Суверенитет в отношении государства означает верховенство публичной политической власти, ее независимость от любых других организаций власти, существующих как внутри страны, так и за ее пределами.
РФ, как суверенное государство является полноправным субъектом международного права, представляет собой демократическое федеративное правовое государства с республиканской формой правления. Государственным суверенитетом в России обладает только сама РФ. Никакие субъекты РФ, даже если они называются республиками и принимают свои конституции, не обладают качеством государственного суверенитета.
КС неоднократно обращался с вопросом о понятии суверенитета. В постановлении от 7 июня 2000 года КС ответил, что суверенитет предполагающий верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства, на его территории и независимость в международном общении, представляет собой качественный признак РФ как государства, характеризующий его конституционно правовой статус. Кроме того, КС констатировал, что исключается существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью. Таким образом, КС определил отсутствие суверенитета у республик и иных субъектов РФ.
Субъекты определяются как государственно подобные образования.
Конституционные основы суверенитет государства получают закрепление:
1. Суверенитет распространяется на всю территорию (ст. 4).
2. Конституция и ФЗ имеют верховенство на всей территории (ст. 4).
3. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 3).
Государственный суверенитет выражается в таких характеристиках как:
1. Верховенство гос. власти – только государственная власть полномочна закреплять в К и иных НПА весь строй общественных отношений, устанавливать правопорядок, права и обязанности физических и юридических лиц, порядок их реализации, меры юридической ответственности.
2. Единство гос. власти – обладание на всех уровнях осуществления одинаковой сущностью, формами и методами деятельности, при этом между органами государственной власти должна быть определенная связь, разделение полномочий, субординация и взаимное дополнение друг друга. Принцип разделения властей ст. 10, ст. 11.
3. Самостоятельность и независимость гос. власти – в соответствии с распределением функций управления, общественными и государственными делами, органы государственной власти действуют самостоятельно и независимо, как от иных форм власти (органов местного самоуправления), политических партий, а также иностранных государств и международных организаций.