Структура окна

Структура и само устройство окна или экрана является, пожалуй, самым существенным фактором, влияющим на качество интерфейса в этом окне. Например, производительность пользователей порой можно повысить вдвое, просто изменив расположение элементов управления, не меняя сами эти элементы.

Большинство руководств по проектированию интерфейсов, перечисляя требования к структуре окна, ограничиваются замечанием, что терминационные кнопки (т.е. командные кнопки, управляющие окном, например Ok или Закрыть) должны быть либо снизу окна, либо в правой его части. Это хорошо, но мало. На самом деле всё сложнее. Во-первых, окно должно хорошо сканироваться взглядом, т.е. его основные части должны быть сразу видны и заметны. Как правило, в окнах с малым количеством элементов управления проблем со сканированием не возникает. Проблемы появляются в больших окнах, дающих доступ ко многим функциям. Понятно, что сваливать эти функции в кучу неэффективно, для этого интерфейсные элементы должны быть организованы в блоки. В ПО для этого используются в основном рамки группировки, в интернете – пустоты, разграничивающие отдельные функции. При этом рамки удобнее в производстве, но, поскольку они являются визуальным шумом, однозначно рекомендовать их нельзя. В целом, разграничивать блоки пустотами предпочтительней (но и сложней).

Во-вторых, окно должно читаться, как текст. При прочих равных, окно, все элементы управления которого можно без труда связно прочесть, будет лучше запомнено и быстрее обработано мозгом (поскольку не придется преобразовывать грамматику окна в грамматику языка).

Рис. 3. Пример читаемого окна.
Читается он следующим образом: «Текст выравнивается по левому краю, уровень пятый, отступ слева 3 см, справа 0 см, первая строка нет, на 5 и так далее».

На этом примере прекрасно видны все неопределенности в окне: например, не говоря уже о том, что непонятно, чего именно пятый уровень, видно, что подписи к «первая строка» и к «на», расположенные сверху, разрывают единый по смыслу элемент управления на два разных. При этом один элемент управления должен однозначно преобразовываться в единый фрагмент предложения, а единая группа элементов – в целое предложение.

Окно должно читаться, как текст

Проверить читаемость окна исключительно просто: окно нужно просто прочитать. При этом становится понятно, какие нужны подписи к элементам, как они должны быть расположены и тому подобное. В-третьих, оно должно удовлетворять закону «релевантное – вперед». Чаще всего используемые элементы должны быть расположены в левой верхней части экрана, реже используемые – в правой нижней части. Обратите внимание, что окно сканируется взглядом точно так же, как происходит процесс чтения – сначала взгляд переходит в левый верхний угол, затем перемещается вправо, затем переходит на следующую «строку» и т.д. Поэтому, например, вертикальный элемент управления, разрывающий эти воображаемые строки на части, будет всегда замедлять сканирование окна (и вызывать неудовольствие у пользователей).

Теперь, возвращаясь к началу, пора объяснить, почему терминационные кнопки должны быть расположены внизу или справа, тем более что здесь действует всеобъемлющий закон. Дело в том, что в интерфейсе всегда должно быть реализовано правило: сначала выбор параметров, а затем действие (интересно, что в большинстве языков ситуация обратная, например, мы не говорим «Петю укусить», но говорим «укусить Петю»). Нарушение этого правила существенно повышает количество человеческих ошибок и ослабляет пользовательское ощущение контроля (что грозит низким субъективным удовлетворением). Это правило, будучи применено к диалоговым окнам, и заставляет помещать терминационные кнопки снизу или справа, т.е. в области, которая сканируется последней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: