Особенности малых фирм

Структуры ИО

В зависимости — от масштаба производства и объема продаж, номенклатуры выпускаемой продукции; сложности и уровня унификации продукции, уровня специализации, концентрации, комбинирования и кооперирования производства, степени развития инфраструктуры региона, международной интегрированности организации структура ИО может быть линейной, функциональной, линейно-функциональной, матричной, бригадной, дивизиональной или проблемно-целевой.

В последние годы во многих странах наблюдается активизация предпринимательской деятельности в форме малых фирм. В каждой стране существуют свои критерии отнесения к малым фирмам (в США - с численностью до 99 человек, в Японии - не более 20, в России - до 30 - 100, в зависимости от отрасли).
Основная масса инновационных малых фирм, в отличие от крупных ИО, работает на стадии НИОКР, и на одного работника должны разрабатывать значительно больше новшеств.
Сдерживающие факторы развития малого бизнеса, такие, как:
— большой риск инвестирования в связи с малой номенклатурой;
— трудности в налаживании производства из-за отсутствия необходимого производственного потенциала;
— слабая инфраструктура и защищенность фирмы вынуждают малые фирмы либо вливаться в крупные, либо расширяться, либо закрываться.
Благодаря государственной поддержке малого предпринимательства некоторые малые фирмы успешно функционируют, хотя в США ежегодно терпят банкротство 30% малых предприятий, а в Японии только 5%.
В России, согласно закону "О государственной поддержке малого предпринимательства", государственная поддержка осуществляется по таким направлениям как:
— формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
— создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
— установление упрощенного порядка регистрации фирм, лицензирования деятельности, сертификации продукции, предоставление государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
— поддержка внешнеэкономической деятельности и связей с зарубежными государствами;
— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
В России к конкретным мероприятиям по поддержке инновационного предпринимательства можно отнести [2, 6]:
— включение расходов на НИОКР по созданию новых материалов, по повышению качества продукции, на переоснащение производства в себестоимость продукции;
— право осуществлять ускоренную амортизацию (в первый год до 50% амортизационных отчислений);
— освобождение от уплаты налога на прибыль в течение квартала;
— для банков, предоставляющих кредит малым предприятиям (не менее 50% от общих кредитов), устанавливается пониженная ставка (8%) зачисляемого в федеральный бюджет налога на прибыль и др.
Развитие малого предпринимательства объясняется следующими факторами:
— внедрением во все сферы экономики различных видов микроэлектронной техники, не требующей больших площадей и стартовых инвестиций (технологический аспект);
— государственной поддержкой (правовой и финансовый аспекты);
— гибкостью и адаптивностью малых фирм (управленческий аспект: чем меньше система, тем проще управление);
— повышением интеллектуального уровня научных сотрудников и их стремлением к свободе в творческой деятельности (психологический аспект);
— более высокой эффективностью (до 2-х раз) конечных результатов инновационной деятельности по сравнению с крупными компаниями (экономический аспект).

Венчурные фирмы (рисковый бизнес)

В США, Японии и западноевропейских странах действует особая система, обеспечивающая тесное сотрудничество между исследователями, обладающими перспективными научно-техническими идеями, потенциальными инвесторами, готовыми финансировать осуществление этих идей на практике (рискоинвесторы), и мелкими фирмами, готовыми предоставить весь свой потенциал (научный, производственный, организационный) для практической реализации новой идеи. Капитал, вкладываемый в проекты, сулящие большую прибыль, но связанные со значительным риском для инвесторов, называется рискокапиталом (рискоинвестиции), а фирмы, вновь создаваемые или уже существующие для реализации таких проектов, - рискофирмами (венчурными фирмами).
Наиболее характерные особенности этого бизнеса следующие [17]:
— инвесторы подвергаются значительному риску, компенсируемому в случае успеха проекта очень большой прибылью (до 200 раз превышающей сумму вложенных средств). Для снижения риска рисковложения должны быть достаточно диверсифицироваными, т.е. рискоинвестор должен одновременно финансировать много рискованных проектов, часть из которых обязательно завершится успешно;
рисковложения осуществляются не за счет банковских кредитов, а за счет собственных средств рискоинвесторов (различных кредитных и мелких компаний, частных лиц, банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов), что имеет особое значение в условиях высоких банковских ставок;
— осуществление проекта базируется на наличии энтузиастов трех уровней:
а) энтузиаста продукта (изобретатель или человек, стремящийся внедрить чужую идею);
б) энтузиаста-управляющего (руководителя рискофирмы, готового частично финансировать осуществление рискованного проекта за счет средств предприятия);
в) энтузиаста-инвестора, обеспечивающего гарантированное финансирование проекта в течение длительного времени (до 10 лет);
— как правило рискофирмы (венчурные фирмы) не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам. После того как реализация новых изделий на рынке подтвердит успешность того или иного проекта, осуществляется продажа акций рискофирмы по более высокой цене, обеспечивающей прибыль;
— рискоинвесторы владеют большой долей акций вновь создаваемых рискофирм, благодаря чему они играют значительную роль в управлении финансируемой фирмой (формирование инвестиционной стратегии, определение степени риска инвестиций, подбор управляющих, распределение прибыли и т.д.).
Основное преимущество системы рискового финансирования инвестиций заключается в том, что она позволяет предпринимателям, желающим создать новый продукт или технологию, мобилизовать необходимый капитал без каких-либо затрат собственных средств. Для молодых предпринимателей обращение к рискокапиталу является иногда единственной возможностью получения финансирования.
Недостатком этой системы, с точки зрения предпринимателей (разработчиков нового продукта или технологии), является захват рискоинвесторами большой доли участия во вновь создаваемых рискофирмах. Для вкладчиков в фонд рискокапитала недостатком системы является высокая степень риска и неопределенности, т.к. капитал вкладывается на длительный срок.

Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам.

Для рыночной экономики характерно распространение рыночных отношений на все хозяйственные сферы. Поэтому инновация рассматривается как товар.

Американская практика организации поисковых исследований породила своеобразную форму предпринимательства – рисковый (венчурный) бизнес.

Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии.

Небольшой коллектив гораздо мобильнее может воспринимать и генерировать новые идеи.

Малый исследовательский бизнес сформировался в 60-х годах.

Мелкие и средние исследовательские фирмы создавались, например, вблизи крупных университетских центров. Они совместно арендовали участки земли, использовали лабораторную и информационную технику университета. Так, в США вблизи Стэнфордского университета сосредоточено свыше 3 тысяч средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190-200 тысяч человек. Каждая из них ориентируется на разработку и освоение одного-двух видов новой продукции, а в целом покрывает 20% мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентах определенных видов.

В зарубежной практике к малому и среднему предпринимательству относят фирмы с числом работающих до 500 человек. Интересны примеры специфических, внутриотраслевых и внутрифирменных подходов к выработке критериев разграниченных предприятий. Так, в американской компании "Мак-Гроу-Хилл" к малым предприятиям относятся предприятия с числом работающих до 50 человек, к средним – до 99, крупным – от 100 и более.

На заводе по производству автомобильных шин компании "Гудьир" организационно-производственная структура состоит из 164 отдельных рабочих групп (производственных центров) с числом работающих от 5 до 27 человек.

В перерабатывающей промышленности Японии 750 тысяч заводов, из них 70% – это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 человек; 10% – предприятия с численностью работающих от 10 до 20 человек.

Знаменитые автомобили "Тойота" и "Хонда" на больших японских заводах просто собираются, десятки тысяч средних и малых предприятий изготавливают для них отдельные детали и узлы. Например, на заводе, который поставляет пластмассовые детали для фирмы "Хонда", работают 9 человек, площадь завода всего лишь 300 кв. метров. Пресс-формы для этих деталей изготавливает один человек, имеющий на своем дворе в подсобном помещении два станка. Этот человек является хозяином своего предприятия и работает на нем. Но он выпускает такие пресс-формы, которые отвечают самым высоким требованиям фирмы "Хонда". Это возможно потому, что материал для их производства, очень высокого качества, поступает из Швеции, где его выпускают более крупные заводы.

Наименьшими предприятиями в Японии считают те, которые имеют основные фонды в размере, равном среднему или низкому уровню годовой заработной платы одного работающего, то есть практически каждая семья может открыть свой бизнес.

Японские компании отчисляют значительную долю от объема продаж (в передовых отраслях 8-10%) на исследования и разработки, понимая, что наибольшую прибыль приносят товары, изготовленные с применением передовой технологии.

Тема 5. Оценка эффективности инноваций.

Понятие и сущность эффективности инновационной деятельности организации. Возможная классификация видов эффективности и эффекта инновационной деятельности организации. Факторы, повышающие эффективность инновационной деятельности организации. Подходы к оценке эффективности инновационной деятельности организации, используемые показатели и их характеристика.

Эффективность использования инноваций В зависимости от учитываемых результатов и затрат специалисты различают следующие виды эффекта. Виды эффекта при реализации инноваций
Вид эффекта Что отражают показатели
1. Экономический Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций
2. Научно-технический Новизну, простоту, полезность, эстетичность, компактность
3. Финансовый Расчет показателей базируется на финансовых показателях
4. Ресурсный В этом случае показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса
5. Социальный Показатели учитывают при этом социальные результаты реализации инноваций
6. Экологический Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду. В их числе может быть: шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация и т.п.

Исходя из временного периода учета результатов и затрат можно выделить показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.

Продолжительность принимаемого временного периода зависит от факторов продолжительности инновационного периода, срока службы объекта инноваций, степени достоверности исходной информации, а также требований инвесторов. Общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат. Это отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах, при этом показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации.

В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций. Особенно остро возникает необходимость оценки и правильного выбора варианта в компаниях, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются. Метод исчисления эффекта инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок.

Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться следующая система показателей:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: