Методика расследования дел об административных правонарушениях в области таможенного дела

Меры обеспечения производства по делу об АП,которые применяются таможенными органами(гл.27 КоАП)

Понятие,виды и свойства доказательств

Доказательства- любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, обстоятельства, подлежащие выяснению по делу. Все доказательства должны быть отражены в протоколах или показаниях спец.средств.

К средствам доказывания относят:

  1. Использование спец.технических средств,
  2. Опрос:лица в отношении которого ведется производство по делу, свидетеля,потерпевшего
  3. Назначение экспертизы
  4. Взятие проб и образцов
  5. Истребования различных сведений
  6. Исследования документов
  7. Изъятие вещей и документов
  8. Арест товаров и транспортных средств
  9. Осмотр помещений,территорий и находящихся там вещей и документов
  10. Личный досмотр
  11. Досмотр вещей и транспортных средств

Виды доказательства: вещественные доказательства и документы.

Существуют прямые и косвенные доказательства.

Свойства доказательств:

  1. Допустимость(пригодно для использования)
  2. Достоверность-никакие доказательства не могут ищет заранее установленную силу без следователя
  3. Относимость

Использовие доказательств,полученных с нарушением закона не допускается.

  1. Доставление(если нет документов,удостоверяющих личность либо не позволяют погодные условия)
  2. Задержание-максимум 3 часа
  3. Личный досмотр-обследование
  4. Досмотр транспортных средств
  5. Изъятие вещей и документов
  6. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей-осуществляется в присутствии владельца и 2 понятых

Вопросы о вещах, на которые наложен арест, должны быть решены постановлением по делу об АП.

Привод как мера обеспечения осуществляется на стадии рассмотрения дела.

Следует отличать формы таможенного контроля от мер обеспечения производства по делу

Совокупность процессуальных действий, проведение которых требуется для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых в свою очередь для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, представляет собой административное расследование. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Это решение оформляется в виде определения, а прокурором — в виде постановления.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему1.

1 См.: КоАП РФ, ст. 28.7.

2 См.: КоАП РФ, ст. 26.3.

3 В соответствии с гл. 27 КоАП РФ чаще всего применяются такие меры обеспечения как: изъятие вещей и документов, арест товаров или транспортных средств, являющихся предметами АП или орудиями совершения правонарушения, досмотр транспортного средства, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

В ходе административного расследования таможенными органами чаще всего в зависимости от определенного состава административного правонарушения в соответствии с КоАП РФ осуществляются следующие процессуальные действия:

– опрашиваются свидетели административного правонарушения, отбираются объяснения у лиц, в отношении которых ведется производство по делу,

– применяются меры обеспечения производства по делу

– отбираются пробы и образцы товаров, являющихся предметами административного правонарушения для последующего проведения экспертных исследований,

– назначается экспертиза2 (может быть товароведческая, подчерковедческая, комплексная, идентификационная, криминалистическая и др.), (письмом ФТС России от 18.04.2006 №01-06/13167 «О направлении методических рекомендаций» (о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов) (в ред. писем ФТС РФ от 18.11.2008 N 01-11/48414 от 14.04.2009 N 01-11/16216) определен порядок назначения и проведения должностными лицами таможенных органов экспертиз Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением (ЦЭКТУ) и эксперт-но-криминалистическими службами – региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами),

– истребуются у различных лиц, организаций, которым могут быть известны какие-либо сведения по делу, необходимые сведения3,

– выполняются запросы и поручения в соответствующие территориальные органы4;

Кроме этого, в процессе административного расследования дела об административном правонарушении могут назначаться переводчики5 для выполнения переводов товаротранспортных и иных документов, имеющихся в делах об административных правонарушениях, которые содержат текст на иностранном языке, привлекаться специалисты6 для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств, и производиться иные действия.

Процессуальные документы, используемые таможенными органами, выполняются по установленным формам7.

Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Согласно ч.5 ст. 28.7 КоАП РФ в исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя – на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя – на срок до шести месяцев; и др.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Протокол является процессуальным документом, завершающим административное расследование.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонару-шении направляется должностному лицу (начальнику или заместителю начальника таможенного органа (ФТС России, Регионального таможенного управления (РТУ), таможни) по правоохранительной деятельности – по де-лам об административных правонарушениях, возбужденных по статьям 16 главы КоАП РФ, кроме ч.2 ст. 16.1 КоАП РФ; начальнику таможенного поста – по аналогичным статьям КоАП РФ по делам об административных право-нарушениях, в которых к ответственности привлекаются физические лица), которое уполномочено рассматривать дело об административном правона-рушении, судье (по ст.ст. КоАП РФ: 6.15, ч.1 ст.7.12, 14.10, ч.1 ст. 15.6, ч.2 ст. 15.7, ст. 15.8, 15.9, ч.2 ст. 16.1, ч.1 ст. 19.4, ч.1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, ч.1 и 2 ст. 19.19, ст. 19.26, ч.2 ст. 20.23, ст. 17.7, 17.9, ч.1 ст. 20.25) в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об адми-нистративном правонарушении1.

1 См.: КоАП РФ, ч.1 ст. 28.8.

При наличии обстоятельств, влекущих согласно ст. 24.5 КоАП РФ пре-кращение дела об административном правонарушении, судья, орган, долж-ностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по нему.

Чтобы понять сложность процесса расследования большинства админи-стративных правонарушений, в качестве примера, рассмотрим примерные действия сотрудников таможенного органа по расследованию нередко со-вершаемого юридическими лицами административного правонарушения, от-ветственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Данное правонарушение выражается в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на та-моженную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной террито-рии Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процеду-ру таможенного транзита или на склад временного хранения (далее – СВХ) путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным сред-ствам.

При решении вопроса о возбуждении дела об административном право-нарушении по ч. 3 ст. 16.1 КоАП следует установить, что таможенному орга-ну представлены недостоверные сведения именно о количестве грузовых мест, о маркировке грузовых мест, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров.

В случае выявления признаков сообщения таможенному органу недо-стоверных сведений о наименовании товаров при предъявлении перевозчи-ком товаросопроводительных документов, выполненных на иностранном зыке, необходимо затребовать данные документы, переведенные на русский язык.

В случае обнаружения должностным лицом таможенного органа факта предоставления перевозчиком, экспедитором недостоверных сведений, обра-зующих состав административного правонарушения, ответственность за ко-торое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, уполномоченный со-трудник таможенного органа должен проанализировать с учетом требований пунктов, перечисленных ниже, имеющиеся документы и сведения, устано-вить, какие действия и в какие сроки необходимо совершить и в случае до-статочности доказательств либо возможности сбора недостающих сведений в течение сроков, указанных в статье 28.5 КоАП РФ, составить протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

В случае недостаточности имеющейся доказательственной базы и необ-ходимости проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ следует вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Содержание определения должно отвечать требованиям указанной статьи.

После вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении необходимо составить план расследования, в который включить перечень необходимых процессуальных действий и указать сроки их выполнения.

Необходимо учитывать, что при представлении таможенному органу не-действительных документов субъект административного правонарушения по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ известен на момент возбуждения дела.

Для закрепления следов правонарушения и сбора доказательств вины лица по делу об административном правонарушении необходимо произвести следующие процессуальные действия.

1. Изъять в порядке статьи 27.10 КоАП РФ представленные в таможен-ный орган товаросопроводительные и иные документы, содержащие недо-стоверные сведения о товарах (книжка международной дорожной перевозки (далее – МДП), международная накладная – CMR, инвойс, упаковочный лист, спецификация и др.), указать в протоколе изъятия полные и точные реквизи-ты документов (дата, номер, кем выдан и т.д.). С разрешения должностного лица таможенного органа, в производстве которого находится дело об адми-нистративном правонарушении, могут быть приобщены надлежащим обра-зом заверенные копии документов, обладающих свойством доказательств.

2. Изъять в порядке статьи 27.10 КоАП РФ средства идентификации с указанием в протоколе изъятия выявленных признаков подделки, несанкцио-нированного удаления и т.п.

3. Произвести в порядке статьи 27.10 КоАП РФ изъятие товаров, являю-щихся предметом административного правонарушения, для обеспечения возможности конфискации предмета административного правонарушения, предусмотренной в санкции части 3 статьи 16.1 КоАП РФ. В протоколе изъя-тия подробно указать идентификационные признаки товаров (тип, цвет, раз-мер, марка, модель, материал, производитель и т.д.), при необходимости применить фото-, киносъемку, видеозапись. В случае невозможности изъятия товара необходимо наложить на него арест в соответствии со статьей 27.14 КоАП РФ.

4. При этом следует принимать во внимание, что при предъявлении та-моженным органам документов, содержащих недостоверные сведения, изъя-тию подлежит товар, в отношении которого заявлены недостоверные сведе-ния, либо товар, сведения о котором не указаны в транспортных и коммерче-ских документах, т.е. являющийся предметом правонарушения.

5. Принять меры после изъятия / ареста предметов административного правонарушения к обеспечению их сохранности – поместить на СВХ, зону таможенного контроля по акту приема-передачи, иное место, обеспечиваю-щее сохранность доказательств.

Необходимо отметить, что изъятие либо арест предметов правонаруше-ния обязательны, так как такие товары и/или транспортные средства имеют существенное значение в процессе доказывания вины лица, в отношении ко-торого ведется производство по делу, а также, как отмечалось выше, в силу того, что санкцией статьи предусмотрена возможность конфискации предме-та правонарушения.

Невыполнение одного из указанных процессуальных действий может привести к утрате вещественного доказательства или его подмене. Кроме этого, отсутствие изъятого (арестованного) предмета правонарушения не позволяет его идентифицировать, затрудняет определение стоимости, а в не-которых случаях делает эту процедуру невозможной (при отсутствии четкого описания товара). Это в равной степени относится и к изъятию документов.

6. Принять меры к установлению личности нарушителя, сведений о нем.

7. Установить и опросить лицо, которое непосредственно перемещало через таможенную границу РФ товар и/или представляло документы в тамо-женный орган (физическое лицо, водителя автомашины, машиниста желез-нодорожного состава, приемосдатчика, капитана воздушного или морского судна, иных должностных лиц или работников перевозчика). Перед опросом установить его личность, полномочия, разъяснить ему права: если опрашива-ется в качестве лица, в отношении которого возбуждено дело, – права, преду-смотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ; если опрашивается в качестве свидетеля – права, предусмотрен-ные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.6 КоАП РФ. Объяснения получить по следующим вопросам:

1) когда, где, с какой целью пересечена таможенная граница Таможенно-го союза при прибытии либо было намерение ее пересечь при убытии;

2) какие товары, на каком транспортном средстве перевозились, на осно-вании каких документов, где, когда и от кого были получены товары и доку-менты, присутствовал ли при получении (загрузке), если нет, то по каким причинам;

3) в чей адрес подлежали доставке товары, кому, где и когда они должны быть переданы (в том числе вручены документы);

4) как проверялась достоверность сведений, заявленных в документах относительно товаров, какие предусмотренные законом, международным до-говором, конвенцией меры предпринимались, если нет, то по каким причи-нам;

5) с какого времени работает в данной организации (место работы, адрес организации, фамилия, имя, отчество руководителя, номер телефона);

6) круг должностных обязанностей;

7) знал или предполагал о недостоверности заявленных сведений в до-кументах на товар и/или транспортное средство;

8) кем, где и когда налагались средства идентификации и каким способом;

9) кто, где, когда, на каком основании подал в таможенный орган доку-менты для необходимые для таможенных целей.

В зависимости от ответов и обстоятельств дела необходимо задать иные вопросы.

8. Для полного, всестороннего и объективного расследования необходимо проверять версии и объяснения лица, привлекаемого к ответственности, сообщенные им при опросе, а также в иных документах, представленных самим лицом либо от его имени (его законным представителем, иным доверенным лицом) в таможенный орган, который ведет производство по делу, об обстоятельствах и цели перемещения товаров и/или транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза в нарушение установленных правил, места их доставки, где и от кого был получен (загружен) товар, об отправителе и получателе (собственнике), об обстоятельствах задержания и т.д.

Проверке подлежат все сведения, сообщенные лицом, привлекаемым к ответственности. Это необходимо в целях выявления каналов незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, уста-новления организаторов, пособников, соучастников совершенного правона-рушения.

9. Опросить по обстоятельствам дела в качестве свидетелей должностных лиц таможенного органа, проводивших таможенный контроль и обнару-живших недостоверность заявленных сведений, установив их личность, пол-номочия, разъяснив им права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.6 КоАП РФ, по следующим вопросам:

1) все ли сведения, необходимые в соответствии с требованиями Тамо-женного кодекса Таможенного союза, были представлены;

2) какие документы содержат недостоверные сведения, в чем это выра-жается;

3) кем, где, когда и при каких обстоятельствах данные документы были представлены в таможенный орган и чем это подтверждается (каковы признаки подделки использованных средств идентификации либо их отнесения к другим товарам);

4) какие недостоверные сведения о товарах были выявлены в процессе проведения таможенного контроля, на что они влияют;

5) каковы обстоятельства обнаружения недостоверных сведений, на каком этапе таможенного оформления это было выявлено;

6) что пояснило лицо по поводу обнаружения недостоверных сведений, брались ли с него письменные объяснения, если нет, то по каким причинам.

В зависимости от ответов и обстоятельств дела необходимо задать иные вопросы.

10. Установить местонахождение организации, привлекаемой к ответственности:

1) из реестра таможенных перевозчиков;

2) запросить информацию у российских представителей международных транспортных организаций;

3) если организация является российским юридическим лицом или ин-дивидуальным предпринимателем, то запросить в налоговых органах выпис-ку из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого госу-дарственного реестра индивидуальных предпринимателей;

4) запросить сведения о перевозчике в порту приписки. Порт приписки установить через порт прибытия либо в территориальном подразделении по-граничной службы.

11. Опросить по обстоятельствам дела законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, предварительно ознако-мив с правами, предусмотренными статьей 51 Конституции Российской Фе-дерации и статьей 25.1 КоАП РФ, по вопросам, указанным в п. 1.4, а также по следующим вопросам:

1) признает ли факт совершения правонарушения;

2) на основании какого договора (экспедиции) осуществлялась доставка товара;

3) на основании какого договора (экспедиции) осуществлялась подача в таможенный орган документов в целях оформления определенной таможен-ной процедуры;

4) известны ли обязанности перевозчика (в зависимости от вида транс-порта) в контексте Конвенции о договоре международной дорожной пере-возки грузов от 19.05.1956 (далее – КДПГ); Таможенной конвенции о между-народной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенции МДП) от 14.11.1975; Соглашения о международном железнодорожном грузовом со-общении 1956 г.; Временной технологии взаимодействия таможенных орга-нов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, от 20.04.1995; Международной конвенции об унификации временных правил о коносаменте 1924 г.; Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г.; Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 ок-тября 1929 г.) (с изменениями и дополнениями от 28 сентября 1955 г.);

5) знакомит ли организация непосредственных исполнителей с их обя-занностями в части проверки соответствия транспортным и коммерческим документам содержимого транспортного средства, в том числе контейнера, прицепа и т.д.;

6) каковы причины сообщения таможенному органу недостоверных све-дений о перемещаемых товарах,

7) признает ли виновность лица, в отношении которого ведется произ-водство по делу, в совершении правонарушения.

Исходя из содержания ответов, задать другие вопросы.

К материалам дел, возбужденных в отношении юридических лиц, должны быть приобщены:

1) учредительные, уставные документы, предусмотренные статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), определяющие в соответствии с законодательством его правовое положение (правовой статус), при этом нет необходимости приобщать указанные документы в полном объеме и в оригиналах, допускается приобщение актуализированных выписок из них или заверенных надлежащим образом копий;

2) доверенности, представляемые в таможенные органы должностными лицами и сотрудниками юридических лиц при проведении таможенного контроля. Необходимо учитывать такие обстоятельства, как срок действия доверенности, статус представителя, наличие трудовых отношений между ним и доверителем, сведения о конкретных полномочиях представителя, должностном положении лица, подписавшего доверенность.

3) документы, подтверждающие полномочия законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу (в соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ).

12. Назначить в порядке статьи 26.4 КоАП РФ криминалистическую экс-пертизу для подтверждения факта подделки документов или фиктивности средств идентификации. Вызвать и ознакомить до проведения экспертизы лицо, привлекаемое к ответственности, с определением о назначении экспер-тизы, о чем сделать запись в определении.

Фиктивность документов может подтверждаться установлением недей-ствительности штампов и печатей таможенных органов иностранных госу-дарств на представленных транспортных и коммерческих документах, неоформление (невыдача) их отправителем, а также совокупностью иных до-казательств. Кроме того, при определении недействительности транспортных и коммерческих документов необходимо оценивать факты наличия или от-сутствия на них отметок таможенных органов стран-отправителей и транзит-ных стран, свидетельствующих о перевозке товаров по территории указан-ных государств, соответствия их установленным образцам и правилам запол-нения. В случае установления признаков подделки документов1 необходимо в порядке статей 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) передать материалы в территориальный орган внут-ренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

1 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), ст. 327.

Для проведения данных экспертиз следует изъять в соответствии со статьей 26.5 КоАП РФ и в порядке статьи 27.10 КоАП РФ образцы для сравни-тельного исследования – бланков, штампов, печатей, подписей. При изъятии средств идентификации их следует упаковать и опечатать в установленном порядке.

13. Опросить представителя российского получателя (отправителя) товаров в качестве свидетеля по вопросам:

1) заключения внешнеэкономического контракта;

2) получения разрешительных документов, необходимых для перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза;

3) наименования и количества, ассортимента товаров, их идентификаци-онных признаков, размера, цвета и т.д., которые должны были поступить (отправить) по конкретной поставке;

4) расхождения сведений о товарах, указанных в представленных в та-моженный орган документах, фактически перемещаемых;

5) присутствия представителя организации при погрузке;

6) поступления в организацию транспортных и коммерческих документов (факсом, почтой).

По иным вопросам в зависимости от обстоятельств дела.

14. Истребовать в соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ заверенные копии уставных, учредительных и регистрационных документов организации, привлекаемой к административной ответственности, трудового соглашения с управляющим транспортным средством либо экспедитором, а также в зависимости от обстоятельств дела копии разрешительных и иных доку-ментов (в случае перевозки товаров, на которую требуется лицензия, разре-шение и т.п.).

15. При выявлении правонарушения во внутренней таможне и необхо-димости получения дополнительной информации направить поручение в по-рядке статьи 26.9 КоАП РФ в приграничный таможенный орган, где произ-водилось оформление прибытия товаров, с требованием об изъятии пред-ставленных при перемещении через границу документов, производстве опро-са должностных лиц таможенного органа, представителей транспортной ин-спекции и др.

16. В случае, если правонарушение обнаружено при помещении товара на СВХ, необходимо опросить представителей СВХ по обстоятельствам по-мещения товаров на склад. При опросе задать следующие вопросы:

1) заключался ли договор на оказание услуг по хранению груза;

2) известны ли лица, представлявшие организацию, заключившие данный договор, период работы с данной организацией;

3) производился ли пересчет, взвешивание, измерение объема данного товара;

4) кто, когда, у кого и на основании каких данных производил прием то-варов и документов на них.

Перечень вопросов, подлежащих выяснению при опросе представителя СВХ, может быть расширен в зависимости от обстоятельств дела.

17. В случае выполнения всех процессуальных действий на территории Российской Федерации и необходимости получения доказательств от тамо-женных служб иностранных государств рассмотреть вопрос о направлении в установленном порядке международного запроса.

18. Принять меры к выявлению смягчающих или отягчающих вину об-стоятельств лица, в отношении которого ведется производство, в соответ-ствии со статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ. В том числе истребовать сведения в порядке статьи 26.10 КоАП РФ (об имущественном и финансовом положе-нии лица, привлекаемого к ответственности, о деловой репутации и т.п.). Кроме того, проверить по информационным базам таможенных органов, привлекался ли к административной ответственности за нарушение тамо-женных правил субъект правонарушения в целях установления повторности совершения однородного правонарушения.

19. Рассмотреть вопрос о наличии в действиях лиц, непосредственно пе-редавших по поручению лиц, указанных в подпункте 1.2, документы, содер-жащие недостоверные сведения о товарах, либо недействительные докумен-ты в таможенный орган, признаков правонарушения, предусмотренного ста-тьей 16.7 КоАП РФ.

20. В ходе производства необходимо решить вопрос о возможности при-влечения к административной ответственности должностных лиц юридиче-ского лица, совершившего правонарушение по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

21. Указанный перечень процессуальных действий не является исчерпы-вающим и в зависимости от обстоятельств дела могут быть проведены дру-гие процессуальные мероприятия, направленные на всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела об администра-тивном правонарушении.

22. По окончании административного расследования должностное лицо, проводившее расследование, составляет протокол об административном пра-вонарушении, который должен содержать помимо сведений, предусмотрен-ных частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, способ совершения, нормы закона, кото-рые нарушены, ссылки на все доказательства, собранные в ходе администра-тивного производства (заключения экспертов, показания свидетелей и т.д.), и их оценку, описание доказательств указывается в форме запрос-ответ, право-вое обоснование привлечения к административной ответственности, об име-ющихся вещественных доказательствах.

23. При составлении протокола по делу об административном правона-рушении, при производстве и рассмотрении дела об административном пра-вонарушении должны быть соблюдены процессуальные права лица, привле-каемого к административной ответственности, а также лиц, участвующих в деле.

24. Лица, привлекаемые к ответственности, должны заблаговременно уведомляться в установленном порядке о дате составления протокола по делу об административном правонарушении для реализации прав данных лиц, установленных законом, и требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушение уста-новленных законом прав указанных лиц может явиться основанием для от-мены постановления по делу об административном правонарушении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: