№ | Вид риска | Отрицательное влияние |
Нестабильность политико-экономического положения в России | Сильный рост цен на услуги, снижение платежеспособности потенциальных потребителей, сокращение объема продаж, уменьшение прибыли | |
Сезонный характер услуг | Сокращение объемов продаж, уменьшение прибыли | |
Ужесточение конкуренции | Потеря части клиентов, снижение доли на рынке, сокращение объемов продаж, уменьшение прибыли | |
Изменение предпочтений потребителей | ||
Потеря поставщиков | Издержки на поиск новых поставщиков, возможность потерь в связи с ненадежностью поставщиков, сокращение объемов продаж, уменьшение прибыли. | |
Форс-мажорные обстоятельства (природные или производственные катастрофы) | Сокращение объемов продаж, уменьшение прибыли |
В-четвертых, при управлении финансами в туристической отрасли сегодня требуется учитывать, что туроператоры диверсифицируют свою деятельность. Диверсификация связана с большими рисками и невозможностью точного прогнозирования спроса на то или иное туристическое направление (страну, регион и т.п.). Большинство туроператоров работают по нескольким направлениям, что снижает отдельные риски, но вносит сложности в финансовый менеджмент предприятия: существенно усложняется система расчетов с контрагентами, увеличивается потребность в финансовых ресурсах, возрастают валютные риски.
Пятая особенность туристической деятельности, учитываемая в процессе осуществления финансового менеджмента, связана с необходимостью привлечения значительных финансовых ресурсов в определенные периоды, когда в сезон спрос на туристические услуги возрастает. В начале туристического сезона доходы туроператоров, как правило, недостаточны, а кредитные ресурсы малодоступны, поэтому основными способами финансирования являются собственные средства (около 40%) и кредиторская задолженность (около 60%). Заемные средства в структуре источников финансирования присутствуют лишь у ограниченного числа крупных туроператоров.
Теперь рассмотрим особенности гостиничного бизнеса, которые оказывают влияние на финансовый менеджмент предприятия.
Гостиничный бизнес характеризуется более высокой капиталоемкостью как строительства, так и последующих стадий эксплуатации объекта. Высока потребность в инвестициях для строительства, реконструкции, модернизации, перепрофилирования. В структуре активов около 65% - внеоборотные активы, а оборотные активы складываются на 20% из запасов, на 10% из дебиторской задолженности и лишь около 5% - это денежные средства. Кроме того, отличительной особенностью структуры активов предприятий гостиничного бизнеса является наличие нематериальных активов в виде деловой репутации, марки и т.п.
Такая структура активов предприятий гостиничного бизнеса, прежде всего, требует эффективного управления недвижимым имуществом при учете тенденций рыночного спроса и предложения на недвижимость. А также, недостаток оборотных средств, в частности денежных средств, требует от финансового менеджера осуществления работы по привлечению инвестиций в создание и развитие туристической инфраструктуры.
В целом, исходя из выше сказанного, можно отметить, что на формирование финансового менеджмента оказывают влияние такие особенности туристической отрасли как:
- сезонность предоставления услуг и, в следствие этого, резкие перепады объемов продаж и перепады прибыли от реализации туристического продукта, что требует поиска специальных методов управления доходами, а также синхронизации денежных потоков;
- высокая степень зависимости от изменения рыночной конъюнктуры вследствие большого числа и многообразия участников туристического рынка и его связи с политическими и климатическими факторами, что приводит к необходимости постоянного наблюдения за финансовым состоянием;
- специфика технологии и организации туристической деятельности, обуславливающих особую структуру и динамику активов и капитала предприятия туристической отрасли, а также структуру затрат, что определяет основные направления финансового менеджмента.
А учитывая эти особенности основные направления финансового менеджмента на предприятиях индустрии туризма можно представить следующим образом:
1. Управление оборотными активами. Оно предполагает воздействие на активы и их элементы, направленное на приведение количественных и качественных параметров состояния и эффективности использования оборотных средств в соответствие с целями и задачами предприятия. Управление оборотными активами включает решение таких задач, как:
- обоснование потребности предприятия в оборотных средствах и их структуры,
- разработка политики предоставления скидок для отдельных партнеров,
- обеспечение платежеспособности предприятия,
- обеспечение ускорения оборота денежных средств.
2. Управление денежными потоками. Оно направлено на обеспечение финансового равновесия предприятия индустрии туризма путем сбалансирования объемов поступления и расходования денежных средств. Так как для большинства предприятий деятельность носит сезонный характер, особую значимость в управлении денежными потоками приобретает их синхронизация во времени.
3. Управление капиталом. Предполагает воздействие на капитал, направленное на удовлетворение потребностей предприятия в приобретении активов и на оптимизацию его структуры. Управление капиталом включает решение следующих задач:
- выявление основных факторов, определяющих прибыль,
- изыскание резервов увеличения прибыли,
- определение пропорций между потребляемой и капитализируемой частями прибыли,
- обеспечение наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников,
- оптимизация условий привлечения коммерческого кредита (кредиторской задолженности) и своевременное проведение расчетов по коммерческому кредиту.
4. Управление финансовыми рисками. Представляет собой процесс предвидения и нейтрализации негативных последствий рисков. Данный процесс включает:
- идентификацию рисков,
- оценку рисков,
- профилактику рисков,
- страхование рисков.
Таким образом, особенности услуг в сфере туризма и гостиничного бизнеса обусловливают важность и сложность задач, рассматриваемых в процессе принятия и реализации финансовых решений. Это в свою очередь это расширяет круг обязанностей финансового менеджера предприятия индустрии туризма.