Истинные экспериментальные планы

Предварительное и итоговое тестирование на одной группе

Он лучше рассмотренного ранее плана, так как учитывает величину изменения зависимой переменной от первого ко второму измерению, т.е. имеет место контроль ЗП на уровнях «до» и «после» воздействия (схема О'ХО").

Достоверность выводов и при таком плане очень мала.

Причины:

· Нет возможности развести факторы «фон» и «естественное развитие» от влияния собственно экспериментального воздействия.

· К переменным фона может быть отнесена также переменная, называемая «экспериментальная изоляция».

· К факторам естественного развития относятся все те процессы (психического, экономического, социального и биологического характера), которые систематически изменяются независимо от конкретных внешних событий, просто с течением времени.

· Нет возможности оценить «эффект тестирования».

· «Реактивность» испытуемых – еще одно конкурирующее объяснение при исследованиях по плану О'ХО".

· В «доэкспериментальных» планах отсутствует контроль за уровнями НП, вследствие чего нельзя не только сделать вывод о действии НП, но и нельзя отвергнуть многообразие других объяснений изменений ЗП – «третьими» переменными, т.е. указанными побочными факторами.

· В отличие от «доэкспериментальных» схем «истинные» эксперименты обязательно включают сравнение экспериментального и контрольного условий.

· Анализ «доэкспериментальных» планов в заданном контексте оставляет без внимания и проблему связи психологического воздействия с интерпретационными возможностями в рамках той или иной психологической гипотезы, а также неидентичности «управляемых воздействий» и «причинно-действующих» условий.

· При разработке «экспериментальных» схем синонимом экспериментального воздействия является различие (качественное или количественное) между активным и неактивным уровнями НП.

· Психологической переменная становится в той степени, в какой разработаны гипотетические представления о связи ее с базисным процессом, на который оказывает влияние разница ее уровней (экспериментального и контрольного условий).

Истинные экспериментальные планы рассматриваются только в классификации способов задания НП как интраиндивидуальных и межгрупповых экспериментальных схем.

Этот критерий классификации экспериментов по объекту и способу задания уровней НП необходимо отличать от формы проведения экспериментов.

· Если смене воздействий подвергается отдельный человек или отдельная группа людей, то речь идет о «последовательном» экспериментировании или о сумме интраиндивидуальных экспериментов соответственно.

· Если экспериментальные и контрольные условия предлагаются разным группам людей, речь идет о «параллельном» экспериментировании (имеют место межгрупповые схемы сравнения ЗП, даже если каждый испытуемый был обследован индивидуально).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: