Риски в сфере туризма

Вид риска Отрицательное влияние
  Нестабильность политико-экономического положения в России Сильный рост цен на услуги, снижение платежеспособности потенциальных потребителей, сокращение объема продаж, уменьшение прибыли
  Сезонный характер услуг Сокращение объемов продаж, уменьшение прибыли
  Ужесточение конкуренции Потеря части клиентов, снижение доли на рынке, сокращение объемов продаж, уменьшение прибыли
  Изменение предпочтений потребителей
  Потеря поставщиков Издержки на поиск новых поставщиков, возможность потерь в связи с ненадежностью поставщиков, сокращение объемов продаж, уменьшение прибыли.
  Форс-мажорные обстоятельства (природные или производственные катастрофы) Сокращение объемов продаж, уменьшение прибыли

В-четвертых, при управлении финансами в туристической отрасли сегодня требуется учитывать, что туроператоры диверсифицируют свою деятельность. Диверсификация связана с большими рисками и невозможностью точного прогнозирования спроса на то или иное туристическое направление (страну, регион и т.п.). Большинство туроператоров работают по нескольким направлениям, что снижает отдельные риски, но вносит сложности в финансовый менеджмент предприятия: существенно усложняется система расчетов с контрагентами, увеличивается потребность в финансовых ресурсах, возрастают валютные риски.

Пятая особенность туристической деятельности, учитываемая в процессе осуществления финансового менеджмента, связана с необходимостью привлечения значительных финансовых ресурсов в определенные периоды, когда в сезон спрос на туристические услуги возрастает. В начале туристического сезона доходы туроператоров, как правило, недостаточны, а кредитные ресурсы малодоступны, поэтому основными способами финансирования являются собственные средства (около 40%) и кредиторская задолженность (около 60%). Заемные средства в структуре источников финансирования присутствуют лишь у ограниченного числа крупных туроператоров.

Теперь рассмотрим особенности гостиничного бизнеса, которые оказывают влияние на финансовый менеджмент предприятия.

Гостиничный бизнес характеризуется более высокой капиталоемкостью как строительства, так и последующих стадий эксплуатации объекта. Высока потребность в инвестициях для строительства, реконструкции, модернизации, перепрофилирования. В структуре активов около 65% - внеоборотные активы, а оборотные активы складываются на 20% из запасов, на 10% из дебиторской задолженности и лишь около 5% - это денежные средства. Кроме того, отличительной особенностью структуры активов предприятий гостиничного бизнеса является наличие нематериальных активов в виде деловой репутации, марки и т.п.

Такая структура активов предприятий гостиничного бизнеса, прежде всего, требует эффективного управления недвижимым имуществом при учете тенденций рыночного спроса и предложения на недвижимость. А также, недостаток оборотных средств, в частности денежных средств, требует от финансового менеджера осуществления работы по привлечению инвестиций в создание и развитие туристической инфраструктуры.

В целом, исходя из выше сказанного, можно отметить, что на формирование финансового менеджмента оказывают влияние такие особенности туристической отрасли как:

- сезонность предоставления услуг и, в следствие этого, резкие перепады объемов продаж и перепады прибыли от реализации туристического продукта, что требует поиска специальных методов управления доходами, а также синхронизации денежных потоков;

- высокая степень зависимости от изменения рыночной конъюнктуры вследствие большого числа и многообразия участников туристического рынка и его связи с политическими и климатическими факторами, что приводит к необходимости постоянного наблюдения за финансовым состоянием;

- специфика технологии и организации туристической деятельности, обуславливающих особую структуру и динамику активов и капитала предприятия туристической отрасли, а также структуру затрат, что определяет основные направления финансового менеджмента.

А учитывая эти особенности основные направления финансового менеджмента на предприятиях индустрии туризма можно представить следующим образом:

1. Управление оборотными активами. Оно предполагает воздействие на активы и их элементы, направленное на приведение количественных и качественных параметров состояния и эффективности использования оборотных средств в соответствие с целями и задачами предприятия. Управление оборотными активами включает решение таких задач, как:

- обоснование потребности предприятия в оборотных средствах и их структуры,

- разработка политики предоставления скидок для отдельных партнеров,

- обеспечение платежеспособности предприятия,

- обеспечение ускорения оборота денежных средств.

2. Управление денежными потоками. Оно направлено на обеспечение финансового равновесия предприятия индустрии туризма путем сбалансирования объемов поступления и расходования денежных средств. Так как для большинства предприятий деятельность носит сезонный характер, особую значимость в управлении денежными потоками приобретает их синхронизация во времени.

3. Управление капиталом. Предполагает воздействие на капитал, направленное на удовлетворение потребностей предприятия в приобретении активов и на оптимизацию его структуры. Управление капиталом включает решение следующих задач:

- выявление основных факторов, определяющих прибыль,

- изыскание резервов увеличения прибыли,

- определение пропорций между потребляемой и капитализируемой частями прибыли,

- обеспечение наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников,

- оптимизация условий привлечения коммерческого кредита (кредиторской задолженности) и своевременное проведение расчетов по коммерческому кредиту.

4. Управление финансовыми рисками. Представляет собой процесс предвидения и нейтрализации негативных последствий рисков. Данный процесс включает:

- идентификацию рисков,

- оценку рисков,

- профилактику рисков,

- страхование рисков.

Таким образом, особенности услуг в сфере туризма и гостиничного бизнеса обусловливают важность и сложность задач, рассматриваемых в процессе принятия и реализации финансовых решений. Это в свою очередь это расширяет круг обязанностей финансового менеджера предприятия индустрии туризма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: