Предварительное и итоговое тестирование на одной группе
Он лучше рассмотренного ранее плана, так как учитывает величину изменения зависимой переменной от первого ко второму измерению, т.е. имеет место контроль ЗП на уровнях «до» и «после» воздействия (схема О'ХО").
Достоверность выводов и при таком плане очень мала.
Причины:
· Нет возможности развести факторы «фон» и «естественное развитие» от влияния собственно экспериментального воздействия.
· К переменным фона может быть отнесена также переменная, называемая «экспериментальная изоляция».
· К факторам естественного развития относятся все те процессы (психического, экономического, социального и биологического характера), которые систематически изменяются независимо от конкретных внешних событий, просто с течением времени.
· Нет возможности оценить «эффект тестирования».
· «Реактивность» испытуемых – еще одно конкурирующее объяснение при исследованиях по плану О'ХО".
· В «доэкспериментальных» планах отсутствует контроль за уровнями НП, вследствие чего нельзя не только сделать вывод о действии НП, но и нельзя отвергнуть многообразие других объяснений изменений ЗП – «третьими» переменными, т.е. указанными побочными факторами.
|
|
· В отличие от «доэкспериментальных» схем «истинные» эксперименты обязательно включают сравнение экспериментального и контрольного условий.
· Анализ «доэкспериментальных» планов в заданном контексте оставляет без внимания и проблему связи психологического воздействия с интерпретационными возможностями в рамках той или иной психологической гипотезы, а также неидентичности «управляемых воздействий» и «причинно-действующих» условий.
· При разработке «экспериментальных» схем синонимом экспериментального воздействия является различие (качественное или количественное) между активным и неактивным уровнями НП.
· Психологической переменная становится в той степени, в какой разработаны гипотетические представления о связи ее с базисным процессом, на который оказывает влияние разница ее уровней (экспериментального и контрольного условий).
Истинные экспериментальные планы рассматриваются только в классификации способов задания НП как интраиндивидуальных и межгрупповых экспериментальных схем.
Этот критерий классификации экспериментов по объекту и способу задания уровней НП необходимо отличать от формы проведения экспериментов.
· Если смене воздействий подвергается отдельный человек или отдельная группа людей, то речь идет о «последовательном» экспериментировании или о сумме интраиндивидуальных экспериментов соответственно.
· Если экспериментальные и контрольные условия предлагаются разным группам людей, речь идет о «параллельном» экспериментировании (имеют место межгрупповые схемы сравнения ЗП, даже если каждый испытуемый был обследован индивидуально).