Детерминация и самостимуляция в подходе к мышлению с позиций культурно-исторической концепции

Сосуществование разных объяснительных подходов

Тип устанавливаемой закономерности и тип эксперимента в отношении к теории

Проблемы экспериментального изучения мотивации:

  • репрезентативность наблюдаемых результатов как следствие изменения уровней мотивации,
  • способы актуализации мотивов,
  • взаимосвязи гипотетических конструктов мотива и мотивации в конкретизации их связей с независимой и зависимой переменными.

Тип устанавливаемой экспериментальной зависимости может анализироваться и в ином аспекте отношения к теории: с точки зрения реконструкций специфики форм регуляции базисных процессов, по отношению к которым нельзя постулировать «воздействующий» характер используемых НП и рассматривать изменения ЗП только как «отклики».

В ряде представленных в рамках этой (культурно-исторической концепции Л. С. Выготского) концепции методических способов, разработанных для проверки психологических гипотез, активность испытуемого выступила тем необходимым условием, без которого об актуализации изучаемых базисных процессов говорить не приходится.

  • Экспериментальные условия задавали возможность актуалгенеза активности испытуемого, которая могла осуществляться посредством разноуровневых базисных процессов.
  • Конкретные методические условия, скорее, позволяли испытуемому проявлять возможность перехода на новый уровень психологической регуляции (внимания, памяти, мышления), чем детерминировали этот переход.
  • Независимые переменные в этих схемах построения исследования выступают отнюдь не в качестве воздействующих факторов.
  • Они выступают в качестве условий, задающих определенные возможности субъекту, который сам реализует (или не реализует) потенциально представленные в них новые способы психической регуляции.

Предложенный Л. С. Выготским историко-генетический метод позволил продемонстрировать результаты, недостижимые при обычном методе срезов.

«Опосредствованность» - становление «психологических орудий», или «стимулов-средств», первоначально связанных с взаимодействием с партнером по ситуации общения и затем оборачиваемых субъектом на себя в качестве средств управления собственной психикой.

Методика двойной стимуляции — психологическая методика, разработанная на основе теории Л. С. Выготского об опосредствованном характере высших психических функций.

Эта методика исследует развитие и деятельность высших психических функций с помощью двух рядов стимулов, каждый из которых выполняет свою роль по отношению к поведению испытуемого. Один ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а другой — функцию знаков, с помощью которых эта деятельность организуется.

Конкретизация историко-генетического метода в исследовании А. Н. Леонтьева учитывала две линии совершенствования памяти в ходе исторического развития человечества.

Первую линию представляет совершенствование внешних средств, а именно: превращение мнемотехнического знака в знак письменный.

Вторую линию развития произвольных форм памяти представляет переход от использования внешних к внутренним средствам запоминания.

Принцип параллелограмма развития представляет собой не что иное, как выражение общего закона, что «развитие высших форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков» [выделено А. Н. Л.].

  • В контексте культурно-исторической теории житейские понятия являются столь же социальными по своему происхождению, как и научные.
  • Специфика уровней владения ими задана различием в путях их осознания.
  • Разница между житейскими и научными понятиями заключается именно в истории их усвоения, хотя в обоих случаях подразумевается использование слова как знака.
  • Более очевидная зависимость пути усвоения научных понятий с управлением процессом со стороны взрослого в данном случае подчеркивается в связи с введением нового объяснительного конструкта в психологическую гипотезу – понятия зоны ближайшего развития.

Схема методического приема двойной стимуляции.

Определены три возрастных среза или опытными условиями заданы три уровня функционального развития изучаемого процесса.

Для методик «двойной стимуляции» число три означает три точки, устанавливающие согласование и рассогласование двух процессов – уровней непосредственной и опосредствованной психологической регуляции.

1. начальный пункт, общий для обеих линий развития психической функции на гипотетическом (а затем получаемом в качестве экспериментального факта) параллелограмме представления результатов.

Две расходящиеся стороны будут представлять два пути дальнейшего развития функции.

2. Между 1 -й точкой с низкими показателями продуктивности процесса будет находиться
2 -я точка с расхождением между показателями продуктивности при отсутствии и наличии использования «второго ряда» стимулов в качестве психологических орудий.

3. Слияние этих линий в более высоких показателях на 3-м срезе будет означать завершение становления опосредствованной функции (внутренние мнемотехнические средства, используемые понятийные структуры и т.д.), или интериоризацию психологических орудий. Психическая функция перестает быть непосредственной, или «натуральной», является уже преобразованной по своей внутренней структуре (базисный процесс оказывается иным – опосредствованным) и способу функционирования, которому теперь свойственны осознанность и произвольность.

Психологические системы - это возможность изменения собственной саморегуляции, или уровня произвольности, при активном включении используемых «стимулов второго ряда».

Заданные направления теоретических поисков вылились в столь разные на первый взгляд теоретические схемы, что без историко-психологических знаний их связь не очевидна.

· идеи деятельностного опосредования психики (в школе А. Н. Леонтьева),

· способы обоснования решений проблемы развития и распада высших психических функций (Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн),

· генезиса и системного строения сознания (Л. С. Выготский),

· дальнейшего развития идей функциональных систем (в контексте проблемы локализации высших психических функций в трудах А. Р. Лурии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: