Катализатор - вещество, способствующее протеканию химической реакции и не расходующееся при этом.
Каталитический преобразователь, нейтрализатор или конвертер устанавливается в выпускной системе. В двухходовых катализаторах вещество-катализатор обеспечивает окисление содержащихся в отработанных газах углеводородов и моноокиси углерода, в результате получаются вода и двуокись углерода. В более современных конструкциях катализаторов из содержащейся в отработанных газах окиси азота удаляется кислород; такие катализаторы называются трехходовыми.
Имеются два основных типа катализаторов — монолитный и шариковый.
В катализаторе монолитного типа покрытая алюминием керамика или стальные сотовые ячейки образуют стабильную и жесткую базу для нанесения на них вещества-катализатора, обеспечивая площадь контакта с отработанным газом равную площади нескольких футбольных полей.
Катализатор шарикового типа состоит из покрытых алюминием проволочных корзинок, в которых расположено каталитическое вещество в виде засыпки.
|
|
В двухходовых окислительных катализаторах используются платина и палладий. В трехходовых используются платина и родий. Поскольку каждый катализатор содержит около 4 граммов драгоценного металла, в настоящее время разрабатываются более дешевые катализаторы, в которых в качестве базовых металлов используются медь и хром. Тем не менее, эти металлы более склонны «заражаться» небольшими количествами имеющейся в топливе серы.
Все катализаторы становятся неэффективными в случае, если вещество-катализатор вступает в контакт со свинцом.
Упрощенно ход реакций в нейтрализаторе выглядит так:
CH+O2 → CO2+H2O; NO+CO → N2+CO2:
Трехходовой катализатор работает эффективно только в том случае, если он используется совместно с системой контроля топлива, такой, как электронная система управления двигателем с петлей обратной связи; это обеспечивает поддержание соотношения воздух/топливо на точном стехиометрическом уровне (обеспечение химически правильного соотношения).
Для того, чтобы катализатор работал эффективно, необходимо соблюдать следующие правила:
НЕ использовать этилированное топливо;
НЕ допускать длительную работу двигателя на холостом ходу;
НЕ проверять работу свечей зажигания путем замыкания их на «массу»;
НЕ допускать длительных тестов на проверку компрессии;
НЕ допускать таких условий работы, когда несгоревшее топливо может попадать в систему выпуска.