Тахометры вольтметрового типа

Основные сведения

Тахометры

Тахометр – устройство для измерения скорости вращения вала. В состав тахометра входят датчик и приемник скорости, а также линия электропередачи, соединяющая датчик и приемник.

В зависимости от принципа действия, различают два вида тахометров:

1. механические;

2. электрические.

Электрические тахометры предназначены для измерения часто­ты вращения греб-

ных валов, главных двигателей, турбонагнетате­лей, дизель-генераторов, вспомогательных механизмов и др.

В состав установки тахометров независимо от принципа рабо­ты входят датчик, ука

затели частоты вращения и проводная линия связи.

В качестве датчиков скорости используют генераторы постоянного или переменно

го тока, напряжение которых пропорционально скорости вала.

В качестве приемников скорости используют вольтметры постоянного или перемен

ного тока, шкала которых градуируется непосредственно в единицах измерения скорости вала (чаще всего, в об / мин).

В качестве линий связи используют 2- или 3-проводные кабели (на постоянном токе – 2-проводные, на переменном – 3-проводные, в зависимости от типа тахометра).

На судах применяют следующие типы тахометров:

1. тахометры вольтметрового типа;

2. индукционные тахометры;

3. компенсационные тахометры.

На судах чаще других применяются тахометры вольтметрового типа и индукцион-

ные тахометры..

Тахометр вольтметрового типа – это генератор постоянного тока специального

исполнения небольшой мощности.

. Как известно из курса электротехники, э.д.с. генератора постоянного тока (В)

Е = сnФ,

где с – конструктивный коэффициент (постоянная величина);

n – частота вращения якоря генератора, об / мин;

Ф - магнитный поток полюсов генератора, Вб.

В тахометрах данного типа магнитный поток создается полюсами, выполненными

в виде постоянных магнитов (т.е. на полюсах нет обмотки возбуждения). Поэтому этот

поток есть величина постоянная.

Значит, с учетом того, что конструктивный коэффициент «с» и магнитный поток Ф – величины постоянные, э.д.с прямо пропорциональна частоте вращения якоря

Е = сnФ ≡ n.

Поэтому шкалу измерителя скорости - вольтметра можно отградуировать непосред

ственно в единицах измерения скорости – в об / мин (или радианах в секунду).

Прямо пропорциональная зависимость между скоростью и э.д.с. позволяет полу-

чить равномерную шкалу на вольтметре, что облегчает снятие отсчета скорости.

Рис. 16.15. Схема включения тахометра (а); схема магнитного шунта (б)

Схема включения тахометра вольтметрового показана на рис. 16.15, а.

Гребной вал через механическую передачу 2 (зубчатые коле­са и цепную передачу) передает вращение якорю генератора 3. Последний связан проводами 4 с указателями 5, представляющим собой вольтметры магнитоэлектрической системы.

К одному датчику скорости – генератору подключают несколько тахометров, распо

ложенных в разных местах – в машинном отделении, на мостике и др. Длина проводов ли

нии электропередачи между генератором и тахометрами получается разной, поэтому пока-

зания вольтметров могут отличаться.

Для регулировки показаний в корпус каждого тахометра встраивается корректор - регулировочный резистор, ось которого выведена наружу прибора и имеет гнездо – шлиц. Для регулировки вставляют отвертку в шлиц и поворачивают ось резистора в нуж-

ном направлении, до получения правильного отсчета. Для получения истинного значения скорости вала используют механические тахометры.

Кроме такой индивидуальной регулировки, отдельной для каждого тахометра, воз-

можна общая регулировка показаний всех тахометров одновременно.

Для этой цели служит магнитный шунт, встроенный в корпус генератора (рис. 16.15, б).

Этот шунт из ферромагнитного материала располагается рядом с полюсами посто-

янных магнитов. Магнитный поток, пронизывающий якорь генератора

Ф= Ф- Ф

Ф- магнитный поток посто­янных магнитов;

Ф- магнитный поток, проходящий через шунт.

Расстояние между полюсами и шунтом можно изменять при помощи регулировоч-

ного винта. При удалении шунта от полюсов воздушный зазор между шунтом и полюса-

ми увеличивается, поэтому часть магнитного потока полюсов, отбираемая шунтом, умень-

шается. Поэтому увеличивается магнитный поток, проходящий через якорь генератора, а

значит, и э.д.с. генератора.

Обычно такую регулировку применяют для компенсации старения постоянных маг

нитов, которое приводит к постепенному уменьшению магнитного потока полюсов.

Отечественной промышленностью изготовляются датчики (генераторы) вольтмет

ровых тахометров типа МЭТ 8/30 (М – морской, Э - электри­ческий, Т – тахометр, 8 – мак

симальное число тахометров, которые можно подключить к генератору, 30 – номинальное напряжение генератора при 1500 об/мин, В).

Указатели тахометров типов М-150, М-160, М-170, М-180, М-185 и М-186 имеют

поворот стрел­ки на 240°. Указатели некоторых типов имеют све­тящуюся стрелку и шкалу,

Указатели других типов имеют внут­реннее электрическое освещение и светящуюся шкалу.

Основная погрешность при измерении в пределах от 10 до 100% номиналь­ного зна

чения частоты вращения вала не превышает ±1% от но­минального значения шкалы.

К положительным качествам вольтметровых тахометров относятся: быстрота изме

рения, равномерность градуировки шкалы указателя, простота и надежность действия, возможность под­ключения к датчику большого числа указателей (до восьми приборов) и небольшая погрешность измерений.

Недостаток этой си­стемы: изменение постоянства магнитного потока полюсов гене

ра­торов вследствие ударных сотрясений, вибрации и температурных колебаний, а также наличие коллектора, за которым требуется значительный уход.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: