веке шла к произведениям самостоятельного характера., от малых форм к масштабным, от точной репризы к ее динамизации, к тональной перекраске, варьированию. В творчестве композиторов-романтиков появляются простые формы большого масштаба:

* Рахманинов. Концерт № 2, 2 часть.

В ХХ веке при усложнившимся гармоническом языке остается соотношение каденций. Зато теперь решающую роль в создании целостности формы играет фактура, тембровая окраска, ритм и общая конфигурация ритмического рисунка.

Остались два коренных свойства 3-частной формы – ее стройность и строгость, простая и убедительная логика, с другой стороны – многообразие вариантов.

Родство репризной 2-частной и 3-частной приводит к возникновению промежуточныхвидов. Имеется в виду степень развитости репризы и середины, например - малая середина при полной репризе и наоборот, сокращенная реприза при развитой середине:

· Скрябин. Прелюдия ор 11, 7 – больше 3-частности (реприза-предложение, оно расширено).

· Шуман. «Отчего?» Середина развита, как бы в расчете на 3-частную, но зато реприза – это 3 проведения начальной фразы, форма ближе к 2-частной.

Встречаются другие примеры, в которых разделы формы и их функции можно трактовать по-разному:

· Бетховен. Траурный марш из сонаты № 12.

Первые 8 тактов – сложный период, следующие 8 тактов звучат на тритон выше последней тоники. Эту форму можно трактовать и как 2-частную, где 4 такта в as-moll– включение (8+8, 4+10), и как 3-частную, где 8+ (8 и 4) +10, благодаря особенностям тонального плана.

Частая ошибка – если повторение выписано, то можно принять за период сумму 2 проведений одного предложения (но там полное тождество каденций) и принять 3-частную форму за 2-частную:

· Шопен. Ноктюрн ор 9, №2.

В спорных случаях в пользу 3-частной формы выступают следующие факторы:

- если реприза имеет форму полного периода,

- если она велика и динамизирована,

- развитая середина и наличие связки перед репризой,

- форма близка к 3-частной, когда в репризе одно предложение, но

масштабы в целом велики (особенно в музыке медленного темпа):

*Рахманинов. Музыкальный момент Des-dur.

- часть сонатно-симфонического цикла:

* Чайковский. Симфония № 6, 4 часть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: