Центр всего сакрального пространства отмечается алтарём, храмом, крестом, мировым древом, мировой осью, пупом земли, камнем, горой, высшим персонифицированной сакральной ценностью.
К центру ведёт путь. Путь связывает самую отдалённую периферию, все объекты с высшей сакральной ценностью.
Путь в горизонтальном пространстве стал той осью, на которой создавались различные эпические формы народной словесности, прежде всего – сказка. В сказке герой отправляется на периферию пространства, которая отличается особой опасностью, там концентрируются злые силы. Более того, место, к которому приезжает сказочный герой, часто находится вне пространства, в том остатке не-пространства, хаоса, где решается и судьба героя, и самого этого места. Победа героя обозначает освоение пространства, приобщение его к космизированному, организованному, культурному пространству.
Такая же задача решается во многих традициях в специальных ритуалах освоения пространства:
- обход территории по периметру;
- операция освоения центра (или 2-х центров): передний угол и печка;
- освящение ключевых точек с помощью жертвоприношения, помещение в них сакральных ценностей (крест, икона), оберегов, амулетов, заговаривание.
Многие тексты, которые описывают путь, очень подробно характеризуют объектную структуру пространства. Начальная и конечная точки пути, как правило, соединяются с временными моментами (утренняя заря, появление звезды и т.п.). Объектная структура пути очень точно указывает все грани перехода между своим пространством и чужим.
|
|
Особое внимание уделяется
- началу и концу (пределу);
- границам и переходам (порог, дверь, мост, лестница, окно и др.).
Это указывает на способность мифопоэтического сознания
- дифференцировать пространство;
- определять семантику его частей, особенно тех ключевых точек и моментов, от которых зависит безопасность человека.
Поэтому особое внимание уделяется дурному пространству (болото, лес, ущелье, развилка дорог, перекрёсток).
Наряду с универсальными чертами в мифопоэтических традициях можно увидеть различия, связанные с особенностями жизни людей.
Французский археолог и этнограф А.Леруа-Гуран пишет, что для бродячего охотника пространство – это путь, трасса его кочёвок. Кочевник воспринимает пространство динамически, он через него двигается. Для таких народов пространство имеет линейную и динамическую форму. Это особенно отражается в мифах о культурных героях. Они совершают свои подвиги на пути своих странствий. Это очень древние мифологии. Они остались в наскальной живописи палеолитического периода. В этих рисунках композиция развёртывается линейно иногда на протяжении километров (пещеры Ляско, Нио и др.).
|
|
Земледельческие народы и народы городской культуры воспринимают пространство иначе, в виде серии концентрических кругов, которые расходятся от сакрального центра и затухают, приближаясь к границам неведомого. Форма пространства, таким образом, – статическая или радиальная.
Архаические представления о пространстве и о роли пути в становлении героя надолго пережили мифопоэтическую эпоху. Следы мифопоэтического понимания пространства сохраняются в произведениях античной литературы – в романе «больших дорог», авантюрном романе, романе испытания, биографическом романе. Но в них уже, конечно, заметен процесс демифологизации, десакрализации пространства. В античном романе пространство уже в некоторой степени абстрактно, экстенсивно, полно случайностей; герой пассивен и механистичен в отношении пространства и времени; пространство и время связываются неконкретизированно.
Рыцарский роман средневековья практически продолжает эту линию. Но, можно сказать, любое полноценное описание пространства отсылает нас к мифопоэтической традиции (Гофман, Данте, Гёте, Гоголь, Достоевский, Пруст, Джойс, Кафка, Т.Манн, Г.Гессе, А.Белый, А.Платонов и др.).
Путь
Постоянное и необъемлемое свойство пути – его трудность. Путь строится по линии всё возрастающих трудностей и опасностей, поэтому преодоление пути – подвиг, подвижничество.